Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛЕКЦИЯ 9.. Психотерапия в социальной работе с пожилыми и старыми людьми




ЛЕКЦИЯ 9.

Психотерапия в социальной работе с пожилыми и старыми людьми

Содержание: Психотерапия - понятие и содержание, основные методы. Возможности применения методов психотерапии в социальной работе с пожилыми и старыми людьми. Предпочтительные методы психотерапии в центрах социального обслуживания населения старших возрастов.

 

Как известно, проблемы, с которыми сталкиваются пожилые и старые люди в наше нестабильное и небезопасное время, становятся все более сложными, разнообразными и многочисленными, разрешение которых без участия государственных социальных структур в данный момент просто невозможно. В свою очередь социальная работа с пожилыми людьми есть " ориентация и специализация социальной работы, касающаяся психосоциального лечения пожилых людей, осуществления ухода, оказания социальной защиты, помощи и поддержки пожилым". Следовательно, являясь частью, специализацией социальной работы в широком понимании, социально-геронтологическое направление своей основой имеет общие теоретические положения.

Согласно Российскому энциклопедическому словарю " Социальная работа" (1997), социальная работа - это профессиональная деятельность, направленная на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей или общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также изменения и реформирования социальной системы.

Справочник-словарь " Социальная работа и здравоохранение" (1996) поясняет, что " социальная работа - профессиональная деятельность, направленная на помощь людям в преодолении серьезных жизненных проблем, в которой используется широкий спектр специализированных приемов и методов".

В " Философии социальной работы" (1998) социальная работа характеризуется как особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации.

Как явствует из приведенных дефиниций, ни в одном из них не подчеркивается и не выделяется специально " психосоциальное лечение'', кстати, не упоминается последнее и в дефинициях других направлений социальной работы, например, с детьми, семьями и т. д. В то же время общеизвестно, что социальная работа как профессиональная деятельность обладает чертами, существенно отличающими ее от других, схожих по характеру профессий, таких, как врач, педагог, психолог, юрист и т. д. Одна из таких особенностей заключается в характере отношений между специалистами и клиентами (узаконенное определение социально обслуживаемых лиц любого возраста). В отличие от субъект-объектных отношений, свойственных другим видам помогающих профессий, социальная работа обычно строится на субъект-субъектных контактах, при этом помощь носит вспомогательный характер и направлена прежде всего на активизацию индивида или группы.

В контексте сказанного представляет большой интерес мнение высказанное Митрохиным В. И. с соавт. (1998) по поводу того, что " ныне за рубежом и в России преобладает точка зрения, согласно которой психосоциальная технология является чуть ли не самой оптимальной в системе социальной работы. Разумеется, - считают авторы, - психосоциальная технология может и должна применяться всегда и везде в качестве непременного компонента любой формы и любого вида социальной работы, ибо без ее методов и средств нельзя обойтись. Не вызывает ни малейшего сомнения и необходимость ее использования в качестве относительно самостоятельного метода, где психосоциальные проблемы являются ведущими. Но и в таких случаях применение только психосоциальной технологии недостаточно для достижения положительных итогов". С этим мнением авторов необходимо полностью согласиться, если речь идет о геронтологической специализации социальной работы.

С другой стороны, И. Г. Зайнышев и соавт. (2000) пишут, что термин " терапия" все больше приобретает широкий социальный аспект, и преимущество медиков-психотерапевтов в применении терапевтических методов в настоящий момент носит относительный характер: там, где есть, были и будут нерешенные социальные проблемы, активную роль предстоит играть специалистам социальной работы". По мнению авторов, " социальная терапия" тесно связана с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику, но если врач-психотерапевт работает в основном с неврозами, пограничными состояниями и другими нервно-психическими патологиями, то социальный работник имеет дело с " социальной патологией".

При всем глубоком уважении к теоретикам социальной работы тем не менее возникает сомнение в такой широкой трактовке понятия " социальная патология", с одной стороны, а с другой, - в слишком большой переоценке психотерапии и ее методов лечения в социальной работе.

Общеизвестно, что социальная патология всегда и всюду воспринималась любым обществом как те или иные формы нарушения общепринятых правил поведения, как асоциальное поведение (алкоголизм, наркомания, криминальные действия) независимо от возраста лиц, совершающих антиобщественные и антисоциальные действия. Взгляд И. Г. Зайнышева и соавторов на социальную патологию совпадает с теорией аномии французского социолога Е. Дюркгейма, согласно которой в обществе в связи с усиливающимся разделением труда нарастают классовые конфликты и увеличивается спад общественной солидарности. Отсутствие правил для регулирования социальных систем ведет к путанице и дезинтеграции, т. е. к утрате социальных норм - аномии. Е. Дюркгейм считал, что любой период глубоких социальных сдвигов или экономической неопределенности сопровождается высокой аномией, когда общество и экономика нестабильны, преимущество от конформного или отклоняющегося поведения становится недостаточно предсказуемыми. Так, люди, всю жизнь сохранявшие средства в банках, становятся нищими из-за банковского кризиса, а бродяги, мошенники выигрывают и становятся богачами. Если подобные события происходят часто, то способность группы поддерживать социальные нормы системой вознаграждения и наказания, слабеет. Таким образом, аномия - это отсутствие законов, организации и как социологическое и социально-психологическое понятие обозначает разложение системы ценностей и невозможность их реализации для большинства, что выражается в отчуждении человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности.

Медведева Г. П. (2000) обращает внимание на то, что у 36% людей, старше 55 лет устойчивым является осознание невозможности вписаться в " новую" социальную реальность, которая обесценивает и эпатирует такие ценности, как труд, коллективизм, равенств, освобождая место материальному успеху, индивидуализму и произволу.

В свою очередь многие геронтопсихологи и геронтопсихиатры указывают на то, что старческая преступность, ее рост, как и детской, возникает в таком обществе от осознания своей ненужности, неумения " мошенничать или совершать другие т. н. легальные преступления", участвовать в т. н. " теневом бизнесе" и т. п., приносящие сиюминутный материальный успех, который высоко ценится в данном обществе.

Расценивая старческую преступность как способ обратить на себя внимание, можно выделить две группы пожилых людей по этому признаку:

- заученная беспомощность - результат сравнения настоящей ситуации с аналогичным опытом в прошлом, зачастую для пожилых людей болезнь-это способ обратить на себя внимание;

- выученная агрессивность - закрепленный в опыте способ преодоления возникающих препятствий, который в прошлом был эффективным.

Существенным представляется понимание того факта, что " трудный старик" это то же, что и " трудный ребенок": своим поведением он дает понять окружающим, что ему плохо, не все его потребности удовлетворены, поэтому его не следует за это поведение ни преследовать, ни осуждать, - а необходимо помочь ему избавиться от трудностей и приобрести душевное равновесие и покой.

" В настоящее время нужно со всей откровенностью признать, что большинство пожилых и старых людей чувствуют внутреннее отчуждение от общества и семьи. Их потребность в участии в общественно-социальных событиях прогрессивно снижается или выражается в неконструктивной форме. В свою очередь люди более молодых возрастных групп психологически слабо подготовлены к наступлению пожилого возраста, с трудом находят взаимопонимание с пожилыми родственниками, нередко проявляя нетерпимость по отношению к ним. Ослабление социальных связей пожилых людей является большой нравственной проблемой Российской Федерации" (С. В. Калашников и др., 2000).

По данным Министерства труда и социального развития (2001 г. ), в настоящее время большинству пенсионеров далеко не по карману ежемесячно оплачивать товары и услуги, входящие в перечень из более чем 480 видов товаров и услуг, используемый Госкомстатом России для расчета индекса потребительских цен применительно к категории " все население". Поэтому его использование для оценки качества жизни пенсионеров вызывает большие сомнения, вопреки желанию отметить " некоторые позитивные моменты в области жизненного уровня пенсионеров" и обратить внимание, что уже " сделаны первые шаги в направлении повышения жизненного уровня пенсионеров хотя бы до существовавшего перед августовским кризисом 1998 г. Однако можно не сомневаться в определенного рода эмоциональной реакции пенсионеров на данные " позитивные моменты", если вспомнить, что и в докризисный период (1998 г. ) жизненный уровень пенсионеров оставался крайне низким, что с трудом соответствовал физиологическому выживанию человека.

В контексте всей финансово-экономической ситуации в РФ, не говоря уже о социально-политической, трудно согласиться с учеными, которые считают, что проблемы пожилых и старых людей могут быть разрешены с помощью " психосоциального лечения" или что стоит " социальному работнику овладеть основными терапевтическими и практическими методами, применяемыми психотерапевтами", как они будут способны выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивации его поведения. В свою очередь сетования на то, что " пока нет систематического руководства по различным методам психотерапевтического воздействия, которое бы позволило социальному работнику быстро и точно найти эффективный метод и предложить оптимальный вариант его применения в конкретных условиях" (И. Г. Зайнышев и др., 2000), вызывают искреннее удивление верой в чуть ли не магическую способность психотерапии решать самые болезненные социальные проблемы общества.

Именно поэтому возникает настоятельная необходимость остановиться на самом понятии " психотерапия", на четком понимании, что же это такое, каковы основные методы и принципы психотерапии, а главное, каковы ее возможности при использовании в социальной работе с пожилыми и старыми людьми.

Х Х Х

Психотерапия - это система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного. Как метод лечения психотерапия традиционно входит в компетенцию медицины. Психотерапевтические методы лечения в свою очередь широко используются лишь при определенного рода психической патологии. Лечение это специфично и основано на психических и психологических методах воздействия и поэтому становится точкой пересечения ряда областей: медицины, психологии, социологии, педагогики и других. Эта интердисциплинарность особенно ярко проявляется в последнее время в связи с широким распространением методов групповой психотерапии.

Психотерапия - это лечение информацией, лечебный эффект при данной форме лечения достигается не благодаря физическим или химическим свойствам раздражителя, а благодаря той информации, которую она несет. В этом специфика психотерапии, при которой основную роль играет эмоциональное воздействие на больного. Но и это эмоциональное воздействие определяется той информацией, которая исходит от психотерапевта, его речи и всей его личности.

Основным источником передачи информации является речь, поэтому иногда психотерапию называют речевой терапией. Такое ее обозначение является неточным, так как информация может передаваться и безречевым путем, поскольку ее несут не только речь психотерапевта, но и сопутствующая ей мимика, жесты, интонация и весь внешним облик говорящего.

Различные виды психотерапии - это различные виды ввода, переработки и действия информации.

Лечебная информация - рапорт - составляется психотерапевтом и полностью основывается на тех клинических проявлениях болезни, от которых необходимо избавить больного. Если лечебная информация адресована к одному больному, то это будет индивидуальная психотерапия, в том случае, если она направлена к целой группе -групповая психотерапия.

Лечебная информация может исходить непосредственно от психотерапевта и осуществляться при наличии непосредственного контакта между ним и больным; может быть передана в звукозаписи (лечебные кассеты, диски, пластинки); сеансы групповой психотерапии могут проводиться по радио, телевидению, кино. Вероятно, в памяти населения еще полностью не амнезированы групповые сеансы психотерапии " великих" психотерапевтов - Кашпировского, молчаливые сеансы Чумака и прочих, но можно с полной уверенностью говорить о том, что до сих пор многие люди, особенно пожилого и старческого возраста, ощущают на себе последствия этих " психотерапевтических сеансов".

Действие лечебной информации может быть непосредственным или отставленным во времени.

Основные виды психотерапии:

- убеждение;

- внушение:

- самовнушение;

1. Убеждение или рациональная психотерапия - это лечение информацией, вступающей в связь и взаимодействие с имеющимися у больного представлениями и подвергающейся логической переработке и критической оценке, в результате чего могут возникать новые взгляды на жизнь, новая оценка травмирующих психику событий, новые установки на будущее.

Техника лечения (воздействия) сводится к беседам, во время которых психотерапевт разъясняет больному причину его заболевания и характер имеющихся у него нарушений, призывает пациента изменить свое отношение к волнующим событиям окружающей среды, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся у него патологических симптомах. Именно поэтому этот вид психотерапии называется рациональной, т. е. разъяснительной, и имеет она успех лишь в том случае, когда за ней стоит превосходящая больного личность психотерапевта, вызывающая у больного доверие и уважение. При этом важное значение имеет наличие определенной окружающей психотерапевтической атмосферы.

Достоинством метода является то, что больной активно участвует в процессе лечения и при таком лечении укрепляется его интеллект, открываются возможности коррекции взглядов, установок и характерологических особенностей, предрасполагающих к заболеванию.

Недостатком метода является то, что лечебный эффект при этом наступает часто не так быстро, как при некоторых других методах психотерапии. Существенным фактором, осложняющим, а иногда препятствующим внедрению метода убеждения, или рациональной психотерапии, в социальной работе с пожилыми и старыми людьми является именно большая возрастная разница между ними и социальными работниками. Преодоление психологического барьера, возникающего вследствие недоверия и непонимания, происходит постепенно, по мере познания друг друга, и как следствие - возникновение естественного чувства благодарности со стороны пожилого человека за оказываемую психотерапевтическую поддержку.

2. Внушение, или суггестия - подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических процессов. Путем внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения. Кроме того воздействие оказывается на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого, но нужно знать, что внушение не возможно без смыслового содержания в сообщении, т. е. человеку нельзя внушить что-либо на незнакомом языке.

Особенность внушения кроется в том, что при этом виде психотерапии помимо основной смысловой информации, определяющей содержание внушения, вводится еще добавочная. т. н. верифицирующая, подтверждающая информация, повышающая достоверность основной информации. Обычно такой добавочной информацией является голос, мимика, авторитет психотерапевта. Чем более уверенно говорит психотерапевт, тем более верифицирующее действие оказывает его речь.

Внушение может быть прямым или косвенным. Прямое внушение может реализоваться либо непосредственно вслед за действием вызвавшего его слова, либо спустя некоторое время.

При косвенном внушении всегда прибегают к помощи добавочного раздражителя, наделяемого новым информационным значением, благодаря произведенному прямому внушению. При косвенном внушении больной ошибочно приписывает наступившее лечебное воздействие какому-то раздражителю, на который указал психотерапевт, но который сам по себе без участия внушения, не способен его вызвать.

Техника лечения: с больным проводится беседа, во время которой его предварительно убеждают в правильности того, что ему собираются внушить, например, логически доказывают, что его страхи или тревога необоснованны, что у него нет болезни, которую он у себя подозревает. Внушение делается эмоционально насыщенным повелительным тоном в виде резких, коротких фраз, обычно несколько раз повторяемых.

Самовнушение - это сознательное, целеустремленное регулирование своих действий, усиление влияния представлений на вегетативные или психические процессы, вызванные психической активностью лица, проводящего самовнушение. При самовнушении действует информация, ранее поступившая и далее воспроизводимая самим больным. Самовнушение очень хорошо применять у лиц с психосоматолабильной конституцией.

Самовнушение может быть произвольным и непроизвольным, оно сочетается с самоубеждением, что особенно наглядно проявляется в учении йогов, одном из наиболее древних методов психотерапии.

Вообще существуют и широко используются два вида самовнушения:

- метод КУЭ (по имени автора), техника которого состоит в следующем: проводится убеждение и внушение наяву психотерапевтом, а затем им дается указание больному повторять внушение, т. е. проводить самовнушение путем автоматических многократных повторений обычно либо при засыпании либо сразу же после пробуждения;

- аутогенная тренировка - путем самовнушения вызывается чувство тяжести в теле и достигается состояние мышечного расслабления (релаксация), а затем на этом фоне осуществляется самовнушение.

Техника: больному разъясняется цель лечения и указывается, что его обучают особой технике самовнушения в состоянии покоя и мышечного расслабления, которое позволит ему добиться устранения болезненных симптомов. Суть аутогенной тренировки в том, что больной систематически приучается погружаться в особое состояние, напоминающее легкую дремоту, находиться в состоянии медитации.

3. Каузальная, т. е. аналитическая (причинная) психотерапия. При этом виде психотерапии происходит обмен информацией между больным и психотерапевтом, ведущий к осознанию и отреагированию больным психотравмирующих переживаний. Больному нужно осознать причину болезненных симптомов, чтобы излечиться.

Наиболее распространенным методом каузальной психотерапии является психоанализ З. Фрейда, в основе которого лежит выявление сексуальных переживаний детского возраста, отреагирование их (катарсис), а затем наступает выздоровление.

При психоанализе отыскивается вместе с больным или помимо его воли, а иногда даже против его желания и при его сопротивлении среди хаоса жизненных отношений те разом или медленно действующие условия и обстоятельства, с которыми может быть связано происхождение болезненного состояния.

Все эти методы психотерапии, за исключением психоанализа, могут быть индивидуальными или групповыми, в последнем случае формируется коллектив, группа больных, который в свою очередь оказывает лечебное действие на его членов. Достоинство групповых сеансов, прежде всего в том, что психотерапевт затрачивает меньше времени на проведение лечения и может одновременно охватить целую группу больных. Внушаемость больных, доступность психотерапевтическому воздействию при условии пребывания в коллективе обычно возрастают. Недостатком метода является то, что при проведении групповых сеансов трудно оказать строго индивидуальное воздействие на отдельного больного.

Даже такой краткий и схематичный обзор основных понятий и методов психотерапии показывает, что для проведения психотерапевтических сеансов необходимы обширные знания по психологии и соответствующее медицинское образование.

Х Х Х

В геронтопсихиатрии и геронтопсихологии еще 10 лет тому назад существовала точка зрения, что использование конкретных методик психотерапии, особенно суггестивных, при лечении пожилых и старых людей должно быть крайне осторожным в силу особенностей старческой психики: с одной стороны, - большой жизненный опыт при полной интеллектуально-мнестической сохранности способствует слишком критической оценке любого вида внушения, а с другой, - повышенная внушаемость на самых ранних этапах старческой деменции.

Для решения вопроса необходимо:

- оценить физическое состояние, чтобы узнать, какой объем лечения проводить;

- оценить, может ли больной получать терапию с точки зрения его предшествующей адаптации и уровня ее нарушений, способности установить контакт с врачом, и к степени, до которой состояние больного можно изменить;

- определить, являются ли имеющиеся нарушения чем-то новым или продолжением длительно существующей невротической структуры личности.

Михайлова Н. М. подчеркивает, что пожилые и старые люди традиционно рассматриваются как плохие кандидаты для психотерапии вследствие некоторых особенностей психики, таких, как ригидность, утрата возможностей к изменению, сужение жизненной перспективы и ослабление мотиваций к изменению. Однако, считает автор, возрастающая зависимость пожилых может рассматриваться как психотерапевтический ресурс, а ослабление психологических механизмов защиты улучшает и делает более прямым контакт с бессознательным. Опираясь на свой собственный опыт, автор делает вывод, что использование различных видов психотерапии в поликлинике вполне оправдывает себя и позволяет существенно снизить дозу психотропных средств или обойтись без их применения, и высказывает мнение, что необходимо широкое использование психотерапии и психологической коррекции в комплексном лечении пожилых людей.

Основная цель психотерапевтического лечения пожилых и старых людей состоит в улучшении их психических, физических и социальных функций, а потому только опытный специалист, на котором лежит ответственность, может решать, какой тип лечения назначать и кто его будет проводить.

Техника изменений мотиваций в первую очередь должна быть направлена на сдвиг желаний со смерти на желание жить. Как правило, пожилых и старых людей необходимо поощрять устанавливать новые социальные отношения и связи, возродить или завести новые интересы к религии, выздоровлению, занимательному досугу, домашней деятельности в тесной близости к другим людям, а также участвовать в самых различных видах взаимопомощи.

Согласно А. Б. Иванову, в психологии имеется три трактовки понятия " психотерапевт":

- это - специалист по лечению нарушенного поведения с помощью психологических методов;

- это - клинический психолог, специалист по диагностике и лечению нарушений поведения, основным методом лечения которого являются беседа с пациентом или психологическое обследование;

- это - психолог-консультант, который помогает людям, не нуждающимся в психотерапии, решает возникающие межличностные взаимоотношения меду людьми.

Иванов А. В. очень критичен, когда пишет, что " работа в ЦСО показала, что существует сильное желание подменить или дополнить работу психолога работой психотерапевта и вести с клиентами психотерапевтические беседы", но " психотерапия - это все-таки терапия, т. е. лечение, не все клиенты в ней нуждаются… деятельность эта в большинстве случаев врачебная и требует медицинского образования". Таким образом, автор пришел к тому же заключению, о чем много ранее предупреждала Б. В. Зейгарник, т. е. опасности заниматься вопросами " малой", " пограничной" психиатрии.

В свете всего изложенного понятным становится разочарование психологов в своей психотерапевтической работе с пожилыми и старыми людьми: " проведение сеансов групповой психотерапии и создание психотерапевтической группы не представляется эффективной фермой по причине чрезвычайной разнородности участников бесед и краткости встреч", " не всегда работа психолога протекает успешно: плохо слышат, плохо видят, не понимают адекватно... задача психолога при групповой терапии - учитывать различия в культурном и образовательном уровне клиентов, разницу интересов", " перед людьми пожилого возраста проблемы межличностного общения, решение которых - важнейшая задача психотерапии, либо вообще не стоят в силу естественных причин, либо сводятся к узкой группе внутрисемейных отношений".

Следует принять точку зрения Лидерса А. Г. (1999), который считает, что психологическое консультирование как вид оказания психологической помощи отличается от психотерапии и психокоррекции. Основное отличие автор видит в том, что " психолог-консультант должен уметь видеть перед собой психически здорового, культурно продуктивного, способного к личностному росту человека, а не больного, которого он лечит, и не объект для психологического обследования, а полноправного субъекта жизнедеятельности, с которым он " сопереживает" кризисные моменты его жизни.

Лидерс А. Г. убежден, что основанием для психологической поддержки пожилых могут быть только добровольное обращение к психологу и потребность в психосоциальной помощи, которая оказывается:

- по медицинским показаниям, при наличии психического заболевания, диагноза, т. е. это психотерапевтическая помощь;

- при добровольном обращении к психологу и психотерапевту, т. е. вневрачебная психотерапевтическая помощь;

- по социальным показаниям, т. е. психосоциальная помощь по требованию уполномоченных органов, и в этом случае помощь должна быть законно оформлена.

В геронтопсихиатрии используются психотерапевтические методы лечения, исходя из состояния интеллектуально-мнестических способностей пожилого и старого человека, из четкого представления выраженности дефицитарных симптомов, т. е. снижения памяти, осмысления ситуации и своего места в этой ситуации, адекватности эмоциональных реакций. Меньше всего используются глубинно-психологические и психоаналитические методы. Психотерапия для пожилых и старых людей в широком понимании означает специально приспособленный защищающий, поддерживающий и рационально терапевтический метод с учетом их потребностей, проблем и возможностей воспринимать психотерапевтическое воздействие.

Поддерживающая психотерапия нацелена на то, чтобы стимулировать и побуждать сохранившиеся способности, активизировать стремление противостоять регрессивным тенденциям в умственной сфере, обусловленным самой старостью.

Поддерживающая психотерапия особенно важна при депрессивных расстройствах, которые довольно часто наблюдаются на самом раннем начале дементирующего (ослабоумливающего) процесса в связи с тем, что больной с сохранной критикой и осознанием самого себя, крайне болезненно воспринимает свои интеллектуальные ошибки. Чем раньше этот процесс будет охвачен психотерапевтическими мерами, тем эффективнее удастся предупредить больного от сверхнагрузок, декомпенсирующих его состояние.

Все большее значение в геронтопсихиатрии приобретает поведенческая психотерапия больных с церебральной недостаточностью. Как известно, возможности старых людей вести себя адекватно в значительной степени зависят от самых разнообразных факторов окружающей среды. В данном случае одним из способов социализации пожилых и старых людей является стимуляция возможностей обучаемости, разъяснения непреложных, а потому воспринимаемых, как угрожающие, ситуаций, помощь в выработке определенных стереотипов поведения во избежание неприятных столкновений или бытовых конфликтов.

Когнитивные психотерапевтические методы способствуют активизации пожилого человека и выявлению его психотической дезинтеграции, а также научению принимать решения и действовать в рамках собственных физических и интеллектуальных возможностей.

Главным условием любого вида психотерапии является щадящее и постепенное воздействие. С другой стороны, без предшествующего полного соматического исследования состояния пожилого человека, исключения выраженного интеллектуального снижения нельзя использовать психотерапию, так как результат может быть прямо противоположным желаемому.

Следует напомнить, что всего лишь 1067080 человек в 2000 г. получали помощь и поддержку в центрах социального обслуживания, т. е. 1/30 часть пенсионеров по возрасту, которая реально не может в настоящий момент самостоятельно справиться со своими жизненными проблемами и нуждается во внимании системы социальной защиты. Психотерапия как метод лечения, конечно, имеет большую практическую ценность в оказании эмоциональной поддержки, однако вряд ли она может заменить все другие формы и методы социальной работы с данной категорией населения старших возрастов. Более того использование известных психотерапевтических методов в каждом конкретном случае должно осуществляться лишь после совместного консультирования и при полном взаимодействии социальных работников, геронтопсихологов и геронтопсихиатров. Вполне вероятно, что именно такой комплексный подход позволит более эффективно сочетать конкретные психотерапевтические методы с другими возможностями активизации пожилых и старых людей, продления периода независимого существования.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Психотерапия: понятие, содержание и основные методы.

2. Общее и различие в использовании методов психотерапии в геронтопсихологии и геронтопсихиатрии.

3. Возможности использования различных методов психотерапии в социальной работе с пожилыми людьми.

Обязательная литература:

1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М.: Зевс-Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.

2. Лидерс А. Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых. //Психология зрелости и старения, зима, 1998.

3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

Дополнительная литература:

1. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. Л.: Медицина, 1985.

2. Огинская М. М. Розин М. В. Мифы психотерапии и их функции. //Вопросы психологии, №4, 1991.

3. Руководство по психотерапии /под ред. В. В. Рожнова. / Ташкент, 1979.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...