Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика рынка монополистической конкуренции




Отрасль, состоящая из большого числа фирм, производящих подобную, но не идентичную продукцию, работает в условиях монополистической конкуренции. Чертами, отличающими монополистическую конкуренцию от других видов конкуренции, являются: дифференциация продукции, наличие множества продавцов, конкуренция по неценовым показателям. Монополизм в данной модели основан на дифференциации продукта, но ограничен большим числом конкурентов.

Признаками структуры монополистической конкуренции являются:

· присутствие на рынке большого числа фирм;

· каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, потому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой;

· фирма самостоятельно определяет собственную ценовую политику, не учитывая реакцию конкурентов;

· дифференциация продукта осуществляется по его качеству, условиям и услугам, связанным с продажей, размещению, стимулированию сбыта;

· вступление в отрасль достаточно легкое;

· иногда дополнительным, но не обязательным условием является несовершенная информация.

Аналогично совершенной конкуренции монополистическая конкуренция характеризуется наличием в отрасли большого количества фирм, при этом каждая фирма производит небольшую долю отраслевого выпуска, а фирмы имеют относительно малые размеры. Вход в монополистически конкурирующую отрасль обычно легок, хотя из-за дифференциации продукта и приверженности части покупателей к определенной фирменной марке он более труден, чем в условиях совершенно конкурентного рынка. Новая фирма должна быть способна не только производить продукцию, но и привлечь к себе покупателей продукции уже действующих на рынке фирм. Завоевание доли рынка для новых фирм будет связано с дополнительными издержками на обеспечение таких свойств продукта, которые отличают его от имеющейся на рынке продукции конкурентов. Кроме того, в отличие от совершенной конкуренции, потребуются средства на рекламу и стимулирование сбыта. Таким образом, фирма, выходящая на монополистически конкурентный рынок, сталкивается с более высокими финансовыми и маркетинговыми препятствиями, по сравнению с фирмой, выходящей на рынок совершенной конкуренции.

Дифференциация продукции в условиях монополистической конкуренции приводит к тому, что часть покупателей начинают выделять продукцию одной фирмы среди аналогичной продукции других. Создавая свой собственный вариант товара, каждая фирма приобретает некоторого рода ограниченную монополию. Существует только один производитель йогурта «Савушкин продукт», только один производитель пива «Криница», только один изготовитель пальто «Элема», тем не менее, все названные фирмы сталкиваются с конкуренцией со стороны производителей, предлагающих товары-заменители, т.е. действуют в условиях монополистической конкуренции. Дифференциация продукции дает фирмам возможность обладать ограниченным влиянием на цены. Формируя лояльность потребителей к фирменной марке и компании, фирма способна взимать ценовую разницу. Однако эта ценовая разница чаще всего будет небольшой из-за того, что перекрестная эластичность спроса между товарами монополистически конкурирующих фирм довольно высока. Высокая эластичность спроса по цене для товара любой фирмы создает условия для ценовой конкуренции между продавцами.

Вместе с тем важнейшей чертой монополистической конкуренции является неценовая конкуренция, которая идет по техническим характеристикам товара, его качеству, услугам и условиям продажи.

Фирма – монополистический конкурент может использовать три стратегии влияния на объем продаж: во-первых, изменять цену, т.е. осуществлять ценовую конкуренцию; во-вторых, следовать стратегии дифференциации продукта; в-третьих, применять стратегию в сфере стимулирования сбыта продукции. Следует заметить, что все три стратегии могут использоваться на рынке монополистической конкуренции одновременно, при этом поведение конкурирующих фирм практически не учитывается, а их реакция не чувствуется и не ведет к формированию контрстратегии.

5.2. Равновесие фирмы – монополистического конкурента
в краткосрочном периоде

Дифференциация продукции ведет к тому, что монополистически конкурентная фирма может в определенных пределах управлять ценой. Иными словами, кривая спроса на ее продукт имеет отрицательный наклон. Обладая некоторой монопольной властью, размер которой зависит от успеха в дифференциации своего продукта по отношению к продуктам других фирм, фирма – монополистический конкурент является ценоискателем и стремится установить цену, максимизирующую прибыль.

Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции достаточно эластичен, но все-таки убывает (т.к. рыночная власть невелика). Кривая спроса более пологая, чем у чистой монополии, поскольку потребителям легче переключиться на товары-заменители при повышении цены. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластична кривая спроса каждого продавца, т.е. тем больше ситуация будет приближаться к совершенной конкуренции и тем меньше будет рыночная власть отдельной фирмы.

Традиционную экономическую модель монополистической конкуренции разработали в 30-е годы ХХ века независимо друг от друга Эдвард Чемберлин и Джоан Робинсон. Они сделали два важных вывода относительно отраслевой структуры монополистической конкуренции. Во-первых, поскольку изделия имеют достаточно высокую заменяемость, каждая фирма может испытать снижение спроса на свою продукцию. Второй вывод, основанный на предположении о большом числе независимых фирм, заключается в том, что каждая фирма будет вести себя таким образом, будто ее решения относительно цены и объема выпуска не влияют на поведение других фирм этой отрасли. И поскольку изделия взаимозаменяемы, кривая спроса каждой фирмы высокоэластична.

Основной особенностью модели Чемберлина является абсолютная симметрия положения всех фирм данной отрасли. Образно говоря, чемберлинскую фирму можно сравнить с одной из множества рыбацких лодок с несколькими закинутыми в воду удочками. Если какой-то один рыбак в отличие от других найдет более соблазнительную для рыб наживку, то его доля в общем улове значительно возрастет. Но поскольку ситуация абсолютно симметрична, то, что сделал этот рыбак, могут сделать и другие. Однако если все станут применять лучшую наживку, то наживка, которую использовал «новатор», перестанет быть привлекательнее используемых другими рыбаками, как это и было изначально, а значит, и его доля в общем улове значительно уменьшится.

Аналогия между приведенным примером и поведением чемберлинской фирмы в условиях монополистической конкуренции полная. Оценивая спрос на свои изделия, фирма полагает, что конкуренты никак не реагируют на ее решение относительно цен и объема производства. Подобно упоминавшемуся рыбаку, фирма права, считая, что перемена ее поведения не должна повлечь за собой перемену в поведении других фирм. Однако симметрия между фирмами предполагает, что если для какой-то фирмы имело смысл изменить цену на товар, то это имеет смысл и для всех других фирм.

В результате для фирмы будут характерны 2 различных кривых спроса: первая определяет случай, когда только одна эта фирма изменит цены, а вторая – случай, когда все фирмы одновременно изменят цены. Например, dd на рис. 5.1 является кривой спроса на продукцию фирмы Чемберлина, если она одна изменит цены, а DD – кривой спроса в случае изменения цен всеми фирмами.

Кривая спроса на продукцию фирмы будет более пологой, если все другие фирмы сохранят цены на свою продукцию постоянными (dd), и более крутой, если все фирмы одновременно изменят свои цены (DD).

Если все фирмы устанавливают цену Р', каждая из них продаст Q' изделий; если одна из фирм снизит цену до Р'', то она продаст Q''' изделий, но если и другие прибегнут к подобному снижению цен, то каждая фирма продаст только Q'' изделий.

Важно осознавать, что фирмы с симметричным положением склонны совместно изменять цены на продукцию. Однако, прекрасно это понимая, каждая фирма в то же время полагает, что изменение ею собственных цен – не повод для аналогичных действий других фирм. Поэтому, когда фирма прогнозирует последствия цен на свою продукцию, она рассматривает случай, характеризуемый прямой dd, а не DD.

Франк Роберт Х. Микроэкономика и поведение. – М., 2000.

Первый шаг анализа модели монополистической конкуренции – исследование процесса принятия решений отдельной фирмой. Каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна монополии. Так как продукция ее отличается от производимой другими фирмами, она сталкивается с убывающей кривой спроса. Монополистически конкурентная фирма следует правилу максимизации прибыли и выбирает объем выпуска, при котором предельный доход равняется предельным издержкам (MR = MC), а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему.

Фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде могут получать прибыли или нести убытки (рис. 5.2).

 
 

 


Если фирмы в краткосрочном периоде получали экономическую прибыль, то это стимулирует ко входу на рынок новых фирм-конкурентов, что приводит к увеличению видов предлагаемой продукции и снижению спроса для всех соперничающих фирм. По мере того как спрос на продукцию присутствующих на рынке фирм падает, происходит снижение цены и, следовательно, уровня экономической прибыли. И, наоборот, убытки, которые несут фирмы в краткосрочном периоде, подталкивают их к выходу с рынка. Так как часть фирм покидает рынок, количество видов предлагаемой продукции сокращается; уменьшение числа фирм ведет к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. По мере того как спрос на продукцию остающихся фирм растет, убытки сокращаются. Процесс «миграции» фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигает нулевой отметки.

5.3. Равновесие фирмы – монополистического конкурента
в долгосрочном периоде. Издержки монополистической
конкуренции

Как было показано ранее, свободный вход на рынок и выход из него в условиях совершенной конкуренции приводит к тому, что у фирм исчезнет возможность получать прибыль сверх нормальной. Аналогичные силы действуют в условиях монополистической конкуренции, хотя они не настолько мощны, чтобы полностью ликвидировать возможность получения экономической прибыли или гарантировать каждой фирме нормальную прибыль.

Барьеры для входа на монополистически конкурентный рынок, как известно, низкие. Если экономическая прибыль краткосрочного периода существует, то можно ожидать, что действующие фирмы будут стремиться к экономии от масштаба производства, росту и другим решениям, увеличивающим прибыль и снижающим издержки. Новые фирмы, привлеченные прибылью выше нормальной, получат мотив для входа в отрасль. Достаточно высокий спрос, вход новых фирм и расширение сбыта уже существующими на рынке фирмами усиливают конкуренцию и ликвидируют возможность получения экономической прибыли. Когда спрос низок и не позволяет получать даже нормальную прибыль, одни фирмы покидают отрасль, другие стремятся стать более эффективными по издержкам, найти способы стимулирования потребительского спроса, чтобы обеспечить получение хотя бы нормальной прибыли. Важно отметить, что в монополистически конкурентной отрасли рыночные силы не столь мощны, чтобы заставить фирмы действовать в точке минимума кривой долгосрочных средних издержек.

В долговременном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, или, другими словами, к безубыточности. Долгосрочное равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции представлено графически (рис. 5.3).

Новые фирмы не имеют побудительных мотивов ко входу на рынок, а существующие – не имеют стимулов к выходу. Кривая спроса D на рис. 5.3 лишь касается кривой средних общих издержек (АТС), т.е. цена устанавливается на уровне средних общих издержек (Р = АС).

Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется двумя свойствами:

а) как и на рынке чистой монополии, цена товара превышает предельные издержки фирмы (Р > МС). Данный вывод следует из того, что максимизация прибыли требует равенства предельного дохода MR предельным издержкам МС, а вследствие отрицательного наклона кривой спроса предельный доход меньше цены;

б) как и на конкурентном рынке, цена равняется средним общим издержкам, так как свободный вход и выход фирм с рынка ведет к установлению нулевой экономической прибыли.

Второе свойство (б) показывает отличие рынка монополистической конкуренции от чистой монополии: так как чистая монополия – единственный продавец продукции, не имеющей близких заменителей; она имеет возможность получать положительную экономическую прибыль даже в долгосрочном периоде.

Рынки с монополистической конкуренцией характеризует то, что на них не достигаются ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Превышение ценой предельных издержек в условиях равновесия в долгосрочном периоде указывает на то, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, производимые с теми же ресурсами.

В противоположность фирмам, действующим при совершенной конкуренции, в условиях монополистической конкуренции фирмы производят несколько меньший объем производства. Производство осуществляется с более высокими издержками на единицу продукции, чем достижимый минимум. Это, в свою очередь, означает установление цены несколько более высокой, чем в условиях совершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции фирмы должны назначать более высокую цену по сравнению с конкурентной ценой в долгосрочном периоде, чтобы добиться нормальной прибыли.

Таким образом, в состоянии долгосрочного равновесия монополистически конкурентная фирма выпускает меньше продукции, чем необходимо для достижения минимума средних общих издержек. Разница между уровнем выпуска в условиях монополистической конкуренции и эффективным объемом выпуска (min LATC) называется избыточной мощностью, ее наличие говорит о недостаточно эффективном использовании ресурсов.

В условиях монополистической конкуренции силы установления равновесия долгосрочного периода не так сильны, как в условиях совершенной конкуренции. Потому что, во-первых, некоторые фирмы могут создать и запатентовать продукт с уникальными свойствами, получив при этом преимущество над конкурентами на достаточно долгое время. Во-вторых, отдельные фирмы могут размещаться в географически выгодном для своего бизнеса месте, что позволит им устойчиво получать экономическую прибыль (мотели, станции техобслуживания, рестораны, торговые центры и т.д.). В-третьих, инновации и использование передовых технологий могут позволить фирме на долгое время получать конкурентное преимущество. Наконец, барьер для входа на рынок новых фирм может быть повышен за счет дополнительных финансовых инвестиций, связанных с дифференциацией продукции и стимулированием сбыта. С другой стороны, условия, при которых фирма получает прибыль ниже нормальной, могут существовать долгое время. Поэтому рыночные силы в условиях монополистической конкуренции недостаточно велики, чтобы все время удерживать цены в соответствии с краткосрочными и долгосрочными средними издержками. Однако эти силы способны определять тенденцию ограничения прибыли и в долгосрочном периоде сдерживать потери монополистически конкурентных фирм.

Итак, монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции отличают два существенных обстоятельства:

1) наличие избыточных мощностей;

2) наценка.

Изобразим это графически (рис. 5.4).

 

 

Недогруженные производственные мощности, а также потребители, «наказанные» за эту недогрузку ценами, превышающими конкурентный уровень, составляют издержки монополистической конкуренции. К этим издержкам необходимо добавить затраты, которые несут фирмы на рынках с монополистической конкуренций тогда, когда производитель стремится убедить потребителей в преимуществах своего товара, его отличиях от товаров конкурентов. Монопольно конкурентные рынки изобилуют товарными знаками, брэндами известных и не очень компаний. Все они в борьбе за потребителя не скупятся на рекламу, разработку новых товаров и совершенствование уже выпускаемых.

Фирмы будут предпринимать усилия, чтобы улучшить свое положение и получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде благодаря использованию неценовой конкуренции. Методами неценовой конкуренции являются:

- дифференциация продукта и его совершенствование;

- реклама.

5.4. Дифференциация и специализация продукции как методы
конкурентной стратегии фирм – монополистических конкурентов

В условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности в долгосрочном периоде является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный срок. Достигается это благодаря использованию методов неценовой конкуренции (дифференциация и совершенствование продукта, реклама, торговые знаки и т.д.).

Дифференциация продукта означает, что в любой момент времени потребителю будет предложен широкий ряд типов, стилей, марок и степеней качества любого данного продукта. Разнообразие и оттенки потребительских предпочтений удовлетворяются производителями более полно.

Конкуренция продуктов является важным средством стимулирования технических нововведений и улучшения продукта с течением времени. Совершенствование продукта может быть нарастающим вследствие двух обстоятельств: 1) удачное улучшение продукта одной фирмой обязывает конкурентов подражать или, если они это могут сделать, превзойти временное рыночное преимущество этой фирмы, в противном случае им не избежать убытков; 2) прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования дальнейших его улучшений.

Успешная дифференциация продукции фирмы от товаров конкурентов позволяет ей воздержаться от завоевания покупателей только за счет конкуренции по цене. Кроме того, дифференциация продукции способствует техническим инновациям и расширяет границы потребительского выбора.

Реализуя цель максимизации прибыли, монополистически конкурирующая фирма ищет наиболее прибыльную комбинацию качеств продукции. Но в условиях неполной информации о рынке это достаточно сложная проблема. Один из методов ее решения заключается в том, чтобы с учетом цен и свойств товаров фирм-конкурентов оценить несколько вариантов дифференциации продукции.

Продукция изменяется непрерывно, поскольку производители надеются получить прибыльные, хотя и временные преимущества. Как только на рынке появится продукция с новыми свойствами (действительными или мнимыми), так сразу другие фирмы начнут имитировать ее, либо, в надежде преодолеть конкурентное преимущество лидеров, постараются предложить продукцию с более высокими качествами.

В ходе работы на поле дифференциации продукции одни фирмы будут производить дешевую продукцию низкого, по сравнению с конкурентами, качества. Другие нацелятся на покупателей высококачественных товаров соответственно и более дорогих. Третьи займут промежуточное положение. Некоторые предпочтут следовать стратегии дифференциации на основе стиля, дополнительных услуг, широкого выбора моделей, условий кредита и т.д. Рынки разнообразны, соответственно, разнообразны и стратегии. Так как предпочтения и потребности потребителей не одинаковы, для фирм одной отрасли возможной и прибыльной становится стратегия специализации. Суть ее в том, чтобы обслуживать ограниченный рыночный сегмент, завоевать расположение особых групп потребителей и занять свою рыночную нишу. Применение стратегии специализаций оправдано, когда: во-первых, существуют определенные группы покупателей с разными нуждами; во-вторых, когда конкуренты не специализируются, а стараются привлечь всех покупателей; в-третьих, когда ресурсы фирмы недостаточны для удовлетворения нескольких сегментов рынка.

Разнообразие товаров и стратегий позволяет потребителю приобретать продукцию с широким спектром качеств, цен, характеристик, т.е. выбрать фирменную марку, лучше всех удовлетворяющую его потребности и предпочтения. Вместе с тем рост разнообразия товаров и стратегий дифференциации может настолько смутить потребителя, что он практически не сможет сделать рациональный выбор.

Если фирма будет реализовывать стратегию специализации, то это, естественно, отразится на издержках и спросе в соответствии с реакцией покупателей на новый вариант товара. Различие в продукции и издержках монополистически конкурирующих фирм создаст различные положения равновесия в долгосрочном периоде. В отрасли могут существовать одновременно фирмы с высококачественными и разнокачественными товарами, с высокими и низкими ценами. Более того, в некоторый момент времени некоторые фирмы смогут получать приличную экономическую прибыль, тогда как другие только нормальную, а третьи – нести убытки.

Рыночное предложение может быть дифференцировано не только по товару, но и по услугам и имиджу компании. Однако часто преимущества дифференциации оказываются временными, новшества одной фирмы легко копируются конкурентами. Поэтому идет постоянный поиск новых потенциальных преимуществ.

В одних отраслях добиться дифференциации проще, в других – сложнее, но фирмы, использующие творческий подход, доказали, что добиться дифференциации можно на любом рынке.

5.5. Реклама и стимулирование сбыта – факторы завоевания
конкурентного преимущества

Еще одним базовым методом, который могут использовать монополистически конкурирующие фирмы для укрепления положения на рынке является реклама и стимулирование сбыта. Они хорошо дополняют стратегии ценообразования и дифференциации продукции.

Цель рекламы (фр. reclame – выкрикиваю) как метода неценовой конкуренции: увеличить свою рыночную долю и лояльность потребителей по отношению именно к ее дифференцированному продукту. Реклама пытается приспособить потребительский спрос к новому продукту. Если рекламная компания и меры по стимулированию сбыта хорошо продуманы, объемы продаж и выручки увеличатся. В то же время расходы, связанные с использованием этих методов, могут сместить кривую спроса фирмы вправо и сделать ее менее эластичной по цене, поскольку она подчеркивает специфические качества продукта данной фирмы. Пока выручка растет в степени, достаточной для покрытия как расходов на стимулирование сбыта, так и дополнительных производственных издержек, связанных с ростом объема производства, фирма будет улучшать свои прибыли.

Возможное влияние рекламы на объем производства и средние общие издержки представлено на рис. 5.5.

Допустим, первоначальные издержки равны АС1, а объем продаваемой продукции равен Q1. В результате успешно проведенной рекламы объем продаж расширяется до Q2. При этом возможно даже понижение средних издержек производства в результате значительной экономии от масштаба производства, перекрывающей расходы, связанные с рекламой (АС2 < АС1). Однако если рекламная кампания окажется неудачной и не будет способствовать продвижению товара на рынке, тот же самый объем продукции (Q3 = Q1) фирма будет продавать по более высокой цене (АС3 > АС2), которая возросла на величину издержек, связанных с рекламной деятельностью.

Сколько же рекламы должна давать фирма, чтобы максимизировать свою прибыль?

Оптимальное количество рекламы будет таким, при котором доход от дополнительной рекламы (МRА) равен затратам на нее (МСА). До тех пор, пока МRА > МСА, дополнительная реклама будет приносить прибавку к прибыли. Но дополнительные суммы, потраченные на рекламу, приводят ко все меньшему увеличению продаж. Поэтому МRА падает. В точке, где МRА = МСА, не будет получено никакого приращения прибыли. Это и есть ее максимальное значение.

В действительности каждая фирма, стремясь к максимальной прибыли, находит свой вариант комбинации цены продукта и стимулов сбыта.

По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторонники рекламной деятельности считают ее необходимой, поскольку она стимулирует изменение продукта, усиливает конкуренцию, ослабляет монопольную власть, помогает потребителям познакомиться с новой продукцией, а также финансирует национальные системы связи, радио и телевидения. Противники рекламы отмечают ее негативные стороны: необъективность, высокие расходы, которые отражаются в более высокой цене, уплачиваемой потребителем.

Условия монополистической конкуренции позволяют потребителям получить оптимальную выгоду. Конкуренция в этом случае достаточно сильна, чтобы удерживать цены на уровне, близком к издержкам, и узкую маржу (разницу) прибыли. Хотя фирмы монополистической конкуренции не достигают максимальной эффективности, издержки на единицу продукции имеют тенденцию быть настолько низкими, насколько возможно при дифференцированной продукции. Объем производства автоматически приближается к уровню потребительского спроса. Рыночной силой отдельной фирмы можно пренебречь; они большей частью получают, а не устанавливают цены.

Однако конкуренция между многими не лишена недостатков. Малые размеры фирм (гигантские корпорации являются исключением, а не правилом) приводят к тому, что их действия и стратегия в случае изменения рыночной ситуации направлены главным образом на максимизацию прибыли в краткосрочном периоде. В случае снижения спроса возможны значительные потери, банкротства или выход из отрасли. Если же рыночная конъюнктура меняется в сторону быстрого роста потребительского спроса, то фирма имеет ограниченные перспективы получения экономической прибыли, т.к. новым фирмам легко выйти в отрасль, а у тех, которые там уже существуют, недостаточно средств для реализации крупных проектов или завоевания лидирующего положения в отрасли.

В такой среде из-за небольших размеров фирм и достаточно жесткого действия рыночных сил отсутствуют финансовые возможности для риска, проведение НИОКР и инновационной деятельности. НИОКР не окупаются с точки зрения краткосрочных прибылей и убытков, а в долгосрочном периоде монополистическая конкуренция имеет побочные эффекты и недостатки, которые и принижают ее значение.

В последние годы исследования теории монополистической конкуренции сконцентрировались на моделях, основанных на специфических характеристиках товара, благодаря которым покупатели и выбирают этот продукт среди множества других. Одна из таких моделей приводится ниже.

Пространственная интерпретация монополистической конкуренции

Пространственную модель монополистической конкуренции можно использовать применительно к географическому размещению и к целому ряду характеристик продукции. Рассмотрим, например, воздушное сообщение между двумя городами в конкретный день. У каждого человека свой взгляд на то, когда предпочтительнее начать поездку, как и на то, где следует пообедать и что купить. На рисунке рассмотрен рынок воздушных сообщений с четырьмя рейсами в день: в полночь, в 6 ч утра, в полдень и в 6 ч вечера. При выборе рейса (по аналогии с выбором места для ужина) люди стремятся выбрать из всех вариантов тот, который максимально приближен к предпочтительному для них времени. Например, человек, предпочитающий отбыть в 7 ч вечера, скорее всего, выберет 6-часовой вечерний рейс (рис. 5.6).

Почему бы не ввести рейсы, скажем, через 5 мин, чтобы никому не пришлось путешествовать в неудобное для него время? Ответ будет зависеть от взаимосвязи издержек и выгоды. Чем больше по размерам самолет, тем меньше средние издержки на 1 пассажира. Увеличивая количество рейсов, авиалинии будут вынуждены использовать меньшие по размерам самолеты, а значит, запрашивать большую цену за билет. И наоборот, если бы людям было безразлично, когда путешествовать, авиакомпания могла бы использовать самый большой самолет, который совершал бы перелеты с интервалами, необходимыми для заполнения всех его посадочных мест. Но большинство пассажиров предпочитают определенное расписание и готовы платить больше денег за более удобный режим полетов. В результате приходят к компромиссному решению.

Практически любой потребительский товар можно успешно интерпретировать в рамках пространственной модели. На автомобильном рынке это, например, доступные комбинации: автоматические и стандартные образцы, закрытые и с открывающимся верхом. «Седан» и многоместный автомобиль фургонного типа, двухдверные и четырехдверные, с раздельными сиденьями и общими, с наличием кондиционера и его отсутствием, цвета «стальное индиго» или цвета «зеленой травы» и т.д., т.е. необыкновенно большое число возможных вариантов.

Конечно, было бы значительно дешевле иметь единственную стандартную модель. Но люди готовы платить дополнительно за разнообразие, точно так же, как они готовы платить за более удобное размещение магазина. Используя терминологию пространственной модели, производители автомобилей «размещают» свои модели в «нишах между изделиями». Их цель – увидеть, сколько осталось покупателей, чей выбор не нашел аналога среди имеющихся моделей автомобилей. Подобные интерпретации можно применять к камерам, стереоаппаратуре, способу проведения отпусков, велосипедам, наручным часам, свадебным нарядам и практически к любым изделиям, в разнообразии которых нуждается человек.

Франк Роберт Х. Микроэкономика и поведение. – М., 2000. – С.432–440.

Основные выводы

1. Отрасль, состоящая из большого числа фирм, производящих подобную, но не идентичную продукцию, работает в условиях монополистической конкуренции. Вход в отрасль свободный, а фирмы действуют независимо друг от друга.

2. Дифференциация продукта дает фирмам элемент рыночной власти; кривая спроса каждой фирмы убывающая; фирма может влиять на цену.

3. Особенность монополистического конкурента состоит в том, что в краткосрочном периоде он пользуется преимуществом монополиста (Р > МС = МR < АС), а в долгосрочном он эту привилегию теряет (Р = МС = МR = АС). Возможность долгосрочного получения сверхприбыли практически исключается в связи с появлением новых конкурентов.

4. В состоянии долгосрочного равновесия монопольно-конкурентная фирма выпускает меньше продукции, чем необходимо для достижения минимума средних издержек.

5. Наличие избыточной мощности и наценки (цены, превышающей предельные издержки) свидетельствует о недостаточной эффективности монополистической конкуренции.

6. Монополистическая конкуренция стимулирует производство широкого ассортимента разнообразных благ и услуг.

7. Неценовая конкуренция принимает формы дифференциации и совершенствования продукта, стимулирования сбыта и применения стратегии специализации.

 

Основные понятия


Дифференциация продукта

Избыточная мощность

Издержки монополистической конкуренции

Модель пространственной интерпретации монополистической конкуренции

Модель Чемберлина

Монополистическая конкуренция

Неценовая конкуренция

Реклама

Специализация продукта

Стимулирование сбыта

 


Вопросы для самопроверки

1. В чем монополистическая конкуренция напоминает монополию? Что у нее от совершенной конкуренции?

2. Каковы условия краткосрочного равновесия фирмы монополистического конкурента?

3. Возможно ли получение долгосрочной экономической прибыли в условиях монополистической конкуренции?

4. Какова эффективность монополистически конкурентных рынков?

5. Как можно охарактеризовать кривую спроса, присущую фирме, действующей в условиях монополистической конкуренции?

Вопросы для обсуждения

1. Почему некоторые экономисты утверждают, что слишком большое разнообразие товаров на монополистически конкурентных рынках и реклама социально расточительны?

2. Объясните процесс долгосрочной адаптации фирмы при монополистической конкуренции и покажите, что экономическая прибыль равна нулю, хотя Р > МС.

3. Корректно ли утверждать, что так называемый «мелкий бизнес» – это и есть субъект монополистической конкуренции и дифференциации продукта?

4. На чем основана рыночная власть у фирм монополистических конкурентов: ведь объем их производства и продаж может быть очень малым?

5. Почему в условиях монополистической конкуренции у фирм есть свобода выбирать ту или иную стратегию конкуренции?

Задачи и тесты

1. Каждая из 20 фирм отрасли монополистической конкуренции имеет спрос, заданный упражнением Р = 10 – 0,001Q. Какой объем спроса будет у каждой фирмы после вхождения в отрасль 5 новых фирм?

2. Мебельная фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции, имеет функцию спроса: Р = 1625 – 6Q. Расходы фирмы находятся от объема производства в следующей зависимости: ТС = 25000 + 25Q – 6Q2 + 0,5Q3. Определите максимизирующие прибыль краткосрочного периода, цену и объем производства. Какой объем прибыли получит фирма?

3. Если новая фирма выйдет в отрасль с монополистической конкуренцией, состоящую из 50 фирм, и при этом все они, включая вышедшую, установят единые цены, то все фирмы продадут 1/51 часть от общего объема производства отрасли. Согласны ли вы с таким утверждением?

4. Выберите правильный ответ: в длительном периоде у монополистически конкурентной фирмы цена:

а) меньше, чем LMC и LAC;

б) превышает LAC, но меньше LMC;

в) превышает LMC и LAC;

г) превышает как LMC, так и LAC.

5. Кривая спроса для монополистического конкурента является:

а) совершенно эластичной;

б) совершенно неэластичной;

в) высокоэластичной;

г) ломаной;

д) низкоэластичной.

Литература

1. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М., 1992. – Гл.11.

2. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.1. – М., 1992. – Гл.11.

3. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М., 2000. – Гл.13.

4. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. – М., 2002. – Гл.10.

5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб., 1998. – Гл.4.


Глава 6. ОЛИГОПОЛИЯ

В предыдущих главах были рассмотрены рынки совершенной конкуренции, монополии и монополистической конкуренции. Завершает этот ряд олигополия, для которой характерно существование нескольких продавцов и множества покупателей. В отличие от монополистической конкуренции она предполагает взаимозависимость конкурентов, в результате чего олигополист обладает ограниченной рыночной властью, величина которой зависит от поведения соперников. Следовательно, поведение олигополиста ближе к ситуации монополии, по сравнению с монополистической конкуренцией. Однако в отличие от других типов рынков анализ олигополии предполагает использование не одной, а множества моделей установления рыночного р

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...