Подготовка торгового зала к обслуживанию
Ежедневная подготовка зала включает уборку полов, обметание пыли, протирание мебели, оборудования. Основную уборку производят в утренние часы и заканчивают за 1 – 2 часа до открытия ресторана. Санитарно-гигиеническая уборка зала производится с помощью пылесосов и других уборочных машин, уборочного инвентаря. При уборке помещения придерживаются установленных санитарных правил. Уборка торгового зала осуществляется в определенной последовательности: при влажной уборке (рамы, линолеум) вначале обметают, вытирают пыль с окон, мебели, карнизов, панелей, подоконников, светильников, решеток с отопительных батарей, а затем моют пол. При сухой уборке сначала убирают пол, а потом удаляют пыль с предметов, находящихся в зале. Особое внимание необходимо обращать на уход за декоративными растениями, украшающими современные торговые залы: аккуратно поливать их, убирать желтые листья, подрезать и т. п. После уборки помещение проветривают. В течение дня при необходимости небольшую местную уборку делает уборщица, дежурная по залу. Для всех предприятий общественного питания один раз в месяц устанавливается санитарный день для проведения генеральной уборки с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования, инвентаря. Расстановка мебели в зале зависит от планировочного решения помещения, расположения дверей, окон, колонн, эстрады, площадки для танцев. Столы расставляют прямыми линиями, в шахматном порядке, образуя из них группы - зоны, отделенные одна от другой основными и дополнительными проходами. В зависимости от типа предприятия ширина основного прохода должна быть не менее 1,5 м в ресторанах, барах и не менее 1,2 м в кафе. Дополнительные проходы - не менее 1,2 м в ресторанах, барах, не менее 0,9 м в кафе, а также для подхода к отдельным местам – не менее 0,6 м в ресторанах и барах и 0,4 м в кафе. Каждый стол ставят на таком расстоянии от соседних, которое обеспечивало бы свободный проход к нему посетителей и официантов. Столы, серванты, кресла должны стоять от стен на расстоянии 10-20 см. Стулья расставляют так, чтобы сиденья находились под столом не более чем наполовину при расстоянии 0,5 м от спинки стула до края стола.
В залах используют пристенные и полукруглые диваны, у которых также размешаются столы. Квадратные столы расставляют обычно в шахматном порядке, что создает удобство при обслуживании. Круглые столы устанавливают чаше всего с квадратными столами; они придают залу нарядный вид. Прямоугольные шестиместные столы ставят обычно вдоль стен или посредине зала в сочетании с круглыми и квадратными столами. Подсобные столы устанавливают в местах, наиболее удобных для работы официанта. Их накрывают специальными небольшими скатертями. На подсобных столах официанты откупоривают бутылки, ставят посуду, порционируют блюда. Как правило, подсобный стол ставят вплотную к обеденному, чтобы официант мог раскладывать блюда на виду у потребителей. К конструкции подсобных столов предъявляют следующие требования: они должны быть устойчивыми, легкими и удобными для переноски. Под крышкой стола устраивают полку, а для облегчения перемещения столы устанавливают на колесах. Между группами столов, чаще у стен, колон, размешают серванты из расчета один сервант на одного или двух официантов. В сервантах хранят небольшое количество столовой посуды, приборов, белья. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем заключается ежедневная подготовка торгового зала к обслуживанию? 2. Как и как часто устраивается санитарный день на предприятиях индустрии питания?
3. От чего зависит порядок расстановки мебели в зале? Рекомендуемая литература: 1. ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования». 2. Бураковская Н.В. Сервисное обслуживание на предприятиях индустрии питания / Н.В. Бураковская, О.В. Пасько. – Омск, 2012. – 166 с.
Сервировка столов на предприятиях индустрии Питания Во всех ресторанах, барах для сокращения времени на обслуживание потребителей применяют предварительную сервировку столов, которая дополняет интерьер зала. При сервировке соблюдают определенные правила: вначале ставят фаянсовую или фарфоровую посуду, затем укладывают приборы и после этого хрусталь или стекло. Мелкую столовую закусочную или десертную тарелку ставят точно против стула и так, чтобы расстояние от тарелки до края столешницы составляло примерно 2 см. Эмблема на борту тарелки должна быть обращена к середине стола. При банкетной сервировке закусочная тарелка ставится сверху на мелкую тарелку. Целесообразно проложить между ними салфетку, но так, чтобы не закрыть эмблему. Пирожковую тарелку ставят с левой стороны от основной (малой или закусочной) на расстоянии 5 – 10 см в зависимости от количества укладываемых в дальнейшем приборов (вилок). Доставляют тарелки в зал на подносе или тележке, накрытых салфетками. Поднос с тарелками берут двумя руками. Можно принести в руках стопку тарелок, закрытых ручником, сложенным вдвое по длине. При установке тарелку берут большим и указательным пальцами, которые вытянуты в одном направлении по бортику, а остальные пальцы только придерживают ее. Полотняную салфетку кладут на закусочную или десертную тарелку, бумажные салфетки ставят в специальных подставках или вазочках. Возможно также размещение салфетки на пирожковой тарелке или непосредственно на скатерти между приборами (ножом и вилкой). Мелкую столовую, закусочную или десертную тарелку ставят точно против стула так, чтобы расстояние от тарелки до края столешницы составляло примерно 2 см. Эмблема должна быть на борту тарелки, обращенному к середине стола. При банкетной сервировке закусочная тарелка ставится сверху на мелкую столовую. При этом целесообразно проложить между ними салфетку, но так, чтобы не закрывать эмблему.
Пирожковую тарелку ставят с левой стороны от основной (мелкой столовой или закусочной) на расстоянии 5 – 10 см в зависимости от количества укладываемых в дальнейшем приборов (вилок). Возможны различные варианты размещения пирожковой тарелки по отношению к мелкой или закусочной. Столовые приборы размещают справа и слева от центральной (мелкой столовой, закусочной, десертной) тарелки: ножи кладут справа лезвием к ней, вилки — слева зубцами вверх. Сервировку стола приборами официант всегда начинает с ножа. Ножи необходимо укладывать с правой стороны тарелки, размещая их в направлении слева направо: столовый, рыбный, закусочный; вилки принято укладывать с левой стороны тарелки, размещая их в направлении справа налево: столовую, рыбную, закусочную. Потребитель в процессе еды пользуется приборами в обратном порядке. Стол рекомендуется сервировать не более чем на три комплекта приборов. В случае необходимости четвертый комплект можно положить на закусочную тарелку под салфетку. Нож для масла кладут на правый борт пирожковой тарелки. Столовую ложку кладут всегда с правой стороны, углублением вверх. Десертные приборы укладывают перед тарелкой (мелкой столовой или закусочной) в следующем порядке (от тарелки к центру стола): нож, вилка, ложка. При сервировке стола десертными тарелками можно положить десертные приборы слева (вилку) и справа (нож, ложку) от нее. Часто при сервировке укладывают только один из десертных или в паре – ложку и вилку, нож и вилку. Приборы кладут на небольшом расстоянии от тарелки, а между собой – рядом, но так, чтобы они не соприкасались. Фужер можно установить в центре за тарелкой или сдвинуть вправо до линии пересечения верхнего края тарелки с концом первого ножа. При массовом обслуживании в дневное время на стол могут быть установлены соль и перец. В остальных случаях рекомендуется при сервировке стола ставить только соль, остальные специи, приправы подают к соответствующим блюдам или по просьбе потребителей.
Закрытые приборы для соли и специй размещают в средней части стола в специальных подставках или на пирожковой тарелке. Соль и специи должны быть сухими и легко высыпаться из солонок и перечниц. Отверстия, через которые специи засыпают, должны быть прочно закрыты специальными пробками. При сервировке банкетных столов открытые солонки и перечницы ставят на скатерть без подставок. На каждый прибор кладут ложечку для специй. Для украшения стола используют свежие садовые и полевые цветы. Их ставят в центр стола в невысоких вазах по 3 – 5 шт. в каждой. В некоторых торжественных случаях срезанные цветы раскладывают вдоль стола дорожкой или по 1 – 2 цветка кладут правее ножей возле каждого места за столом. Виды сервировок: Предварительную сервировку стола выполняют в процессе подготовки зала к обслуживанию. Она включает минимальное количество предметов, которые могут быть использованы при последующем выполнении заказа: пирожковые тарелки, фужеры, приборы для специй, столовые приборы, салфетки, цветы. В зависимости от вида и характера обслуживания (завтрак, обед, ужин, обслуживание торжеств) предварительная сервировка бывает разной степени сложности. При обслуживании туристов, а также проживающих в гостиницах в утренние часы используют сервировку стола для завтрака.Она включает пирожковую тарелку, закусочные приборы, фужер и полотняную салфетку. Однако можно включить в сервировку нож для масла, закусочную тарелку, чайную ложку. В зависимости от принятого заказа официанты дополняют сервировку стола. Предварительная сервировка стола в дневное времявключает: - по меню дежурных блюд (минимальная сервировка): пирожковую тарелку, столовые приборы (нож, вилку, ложку), фужер, салфетки, прибор со специями, цветы. - по меню заказных блюд: пирожковую тарелку и закусочную тарелку, столовые приборы, фужер, салфетку, прибор для специй. В вечернее время сервировкудополняют закусочными приборами, а столовую ложку убирают. Возможно, что предварительно в вечернее время сервируют столы рыбными приборами. Исполнительная – сервировку, которую проводят по заранее известному меню заказа. Она употребляется обычно при организации обслуживания банкетов, туристов, участников совещаний и т. д. При такой сервировке не должно быть лишних или недостающих предметов. Сервировка стола по меню заказа имеет много вариантов, при этом число предметов сервировки зависит от ассортимента подаваемых блюд и напитков. В меню европейского завтрака предлагается холодная закуска (ассорти из колбас), поэтому в сервировке предусматривают закусочную тарелку и закусочные приборы, при подаче — горячего блюда (омлет), стол сервируют мелкой столовой тарелкой и столовыми приборами.
Сервировку по меню завтрака часто выполняют при обслуживании групп туристов. В этом случае можно предварительно поставить на стол кофейные или чайные чашки, кофейники, молочники, сахарницы, розетки для варенья, лимона и др. В каждом варианте завтрака предлагается в меню масло сливочное, поэтому на правый борт пирожковой тарелки кладут нож для масла. Розетка с сахаром устанавливается справа от чайной или кофейной чашки, а с джемом, вареньем, сливочным маслом — за основной тарелкой. Возможен и другой вариант сервировки стола для подачи туристам кофе или чая: чашки с блюдцем и соответствующими ложками устанавливаются на торце стола (если он прямоугольный) в один ряд. В дальнейшем официант заполняет их напитком и подает потребителям. Варианты сервировки для обеда из четырех блюд отличаются приборами для основного (второго) блюда и десерта. Закусочная тарелка в сервировке может отсутствовать, если закуска перекладывается на подсобном столе. Для обеда из пяти блюд закусочные приборы для холодной закуски из рыбы лучше уложить на тарелку под салфетку. Приборы для десерта подбирают в соответствии с заказом: десертная ложка - к компоту; десертная вилка – к пирожному; десертные нож и вилка – к арбузу; фруктовый нож – к яблокам. При сервировке по меню ужина с холодной и горячей закусками приборы к горячей закуске подаются одновременно с ней, поэтому в сервировке предусматривают только закусочные приборы для холодной закуски банкета (два вида закуски, рыбное и мясное блюдо, десерт), первый закусочный прибор кладут на тарелку под салфетку. Вопросы для самоконтроля: 1. Основные правила сервировки столов. 2. Назовите и дайте характеристику видам сервировки. 3. Правила расстановки тарелок при сервировке стола. 4. Правила расстановки приборов при сервировке стола. 5. Правила сервировки стеклом в ресторанах. Рекомендуемая литература: 1. Главчева С.И. Организация производства и обслуживания в ресторанах и барах: учебное пособие / С.И. Главчева, Л.Е. Чередниченко. – Новосибирск, 2007. – 204 с. 2. Бураковская Н.В. Сервисное обслуживание на предприятиях индустрии питания / Н.В. Бураковская, О.В. Пасько. – Омск, 2012. – 166 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|