Психологические причины выбора тактик
В основе выбора различных тактик решения управленческих задач лежат психологические причины К их числу относятся 1) ориентация на достижение успеха в деятельности; 2) высокая самооценка и стремление к самореализации, 3) высокий уровень сформированности положительных социальных установок, 4) стремление выделиться, быть впереди других руководителей 3.2. Стратегии поведения руководителей в условиях конфликтной деятельности Часто руководитель вынужден работать в условиях конфликтности внутри групп Она может наблюдаться "по горизонтали" и "по вертикали" В литературе описаны возможные стратегии поведения людей в условиях конфликта. Прежде чем выбрать стратегию для решения конкретной управленческой задачи, руководитель выбирает общую позицию, способ выхода из создавшейся ситуации, в которой он оказался по своей воле или по воле других лиц (его руководителей, коллег или подчиненных) В условиях конфликтной деятельности формы поведения руководителей приобретают вид следующих стратегий (по К Томасу) /2/ 1 Стратегия противоборства (со-п ерн и ч ества). Характеризуется тем, что руководитель Стратегии поведения в условиях конфликта стремится завоевать командную роль, диктовать своим партнерам свой путь выхода из ситуации, воздействовать на мнения деловых партнеров и достигнуть в конечном счете успеха в деятельности Можно заметить, что эта стратегия исходит из положительной мотивации достижения успеха В основе ее выбора лежат следующие психологические причины • высокая степень произвольной активности, • мотивация достижения успеха в деятельности, • осознание значимости в собственных глазах и в глазах деловых партнеров,
• стремление подчинить своему влиянию партнеров Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач Такая стратегия в поведении руководителя, кончено, способствует достижению успеха, но не за счет согласия во мнениях, а за счет ущемления интересов деловых партнеров В такой стратегии часто игнорируются интересы другой стороны Сотрудничество или кооперация В основе действия этой стратегии лежит стремление, как в первом случае, достигнуть успеха в деятельности Но она основывается на получении положительного результата при учете интересов деловых партнеров Выбор стратегии сотрудничества основывается на действии следующих психологических причин • высокой степени положительной произвольной активности, • стремлении достичь успеха в деятельности, • действии положительных социальных установок, • умении считаться с интересами деловых партнеров и стремлении пойти им навстречу, • умении избегать конфликтных ситуаций в процессе групповой дискуссии В управленческой практике часто применяется стратегия компромисса Она характеризуется установкой руководителя найти способ решения управленческой ситуации, достигнув установления добропорядочных человеческих отношений с деловыми партнерами. В этом случае руководитель выбирает среднюю позицию между явным противоборством и сотрудничеством Данная стратегия не может рассматриваться, с нашей точки зрения, только как пораженческая, хотя и не является в полном смысле результативной. Во всяком случае, она направлена больше на установление деловых контактов, чем на решение самой управленческой задачи В основе выбора этой стратегии могут лежать следующие психологические причины • положительная мотивация на достижение некоторого согласия,
• стремление установить с деловым партнером контакт, • привычка считаться с мнением других людей, • стремление уйти от конфликтов, • стремление уйти от рискованного принятия решений, • боязнь ответственности за принятие (или непринятие) решения В практике управления наблюдается действие и другой стратегии уход (или избегание). Она предполагает уход от ответственности за реализацию и постановку управленческой цели. Нередко Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852 В. А. Розанова такая стратегия принимается в тех случаях, когда руководитель проявляет определенную некомпетентность в сфере управленческой деятельности независимо от того, осознает он свою некомпетентность или нет Осознанно или интуитивно, руководитель стремится исключить из зоны актуальной значимости управленческую задачу (цель) В основе выбора этой стратегии лежат следующие психологические причины: • боязнь принятия (или равно непринятия) управленческой цели, • неспособность решить вопрос, связанный с выбором средств решения, • боязнь ответственности и наказания, • мотивация избежать неуспеха в деятельности, • неспособность прийти к деловому соглашению с партнерами Управленческая практика знает еще одну стратегию приспособления или умиротворения. Она характеризуется тем, что руководитель не проявляет ни активности, ни заинтересованности в достижении положительных результатов при осуществлении цели Для такой стратегии характерна индифферентная позиция руководителя в отношении решения управленческой задачи Она направлена, главным образом, на то, чтобы избежать конфликтных отношений с другими руководителями и вышестоящими начальниками Выбор этой тактики возможен в связи с действием следующих психологических причин • боязнь и неспособность принимать нужные решения в нужное время, • боязнь принятия на себя ответственности за решения и их последствия, • боязнь наказания за отрицательные результаты труда, • стремление уйти от ситуации, • отсутствие положительной мотивации достижения успеха Выбор стратегии решения управленческих задач зависит не только от конкретной ситуации, но также и от типологии самих руководителей Так, например, руководитель с явно выраженными лидерскими качествами, обладающий харизматическими чертами, вряд ли будет выбирать нерезультативные стратегии ухода и приспособления Скорее всего такой руководитель выберет стратегию противоборства, а в том случае, если ему это не удается, он выберет
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач стратегию сотрудничества и будет стремиться не идти на компромисс. Руководитель со склонностью к коллегиальным формам решения управленческих ситуаций не пойдет на прямой конфликт, а постарается избежать его Такой руководитель не приемлет стратегии противоборства Зная характер руководителя, а также его ориентированность либо на цель, либо на отношения с людьми, можно сделать прогноз относительно выбора им определенной стратегии в решении конкретной управленческой задачи. С другой стороны, сама стратегия, которую выбирает руководитель в процессе решения управленческой задачи, может характеризовать его личностные качества /2/. По склонности выбирать гу или иную стратегию всех руководителей условно можно разделить на две большие группы. 1) ориентированных на себя; 2) ориентированных на взаимодействие;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|