Межличностное и межгрупповое восприятие в общении
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852 jg^ В. А. Розанова а) когда одна личность воспринимает отдельную личность (я — он), б) когда отдельный индивид воспринимает целую группу (я — они); в) когда целая группа воспринимает отдельную личность (мы — он), г) когда одна группа людей воспринимает другую группу (мы — они) Представление человека о том, как воспринимают его другие люди, в определенной степени определяет его поведение Часто люди стремятся произвести определенное впечатление на окружающих, что является источником и основой процесса взаимного познания людей /3/. В процессе общения люди стараются понять содержание "многоярусных" представлений, а это может приводить к плохому пониманию между людьми. Разнообразные допущения и предположения о том, как нас воспринимают другие люди, могут способствовать неправильному взаимопониманию. Например, в практике возможно приписывание оценок и суждений на свой счет, которые другие не выносили, а человек сам себе их внушал. Таким образом, человек может проецировать на внешний мир собственные сомнения и подозрения, которых в действительности и не было /3/. Образ своего "Я" и самооценка личности являются очень важными психологическими факторами, лежащими в основе взаимоотношений между людьми Самооценка включает мысли, оценки,.суждения относительно самого себя, которые четко осознаются человеком. Сюда же относятся и те оценки, которые выносит сам себе человек, но которые до конца им не осознаются, но волнуют его и беспокоят /2/. Поэтому некоторые элементы внутреннего "Я" не дают покоя человеку, и он хочет избавиться от них. Вместе с тем, они становятся источником трудностей и проблем восприятия и понимания окружающих людей. Чаще всего такими элементами становятся внутренние конфликты личности, которые нередко вызываются наличием у человека чувств, внутренне им не принимаемых, хотя они не всегда являются отрицательными
Нерешенные жизненные проблемы и внутренние конфликты затрудняют понимание людьми друг друга В этом случае часто говорят: "Человек, отягощенный своими проблемами". В подобных ситуациях человек не в состоянии справиться с собственными Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть III. Глава 1. Деловое общение и управленческие конфликты проблемами и трудностями, к тому же, он не вполне ясно свое состояние, что серьезно сказывается на восприятии людей, с которыми он общается В трудные моменты отношений между людьми особое значение приобретает "открытость", те умение быть честным и естественным в отношениях с другими Открытость, как психологический феномен, непосредственным образом зависит от степени осознания своего внутреннего "Я" и принятия себя на личностном уровне В психологии известна интересная модель ("Окно Джогарри "), позволяющая представить, что каждый человек является носителем четырех пространств своей личности Аббревиатура названия этой модели составлена из имен ее авторов /2, 3/ Данная модель позволяет определить т н "открытые" и "закрытые" пространства личности Ее можно представить в виде прямоугольника, разделенного на четыре части вертикальной и горизонтальной линией Размеры этих информационных пространств могут меняться в зависимости оттого, в каком состоянии находится общение данного человека в начале установления контактов или когда они находятся в состоянии установления близких взаимоотношений /3/ Открытые и закрытые "пространства" личности Модель "Окно Джогарри"
Углубление человеческих контактов приводит к увеличению размеров открытых и доступных познанию "пространств" и уменьшению закрытых и недоступных пониманию "пространств" личности Модель "Окно Джогарри" Подписные индексы по каталогу Роспечати 72035, 70855, 71852 В. А. Розанова Размеры "пространств" личности в начале общения с другим человеком Размеры "пространств" в результате установления близких и подлинных взаимоотношений Когда человек ведет себя открыто, другие люди могут узнать о нем больше, а это увеличивает возможность взаимопонимания Если человек закрывается от других, то он хуже начинает осознавать самого себя Важнейшее значение в общении имеет "обратная связь" — те информация, которая идет от нас к другим людям и содержит реакцию на их поведение Цель Обратная связь обратной связи состоит в оказании помощи другим людям осозна-нать их поступки, как они влияют на наше поведение и состояние Существуют правила, которые могут повысить эффективность обратной связи в процессе общения Эти правила необходимо знать каждому руководителю Правила общения (см таблицу 1), а также правила реагирования на обратную связь (см. таблицу 2) Таблица 1 Правила общения 1 В замечаниях, которые вы высказываете, следует затрагивать не личность, а особенности поведения вашего партнера 2. Следует больше говорить о наблюдениях, а не о заключениях Наблюдения — это то, что вы видели и слышали, а заключения — это ваша интерпретация, ваши оценки, суждения, основанные на фактах Не следует создавать впечатления, что ваши выводы отражают объективную реальность Библиотека журнала "УПРАВЛШИС ПГ.РСОНЛЛОМ" Часть Ш. Глава 1. Деловое общение и управленческие конфликты 3 Не следует высказываться в форме оценок Если же вы высказываете некоторые оценки, пользуйтесь простыми категориями добра и зла, правильности и неправильности, приятности и неприятности и т п Оценки такого рода основываются на вашей системе ценностей Оценки не способствуют лучшему взаимопониманию в процессе общения
4 В ситуациях, которые имели место, старайтесь сосредоточить внимание на поступках недавнего времени, а не далекого прошлого 5 Следует давать как можно меньше советов Лучше высказывать свои наблюдения, как бы делясь мыслями и информацией с партнерами 6 Бессмысленно критиковать особенности поведения или личности партнера но общению, на которые нет возможности повлиять 7 Для передачи нужной информации партнеру следует выбрать подходящую ситуацию и адекватную форму ее передачи Таблица 2 Правила реагирования на "обратную связь" 1 Следует внимательно слушать партнера по общению, чтобы правильно понять, что вам хотят сказать 2 Чтобы лучше понять, что вам говорят, полезно пересказывать услышанное Это поможет избегать приписывания того, что не говорилось в ваш адрес Обмен обратной связью связан со сложными эмоциональными переживаниями и включает системы психологической защиты 3 Обратная связь содержит субъективное представление о вас конкретной личности, а не то, что вы в действительности представляете из себя Эти представления не являются полными и окончательными 4 Цель обратной связи заключается в гом, чтобы улучшить отношения и взаимопонимание между партнерами, а не изменить в обязагсльном порядке поведение /17, 19/ 1.2. Профмхиоиллмюк оыцкпш: руководителя Наличие деловых и профессиональных навыков общения руководителя с персоналом является основой его эффективной деятельности Профессиональное общение руководителя зависит от нескольких переменных' а) от установок и ценностей руководителя,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|