Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы переживания детьми ситуации хронической болезни




Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДЕТЬМИ СИТУАЦИИ ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

Анализ теоретических положений в психологии об отношении к болезни

Психологические особенности детей с хроническими онкологическими заболеваниями

Психологические проблемы семей, имеющих онкологически больного ребенка

ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В СИТУАЦИИ ХРОНИЧЕСКОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Пояснительная записка программы психологической поддержки детей в условиях хронического онкологического заболевания

Содержание программы, направленной на снятие эмоционального напряжения у детей с хронической онкологической патологией

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОГРАММЕ


Введение

 

Психологические проблемы человека с хроническим заболеванием находятся в настоящее время в центре внимания психологов, благодаря всё возрастающему количеству всевозможных болезней, характеризующихся хроническим течением. Глобальной задачей психологии в данном случае является сохранение нормального качества жизни хронического больного.

За последнее десятилетие активно разрабатывалась концепция внутренней картины болезни, были разработаны достаточно информативные методы психологической диагностики отношения к болезни при соматической патологии, выполнен большой объем экспериментально-психологических работ на больных с сердечнососудистыми заболеваниями, почечной недостаточностью, диабетом и т.д. Любое соматическое заболевание, особенно хроническое или длительно текущее, сопровождается нервно-психическими нарушениями (В.А.Ромасенко, К.А.Скворцов,1961; Е.Ф.Бажин, А.В.Гнездилов,1988; F.Adams,1993; M.Meli,1993). Хроническое заболевание оказывает серьёзное влияние на психологический статус и личностное развитие индивида.

Онкологические заболевания занимают центральное место среди проблем клинической медицины. Достижения современной терапии привели к тому, что все большее число заболевших переживает длительные сроки после начала лечения, а значительный контингент может быть отнесен к категории выздоровевших. Особенно это касается основного варианта опухолевого процесса в детском возрасте - лейкоза: с каждым годом растет число детей с ремиссиями более пяти лет [19]; медицина и общество в целом сталкиваются с не существовавшими ранее случаями практического выздоровления при острых лейкозах. При этом оказалось, что одно только противоопухолевое лечение с назначением инвалидности, которая дается всем онкологически больным детям, не решает полностью возникших проблем. Результаты лечения детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями, так называемый "уровень качества жизни" определяются не только тяжестью основного заболевания, но и психологическим состоянием, возможными психическими нарушениями как у самого больного, так и у членов его семьи, чему ни в научных исследованиях, ни в практическом здравоохранении в нашей стране почти не уделяется внимания.

Достижения современной онкологии позволяют не только добиваться улучшения результатов лечения, но и ставят вопрос о качестве жизни больного.

Актуальность работы. За последние несколько лет количество онкологических заболеваний у детей на территории Республики Беларусь возросло в несколько раз. Дети с онкозаболеваниями обладают рядом специфически психологических особенностей в своем личностном развитии.

Большинство психологических исследований, посвященных проблемам хронически больных детей, в основном уделяют внимание анализу их психологических особенностей и влиянию болезни на развитие личности ребенка (Николаева В.В., Арина Г.А., Михеева А.А., Коваленко Н.А. и др.). В связи с этим является актуальным разработка программы психологической помощи детям, имеющих хронические заболевания.

Проблема формирования личности в условиях хронического заболевания проводятся в основном не столько психологами, сколько медиками, т.е. в основе психологических исследований находятся теоретические положения не психологии, а медицины, что отражается на интерпретации результатов исследований. Так, особенности личности больных хроническим заболеванием нередко рассматриваются только как следствие болезни и изменений нервной системы в процессе заболевания, т.е. переоценивается роль биологических факторов в формировании личности и недооценивается роль социальных и психологических факторов.

Объект исследования - ситуация хронической болезни

Предмет исследования - программа психологической помощи детям в ситуации хронического заболевания

Цель работы - разработка психологической программы помощи ребенку в ситуации онкологического заболевания

Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

.Проанализировать психологическую литературу по проблеме отношения к болезни;

.Изучить психологические особенности детей с онкологической патологией.

.Рассмотреть психологические проблемы, возникающие в семьях с онкологически больными детьми.

.Разработать программу психологической помощи детям в ситуации приобретенного хронического онкологического заболевания.

Методы:

· изотерапия (рисование красками, цветными карандашами, монотипия);

· сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);

· мандалотерапия (рисование в круге, плетение мандал из ниток);

· музыкотерапия (прослушивание различной музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии);

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДЕТЬМИ СИТУАЦИИ ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...