Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пояснительная записка программы психологической поддержки детей в условиях хронического онкологического заболевания




 

Актуальность: Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку, находящемуся в состоянии онкологического заболевания, справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.

Арт-терапия - это лечение изобразительным искусством.

Методика понятия “арт-терапевтическое занятие” базируется на убеждении, что внутреннее “Я” ребёнка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний страхов, конфликтов, воспоминаний и сновидений.

Применение музыкотерапии как самостоятельного метода, так и в составе комплексной арттерапии на сегодняшний день - одно из самых распространённых средств лечебно-коррекционного воздействия на состояние здоровья человека. В современной музыкотерапии выделяют четыре основных направления лечебного действия: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии, развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей), регулирующее влияние на психовегетативные процессы, повышение эстетических потребностей. Опыт многолетней работы с онкобольными детьми позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт-терапию более успешной:

· в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;

· арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми в ситуации хронического заболевания;

· изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;

· она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния;

· является средством свободного самовыражения;

· основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Таким образом, имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе психо-коррекции:

· негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;

· трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

· переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один - снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием переживания ситуации хронического онкозаболевания. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Подвести ребенка к манипуляциям с красками можно несколькими способами:

· дать инструкцию: если установлен доверительный контакт, ребенку легче принять инструкцию «рисовать цветом: пятнами, мазками, линиями, брызгами и пр.», он может общаться с психологом, тем самым преодолевая неопределенность;

· показать рисунки других детей, если контакт только устанавливается и ребенок сохраняет явную тревогу, зажат. Обычно они развешены по пространству арт-комнаты или по стенам коридора рядом с комнатой. Можно сделать специальную подборку рисунков, выполненных в абстрактной манере (мазанием, штриховкой);

· дополнительный вариант - показ взрослым манеры действий с материалом или совместные действия. Психолог словно «заражает» ребенка, увлекает за собой. Вариант уместен, когда у ребенка сложились серьезные барьеры спонтанности реакций, обусловленные ранним обучением, гиперсоциализацией;

· подобрать задания, сами собой предполагающие «свободную» манеру действий с материалами. Например, любой вариант техники монотипии или рисование на мокрой бумаге.

Эффективность программы:

· проявление у детей позитивного образа "Я";

· повышение уровня уверенности в себе;

· снижение эмоционального напряжения;

· установление достаточного уровня развития сенсорных и моторных качеств ребенка;

· умения выражать свои эмоции и чувства;

· развитие навыков межличностного общения;

Программа направлена на решение следующих задач:

· создание условий для самопознания и самовыражения;

· развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

· снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;

· развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;

· развитие навыков рефлексии.

При реализации программы используются такие техники работы, как:

· изотерапия (рисование красками, цветными карандашами, монотипия);

· сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);

· мандалотерапия (рисование в круге, плетение мандал из ниток);

· музыкотерапия (прослушивание различной музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии);

· куклотерапия (изготовление кукол и проигрывание историй с ними);

· фолк-терапия (изготовление русских народных кукол: тряпичных и лыковых) кукол, фигурок, изготовленных самостоятельно);

· лепка из глины, соленого теста, пластилина;

· аппликация, макетирование, коллаж и пр.

На занятиях ребенок личностно и творчески развивается, испытывает себя, познает свой внутренний мир, причины собственного поведения, учится наиболее эффективным способам разрешения проблем, приобретает навыки эффективного общения с людьми.

Основными ценностями здесь выступают не результат (творческий продукт), а сама личность участника. Каждый ребенок окружается вниманием, верой в него, доброжелательным отношением. Лишь только сам участник может оценить свой результат, со стороны других оценок нет и быть не может. Занятия арт-терапией способствуют решению следующих проблем: агрессивность, демонстративность, накопление отрицательных эмоций вследствие сложных жизненных ситуаций для ребенка, страхи, повышенная тревожность, заниженная самооценка, пассивность, апатичность, социальная дезадаптация, сложности в общении со сверстниками и/или взрослыми, психосоматические заболевания и пр.

Организация занятий:

Предлагаемый вариант программы рассчитан на 7 занятий продолжительностью 1,5 - 2 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.

Желательно, чтобы занятия вели два специалиста (психолог и психолог; психолог и педагог), что позволяет осуществить более эффективную помощь детям: оказать внимание одновременно нескольким участникам, быстро создать необходимые условия для творчества (расставить, убрать нужные материалы), не упустить некоторые важные моменты и особенности поведения детей.

Оптимальное количество участников - 8 - 10 человек. Группы формируются в соответствии с возрастом детей: младшие школьники (8-11 лет), подростки (12-16 лет).

Помещение для проведения занятий должно иметь рабочую зону (столы) и свободную зону для упражнений.

Каждое занятие строится по единому принципу:

· Заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия);

· Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);

· Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);

· Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);

· Рефлексия занятия;

· Заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения);

· Ритуал прощания.

Для занятий необходимы бумага для рисования, ватманы, ручки, простые карандаши, ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, пастель, краски акварельные, гуашь,, кисти; клей, цветная бумага, старые журналы, газеты, ножницы, лоскутки ткани, нитки для вязания, шпажки для шашлычков. Эти материалы имеются в нашем Центре, а так же их приносят сами дети. Кроме того, необходим небольшой мяч; ноутбук или магнитофон для музыкального сопровождения, релаксационная музыка.

Программа не рассчитана на работу с детьми, при наличии у них следующих форм и состояний:

· дети с тотальным недоразвитием высших психических функций;

· дети с психопатоподобным поведением;

· дети с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения) и психопатоподобным поведением.

Предполагаемый результат:

На выходе участники должны повысить уровень креативности и творческих способностей, осознать ценность собственной личности, сформировать позитивное самоотношение, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности, сформировать умение эффективно общаться с другими.

 

Содержание программы, направленной на снятие эмоционального напряжения у детей с хронической онкологической патологией

психологический онкологический ребенок эмоциональный

Занятие 1. Тема занятия: «Музыкотерапия как средство снижения депрессии у онкологически больных детей».

Цель: снижение уровня депрессии у детей с хронической онкологической патологией. Направление лечебно - оздоровительного действия: регулирование психоэмоционального состояния в результате влияния музыки на психовегетативные процессы. Аудитория: подростки 12-13 лет с хроническим онкологическим заболеванием.

Форма занятий: групповое, комбинированное.

Длительность занятий: 50 - 60 минут.

Используемая форма музыкотерапии: рецептивная.

Используемое направление: регулятивное.

Тип слушания: фоновое; фрагментарное.

Основные виды музыкальной деятельности: прослушивание музыкальных фонограмм и инструментальной музыки («живой» звук - исполнение на флейте); анализ музыки, обмен впечатлениями.

Музыкальная программа к занятию (фрагменты):

· Э.Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

· Ф.Шопен. Ноктюрн ми - бемоль мажор.

· Ф.Шопен. Опера «Кармен» (Антракт к 3 действию)

· И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»

· М.Равель. «Павана»

· М.Равель. «Болеро»

· В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (финал).

Помещение: рекомендуется создать релаксирующую обстановку, например: стены неяркого персикого цвета с розовым и зеленым рисунком; на окнах - салатовые шторы, на стенах - круглые матовые светильники; для детей - мягкие кресла с откидными спинками, для психолога - мягкий стул и круглый журнальный стол.

Оборудование: звуковоспроизводящая и мультимедийная аппаратура; музыкальные записи; музыкальный инструментарий - флейта (в низком регистре); дидактические материалы, дневник наблюдений психолога, медицинские карточки.

Методы: аромотерапия, наглядные - видеоряд, мультимедийная презентация; музыкальное иллюстрирование.

Ход занятия 1.Организационный момент (до 10 минут): введение в атмосферу занятия, приветствие, выяснение самочувствия (измерение частоты пульса и давления) и настроения пациентов.

Звучит начало пьесы «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига - приятная музыка пасторального характера (3-4 мин.).

.Вступительный раздел (10 минут):

Упражнение «Расслабление» на фоне музыки - Ф. Шопен. Ноктюрн ми - бемоль мажор.

Цель - расслабление, снятие мышечного зажима, напряжения.

.Центральный раздел (18 минут):

Первый этап: упражнение на фоне музыки И. Штраус, вальс «Голубой Дунай» - яркая, легкая, воздушная музыка, поднимающая настроение (3-4 мин.).

Цель - на фоне расслабления, снятия отрицательных эмоций достичь снятия внутреннего напряжение, настроиться на положительные эмоции.

Второй этап: упражнение второе - слушание «живого» звука флейты (в исполнении музыкотерапевта).

Музыка. Ж.Бизе. Опера «Кармен» (антракт к 3 действию) - сольное исполнение без сопровождения. Характеристика: «мягкая» распевная мелодия с широкими интонациями, исполняемая в низком, «грудном» регистре.

Цель - сфокусировать внимание слушателей на собственных переживаниях.

Третий этап: беседа с присутствующими о переживаниях, чувствах, ощущениях, возникших у них в ходе прослушивания музыки.

Четвертый этап: упражнение «Энергия» с элементами аромотерапии на фоне двух последовательно включаемых произведения М. Равеля: «Паваны» и 1 вариации «Болеро» (после 3-4 минут звучания микшируется для создания фона для дальнейшей работы). Цель - повышение иммунитета, увеличение тонуса мышц, активизация жизненных сил.

Пятый этап: контрольный замер частоты пульса и артериального давления медицинским работником (музыкальное сопровождение отсутствует).

.Заключительный раздел (10 минут):

Упражнение «Радость жизни» на фоне финала «Маленькой ночной серенады» В.А. Моцарта.

Цель - поднятие настроения, формирование оптимистического жизнеутверждающего мироощущения.

.Рефлексия (10 минут)

Обмен впечатлениями, добрые пожелания друг другу, прощание.

Занятие 2 Игровой тренинг с элементами сказкотерапии

Цель: помочь подросткам находящимся в состоянии хронического заболевания почувствовать свою общность со здоровыми сверстниками, развитие эмоционального опыта, психологической наблюдательности и внимательности, гармонизация эмоционального состояния, актуализация и осознание личностных ресурсов. Материалы и оборудование: небольшая игрушка, карточки по количеству участников с обозначением роли (К (колобок) или Л (лиса)), сухое дерево (срезанная ветка с многочисленными веточками размером до 1 м закрепленная в горшке с землей или песком. Дерево должно быть устойчивым.); стикеры (можно разноцветные); фломастеры; музыкальное оформление.

Ход занятия:

.Приветствие

Игра «Имя +»

Цель: знакомство, создание атмосферы взаимопринятия, открытости, уважения в группе.

Все участники сидят или стоят в кругу. Передают друг другу игрушку. Тот, у кого она в руках, называет свое имя и на первую букву своего имени слово, которое бы его характеризовало. Это может быть прилагательное, любимый цветок, блюдо, урок, фильм и т.д.

.Основная часть.

Игра «Лисы и колобки»

Цель: развитие психологической наблюдательности и внимательности, умения выполнять инструкцию, показать роль ограничений в жизни.

Послушайте, пожалуйста, историю.

Инструкция: В одной замечательной стане жили-были лисы и колобки. Очень они любили общаться, особенно поговорить. Болтали они без умолку день и ночь напролет, где надо и не надо. Волшебнику, жившему неподалеку, надоела пустая болтовня соседей, и решил он их проучить, лишив голоса и облика. Все жители страны превратились в легкие облачка. Облачка помнили, кто они на самом деле, но не могли сказать об этом. Чтобы снять чары, жители должны были узнать друг друга и собраться в два круга (лисы с лисами, колобки с колобками) на разных берегах реки до заката солнца.

Как вы думаете, ребята, получилось ли у них вернуть свой облик и голос?

Сейчас мы с вами станем заколдованными лисами и колобками и попробуем узнать, кто есть кто, без слов. Главное - быть внимательным, наблюдательным, а возможно и самому попытаться привлечь в круг тех, кого надо.

Играющие получают карточки с обозначением роли лисы или колобка. Игроки, не говоря ни слова, передвигаются среди участников, с помощью невербальных средств общения объединяются в две группы.

(Время выполнения 5 мин.)

Анализ игры:

· Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?

· Удалось ли вам справиться с заданием?

· Сколько времени на это понадобилось?

· Что помогало выполнить задание? На что или на кого вы ориентировались? Какую стратегию выбрали?

· Что мешало? Что было трудным?

· Как вы думаете, нужны ли в нашей жизни ограничения, инструкции? Нужно ли их выполнять? (подвести к ситуации выполнения законов)

· Чему нас может научить эта история?

75% своего времени мы проводим в общении с другими. Поэтому очень важно уметь не просто общаться, но и быть частью коллектива, сообщества, выполнять определенные функции. Для этого и создаются законы, правила, инструкции. Ограничения помогают нам осознать, что на самом деле является важным в жизни.

Игра «Дерево смыслов»

Цель: актуализация и осознание личностных ресурсов.

Материалы: сухое дерево (срезанная ветка с многочисленными веточками размером до 1 м закрепленная в горшке с землей или песком. Дерево должно быть устойчивым.); стикеры (можно разноцветные); фломастеры; музыкальное оформление.

Замечали ли вы, дорогие друзья, что человека часто сравнивают с деревом. Есть даже гороскоп друидов (ему более 2000 лет), в котором проводится связь между человеческими характерами и деревьями. Деревья могут быть высокими или низкими, могучими, с раскидистой кроной, или хрупкими, с плодами или без, с листочками или колючками, но главное, у всех есть корни, которые крепко держат ствол, помогают выдержать снег и ветер, жару и стужу. Чтобы дерево не засохло, было сильным, очень важно, чтобы корни были крепкими, получали достаточно влаги и питания. Если провести параллель в человеческую жизнь, можно сказать, что у человека тоже есть корни, помогающие ему выдержать невзгоды - это что, ребята? (жизненные принципы, цели, устои)

А питанием являются смыслы жизни, то, ради чего он живет. У каждого смыслы свои. Но важно их знать и беречь, потому что с утратой смысла жизни человек становится уязвимым, несчастным, похожим на засыхающее дерево.

Ведущий предлагает подросткам, используя стикеры и фломастеры, написать свои жизненные смыслы, по одному на каждом стикере, а затем прикрепить их (склеивая липкую часть стикера вокруг веточки) на дерево. Когда все «смыслы» развешены на дереве, психолог предлагает подойти к нему и провести обсуждение:

· Какие листочки вы разместили на Дереве смыслов?

· Для чего человеку знать, в чем смысл его жизни?

· Что может произойти с человеком, если его Дерево смыслов засохнет, и все смыслы облетят или потеряются?

· Что необходимо делать, чтобы возродить Дерево смыслов?

3.Рефлексия.

В нашем кругу за время встречи накопилось много опыта, новых мыслей и знаний. Надеюсь, что с их помощью вы сможете ответить на главный вопрос жизни: Куда я иду? В чем смысл моей жизни? Как реализовать свои цели? Где источник моей силы?

Давайте зачерпнем из нашего круга все то, что нам пригодится в жизни, больше опыта и мудрости.

Прощание. Участники соединяют руки в центре круга, говорят слова прощания.

Занятие 3 Тема: «Волшебные краски»

Цель: сплочение группы, настрой на совместную работу, развитие креативности и воображения.

Задачи: сенсорно-перцептивное развитие, снятие эмоционального напряжения, развитие гибкости, оригинальности мышления.

Необходимые материалы: гуашь жидкая, пластмассовые стаканчики, растительное масло, мука, клей ПВА, крупная соль, листы бумаги (плотные), клеенка, газеты, салфетки для вытирания рук, ватман, релаксационная музыка.

Ход занятия: Упражнение «Имя-движение»: Первый участник называет свое имя и производит любое движение. Второй участник повторяет имя и движение предыдущего и называет свое имя, производя новое движение и т.д. по принципу «Снежный ком».

Ритуал приветствия: Участники предлагают ритуал приветствия, который будет использоваться на каждом занятии. Выбирается понравившийся всем ритуал.

Арт-терапевтическое упражнение «Волшебные краски»:

«Волшебная краска» изготавливается самими детьми.

Рецепт краски (в расчете на одного ребенка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА, воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была, как густая сметана. Дети рассаживаются вокруг этих материалов.

Первый этап: ребята в стаканчики насыпают необходимое количество муки, куда постепенно добавляют соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все компоненты смешивались руками.

При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения детей. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, детям предлагается выбрать любимый цвет краски и добавить ее в основу. Если нужен яркий тон краски, то гуаши добавляется много, если бледный - немного. Таким же образом можно будет отрегулировать желание нескольких детей создавать один цвет. Он будет разной интенсивности. Конечно хорошо, если цвета не будут повторяться.

Готовая краска выставляется в центр. Детям раздаются листы бумаги и под приятную музыку предлагается пальчиками, используя свою полученную краску, нарисовать что-нибудь. Это может быть и заданная тема.

После обсуждения полученных работ и ощущений от рисования, детям предлагается нарисовать совместный рисунок на ватмане.

Психолог в это время, отслеживает способы взаимодействия детей, их состояния и поведенческие реакции при изготовлении краски и рисовании. Когда работы будут готовы, следует сделать выставку с последующими комментариями. Обсуждение: Какие ощущения у вас были, когда вы рисовали волшебными красками? Понравилось или не понравилось рисовать? Что вы хотели изобразить? Что получилось? Что хотелось бы изменить? Дайте название своей работе.

Рефлексия. Обсуждение занятия.

Заполнение дневничков.

Ритуал прощания. Участники предлагают ритуал прощания, который будет использоваться на каждом занятии. Выбирается понравившийся всем ритуал. (Например, становимся в круг, беремся за руки и дружно говорим «До свидания»).

Занятие 4 Коррекционное занятие с элементами сказкотерапии и пантомимы.

Тема: «Эмоции и конфликты, разрушающие жизнь».

Цель: помочь подросткам находящимся в состоянии хронического заболевания управлять своими эмоциями и уметь разрешать конфликтные ситуации.

Ход занятия

«Мое настроение»

.Какое бывает настроение?

пиктограммы страха, удивления, грусти, злости, радости.

мимика эмоции. Как себя чувствует человек, испытывая ту или иную эмоцию: мышечный тонус, частота сердечных ударов, психологическое напряжение.

«Доброе тепло»

· Сейчас возьмите своих героев, вспомните, что вы рассказывали о них.

Пантомима «Что любит делать твой герой?»

Мы их возьмем с собой в сказку, и там вы сами будете играть роль героя. Для того чтобы вы ясно поняли, что нужно делать, послушайте меня (рассказываю от имени Репки (Колобка) - эмпатийное рассказывание).

Ритуал перехода в сказку - под музыку разные движения в разном темпе. (Берем с собой колобок).

(Дети с героями на пальце занимают определенные места в группе). Я, выполняя роль колобка, обегаю всех героев, которые рассказывают о своей жизни - записываю - и то, с каким героем он не хотел бы встречаться в этой сказке?

Смоделировать ситуацию встречи таких героев

- Выяснить, в чем причина конфликта (записываю)

- Собираю информацию (метод пересечения сюжетных линий: бабка, дед, внучка - ленивая; кошка, собака - задиристые, не хотят уступать; мыши и кошка - жертва и палач; заяц - слабый, волк - сильный; цыпленок и утенок - глупый и умный; медведь и львенок - две силы противостояния).

Ритуал возвращения из сказки - в кругу Релаксация под лучами солнца.

В кругу, сидя на ковре, под спокойную мелодию ведущий говорит спокойным голосом мелодично:

- Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза. Дышите ровно и медленно. Вдох - сила, выдох - уверенность и спокойствие. Эти силы помогут вам всегда. Ваше тело почувствовало силу. Вы говорите себе: «Я спокоен, уверен в себе, я сильный и мудрый. Свою силу я готов направить на добрые дела!».

Теперь пошевелите пальцами, руками, откройте глаза и произнесите: «Я сильный и мудрый».

- Отдохнули? А теперь давайте вспомним, что у нас происходило в сказке: у нас создались конфликтные ситуации между определенными героями. Почему? Основная причина конфликтов в том, что их желания не совпадали. А ведь нам нужно их всех подружить, чтобы они дружно вытянули репку. Скажу вам по секрету, в последний раз в сказке «Репка» эту самую репку вытянуть так и не смогли даже с мышкой. Поэтому нам придется наших героев звать на подмогу. Вот почему необходимо из подружить.

Проводится игра «Сладкая проблема».

- Воссоединитесь в те группы, в которых вы состояли в сказке и сядьте напротив друг друга. Между вами я положу на салфетку конфету…. Пожалуйста, пока не трогайте. Дело в том, что вам с партнером надо решить одну проблему. Вы можете получить конфету только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст вам это. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять конфету без согласия своего партнера.

А теперь я дам каждой паре еще одну конфету. Обсудите, как вы поступите с конфетой на этот раз?

А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший пример сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первой конфетой, а что со второй?

(Подвести к пониманию, что тот, кто сумел уступить, он может стать хорошим надежным другом. Такой человек не станет раздумывать о своей выгоде, а просто поможет другу в беде).

Рефлексия: (Колобок по кругу) Расскажите колобку о том, что вам понравилось в сегодняшней игре и какое на этот момент настроение?

Занятие 5 Тема: «Путешествие на волшебную поляну»

Методы: песочная терапия, изотерапия.

Цель: развитие позитивной коммуникации.

Материалы и оборудование: аудиозапись «Звуки леса»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода; краски, фломастеры, карандаши, кисти, лист А4.

План занятия

· Релаксационное упражнение «Волшебная поляна»

· Упражнение на развитие ассоциативного воображения

· Выбор героев сказочного леса (по три героя)

· Территориальная игра в песочнице

· Рисунок «Нарисуй то место, которое тебе больше запомнилось»

· Рефлексия занятия

Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, что позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Мы предложили детям с помощью любимой мягкой игрушки, принесенной из дома, поприветствовать друг друга.

Для того чтобы детям было легче включиться в основную работу и войти в предлагаемый образ, мы проводим разминку. Разминка представляет собой релаксационные упражнения с использованием музыкального сопровождения. Дети садятся на стулья, поставленные в круг, а психолог читает текст (второй психолог участвует в упражнении вместе с детьми).

Упражнение «Летний лес»

Релаксационное упражнение на регуляцию мышечного тонуса.

Звучит музыка - «Звуки леса».

Мы предлагаем детям сесть удобно, расслабиться.

Психолог. А теперь давайте отдохнем.

Недалеко от моего дома есть лес. Я люблю бывать в нем. Свежий воздух, лесная прохлада всегда притягивали меня. Я быстро надеваю брюки, теплый свитер, кроссовки и отправляюсь в лес.

Я напрягаю ноги, животик, спинку, ручки, лицо. Сильно-сильно...

А сейчас я расслабляю ноги, руки, спинку, лицо...

Дышится легко, ровно, глубоко...

Дорога не утомляет меня, а, наоборот, придает уверенность и силу. Вот он, мой любимый лес!

Все тропинки в нем мне знакомы. Вот эта ведет в березовую рощу. Я направляюсь туда. Дышится легко, ровно, глубоко...

Легкий ветерок качает верхушки деревьев, они раскланиваются со мной, приветствуя меня.

Кругом тишина, только где-то стучит дятел, а птички поют свои незатейливые песенки, радуясь каждому новому мгновению дня. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)

Я вхожу в березовую рощу. Белые стволы берез напоминают мне свечи на праздничном торте. Мое внимание привлекает гриб в коричневой шапочке. Это подберезовик. Я наклоняюсь к нему и вижу еще два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберезовиков уютно устроилась на зеленой кочке! Свежий воздух пронизывает все вокруг. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)

Насладившись лесной прохладой и тишиной, я возвращаюсь домой.

Упражнение на развитие ассоциативного воображения

Мы просим детей рассказать о своих ощущениях и мыслях во время «путешествия», о том, что они увидели.

Далее дети подходят к песочнице с уже влажным песком (напряженным, тревожным и гиперактивным детям приятнее взаимодействовать с влажным песком: сухой рассыпается, и это их раздражает).

На первом занятии мы показываем возможности песочницы (можно раскопать дно, потрогать песок, выстроить гору), а также в игровой форме вводим правила, которые не позволяют ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает рядом «волшебник».

Территориальная игра

Психолог. Вы - Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие, для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома - все, что будет вам нужно для создания сказочной страны.

Начало сказки (рассказывает психолог)

Итак, в одной сказочной стране, где были поля и долины, где текли реки (проводим впадины в песке, символизирующие речки, разделяя песочный лист на 4 части), на волшебной поляне сказочного леса жили маленькие волшебные жители. У них был домик (в это время детям предлагается поставить свой домик в любое место своей части песочного листа). В нем они жили все вместе (каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком). Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли погулять по волшебному лесу, да и себя показать. Но, о Боже! Вся поляна разделена на части бурными реками, как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?

Дети, используя своих «песочных» героев, продолжают проигрывать сказку, начатую психологом. Специалист в игре детей не участвует, но при этом фиксирует в протоколе стиль поведения участников. Во время территориальной игры задача участников - построить коммуникации между территориями.

Наблюдение: Стиль ситуативной коммуникации «вокруг песочницы» отражал общий характер взаимодействия детей в классе. Участники группы прежде всего стремились захватить территорию друг друга. Эта борьба сопровождалась агрессивными вспышками и конфликтами (не могли поделить место, отгребали друг у друга песок, отнимали игрушки, ругались).

Наконец один из участников группы предложил построить мостик через реку, чтобы пойти в гости к другу. Глядя на него, другой ребенок построил взлетную полосу, для того чтобы гости могли прийти и к нему. Группа спонтанно разделилась на подгруппы (мальчики и девочки).

Окончание сказки (рассказывает психолог)

Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Они радостно заплясали, взялись за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса! А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могли видеться друг с другом, когда им захочется.

Сейчас мы прощаемся с нашими героями, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем мы не знакомы... По окончании сеанса участники сами разбирают песочную картину, таким образом закрепляя опыт, приобретенный ими на символическо-бессознательном уровне.

Мы переходим ко второй части нашего занятия - изотерапии.

Рассадив детей за одним большим столом, мы даем инструкцию: «А теперь нарисуй тот персонаж или место в волшебной «песочной» стране, которые тебе больше всего запомнились»

Мы предоставили детям возможность самим выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Во время работы некоторые дети пользовались карандашами и фломастерами (отказываясь от красок), так как эти средства позволяют детям избежать конфликта со своими чувствами, а также позволяют хорошо контролировать процесс рисования.

Рисунки оказались очень похожими друг на друга: многие дети нарисовали поляну и дерево. Нам было важно, что дети выразили свое психоэмоциональное состояние позитивно.

Рефлексия: В конце каждого занятия необходимо подвести итог.

Усадив детей в круг, мы предложили им дать оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (что понравилось - что не понравилось, что было хорошо - что плохо, и почему) и смысловом (зачем мы это делали).

Занятие 6

Тема: «Рисование косметическими палочками»

Цель: снятие тревожности.

Методы: изотерапия.

Материалы: аудиозапись «Дыхание любви», краски, косметические палочки, кисти, контурные изображения животных.

План занятия

· Релаксационное упражнение «Бабочка -2»

· Упражнение на ассоциативное воображение

· Раскраска точками выбранных персонажей сказочного леса

· Рефлексия занятия

На этом занятии мы предложили детям выбрать нескольких персонажей (в виде контурного изображения животного) и раскрасить их точками с помощью косметических ватных палочек. Такой прием рисования точками часто используется для снятия тревожности. Дети с интересом выбрали себе животных и сразу приступили к изобразительной работе.

Вначале мы предложили им попробовать на отдельном листе бумаги точками нарисовать кто что захочет.

Пример рисунков и дискуссии детей: Оля нарисовала двухцветную бабочку: одна часть бабочки была зеленой, другая - желтой. Катя нарисовала желтый цветок. Коля - оранжевый цветок. Вова - оранжевые точки и назвал их «цветочной поляной». Коля нарисовал зеленую «лужу». Дети делились красками и не ссорились. После пробного упражнения ребята раскрасили своих животных. Петя заявил, что у него все звери заболели: «Волку нравится болеть и мне нравится болеть. Уроки не делаешь, все за мной ухаживают».

Тогда в дискуссию вступила Катя: «А у меня бабочка выздоровела».

Оля: «А у моего медвежонка ухо заболело, ему зеленкой его мажут. Ой! Уши зеленые получились».

Катя: «Мой дождик заболел».

«Смотрите, сколько болеющих! Грустная картина получилась», - заметила Света.

Рефлексия: На этом занятии дети смогли проработать проблемный момент, связанный с их заболеваниями.

Занятие 7 Тема: «Индейские мандалы»

Цель: самовыражение, расслабление, создание установки на достижения и позитивные изменения, развитие креативности и ассоциативного мышления.

Задачи: развитие саморегуляции, актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие оригинальности, гибкости мышления, актуализация возможностей для самоизменения, активизация внутренних ресурсов. Необходимые материалы: нитки для вязания разноцветные, палочки для шашлычков (по 4 штуки на человека), ножницы, релаксационная музыка. Ход занятия: Заполнение дневничков.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Клубочек»: Участники разматывают клубочек, передавая его любому участнику и говоря адресату комплимент. При этом нить клубка они цепляют за собственный палец. Таким образом, образуется паутинка. Психологу необходимо проследить, чтобы комплимент получил каждый участник. Разматывается паутинка, говоря пожелания друг другу.

Арт-терапевтическое упражнение «Плетение индейской мандалы».

Предварительно проводится беседа о плетении мандалы.

«Сегодня каждый сплетет оберег для себя (амулет), который имеет общее название «Индейская мандала». Мандалы - это своеобразные картины мира, выражающие внутренний мир человека. В древности индейцы закладывали в эти плетеные узоры целые рассказы и образы, и один индеец, взяв в руки работу другого своего соплеменника, мог буквально «прочитать» мандалу по цветам и орнаменту, воспроизвести заложенный в нее образпочти слово в слово.

Считается, что плетеные индейские мандалы родом из Центральной и Южной Америки. Такие мандалы плели индейцы племени Уичоль, проживающие на части терр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...