Билеты государственного комплексного экзамена
по специальности______________5В050800 - Учет и аудит__________________________ (код и наименование специальности)
20БИЛЕТ
3.Объединение предприятий. Метод покупки (МСФО 3). Ответ: Объединение компаний. Все сделки по объединению компаний в соответствии с МСФО 3 должны учитываться по методу покупки.МСБУ 3 требует, чтобы покупатель первоначально оценил идентифицируемые активы, обязательства и условные обязательства приобретаемой компании по справедливой стоимости на дату приобретения. Любая доля меньшинства в приобретаемой компании является долей чистой справедливой стоимости, принадлежащей меньшинству. Согласно МСФО 3 отрицательный гудвилл (превышение доли покупателя в чистой справедливой стоимости идентифицируемых активов, обязательств и условных обязательств продавца над стоимостью покупки) должен незамедлительно признаваться покупателем в отчете о прибылях и убытках в качестве дохода.МСФО 3 не рассматривает объединение компаний, которые образуют совместную компанию, находятся под общим контролем, когда объединяются две (и более) компании на взаимных началах, если отдельные компании формально объединяются в одну отчитывающуюся компанию без приобретения одной компанией долей участия в капитале другой. Например, объединение компаний, при котором отдельные компанию соединяются формальным договором с целью образования корпорации с двойным листингом (двойной регистрацией). 1.Таблично - автоматизированная система учета. Ответ: основана на применении вычислительной техники, обеспечивающей получение взаимосвязанной системы учетной информации. При этой форме учета данные документов переносят на соответствующие носители информации, которые используют для обработки на вычислительных машинах. На их основании в процессе машинной обработки получают единые учетные регистры - машинограммы, содержание которых отвечает требованиям бухгалтерского учета и определяется проектами комплексной автоматизации учета.
Машинограммы в бухгалтерии после их проверки используются для учетных целей, контроля, составления отчетности и проведения аналитической работы. При таблично-автоматизированной форме учета ручной труд счетных работников применяется только там, где автоматизация невозможна (прием и проверка документов и машинограмм, анализ данных учета и отчетности, предварительный и последующий контроль, ввод информации в компьютер и др.). Эта форма учета способствует сближению оперативного и бухгалтерского учета, широкому использованию нормативных и плановых данных, позволяет более тесно увязать плановые и отчетные данные. Кроме того, повышаются контрольные и аналитические функции учета.
2. Раскрытие и признание дохода. Ответ: Концепция начислений и ее применение в учете доходов и расходов. Предоплаты и начисления. Сущность и измерение доходов. Сущность и измерение расходов. Бухгалтерский цикл. Бухгалтерские корректировки на дату подготовки финансового отчета. Характеристика МСФО 18 «Доходы». Идентификация сделки. Продажа товаров. Торговые скидки (trade discounts) и скидки при срочной оплате (cash discounts). Сомнительные и безнадежные долги. Себестоимость реализованной продукции; транспортные расходы; операционные расходы. Предоставление услуг. Проценты, лицензионные платежи и дивиденты. Раскрытие информации о доходах.
В Принципах подготовки и представления финансовой отчетности в соотвествии с международными стандартами доход определяется как увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме поступления или увеличения активов или уменьшения обязательств, которые привели к увеличению капитала, не связанному со вкладами акционеров. Доход включает как выручку кредитной организации, так и прочие ее доходы. Под выручкой (revenue) понимается валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности. В зависимости от вида деятельности это могут быть доход от продажи услуг, вознаграждения, проценты, дивиденды и роялти. Специфика доходов пенсионных фондов, доходов от арендной деятельности и от некоторых других видов сделок рассматривается в стандартах, специально посвященных этим вопросам (например, МСФО 17 «Аренда»). Особенности формирования доходов по долгосрочным производственным контрактам определены МСФО 11 «Договоры подряда». Для того чтобы определить порядок учета выручки, возникающей от определенных видов сделок и событий, Комимтетом по Международным стандартам финасовой отчетности (КМСФО) еще в 1981 году был введен в действие МСФО 18 «Выручка». Этот стандарт был пересмотрен в 1993 году, а в новой редакции вступил в силу с 1 января 1995 г. При учете выручки основным критерием ее признания является наличие вероятности получения кредитной организацией будущих выгод, которые могут быть надежно оценены. Поэтому МСФО 18 определяет условия, соотвествующие данному критерию, с целью признания выручки. Он также дает практические указания по применению других критериев, которые могут использоваться кредитными организациями для учета выручки. Важнейшей составляющей финансовой отчетности кредитных организаций является отчет о прибылях и убытках, предназначенный для раскрытия информации о финансовом результате деятельности организации. Этот отчет обязательно включает статью, отражающую выручку организации, полученную в отчетном периоде. Цель МСФО 18 «Выручка» заключается в определении момента признания выручки, порядка ее оценки, а также принципов отражения в отчетности отдельных видов выручки. Определение выручки через понятие «валовые поступления» требует раскрытия природы экономических выгод, непосредственно относящихся к кредитной организации. Сложность в определении экономических выгод может возникнуть в случае использования кредитной организацией посредников, а также для самих посредников. Валовые поступления посредника не включают суммы, собираемые от имени и в пользу принципала. Выручкой посредника являются лишь суммы вознаграждения за его услуги (например, комиссионное вознаграждение).
В то же время для банка, например, продажа недвижимости не является непосредственным бизнесом и поэтому не определяет выручку данной организации. Для большинства кредитных организаций такая продажа носит единичный (побочный) характер, она не приносит какого-либо существенного дохода по сравнению с доходами от основной деятельности. Следовательно, в этом случае поступления от продажи недвижимости должны быть отражены в составе прочих доходов. Оценка выручки Выручка оценивается по справедливой стоимости полученного или ожидаемого возмещения. Под справедливой стоимостью (fair value) подразумевается сумма, на которую можно обменять актив или погасить обязательство при сделке между хорошо осведомленными, заинтересованными (т.е. желающими совершить сделку), независимыми друг от друга сторонами. Большинство сделок на финансовом рынке заключается с оплатой денежными средствами без отсрочки платежа либо с минимальной отсрочкой (порядка 1–3 недель). Такие условия сделок обеспечивают получение справедливой стоимости или близкой к ней суммы (при небольшой отсрочке платежа). При рассрочке или значительной отсрочке платежа должен быть учтен тот факт, что клиент получает возможность временно использовать денежные средства кредитной организации. Последняя фактически финансирует деятельность клиента. В общем случае это ведет к уменьшению выручки от оказываемой банком услуги на сумму процентов к получению. В случае, когда актив, представляющий возмещение, отличается от денежных средств и/или их эквивалентов, выручка оценивается в соответствии с суммой справедливой стоимости возмещения. Руководство кредитной организации должно самостоятельно установить справедливую стоимость того возмещения, которое было получено или ожидается к получению в виде неденежных активов. В редких случаях, когда невозможно установить справедливую стоимость возмещения, допускается оценка выручки в сумме справедливой стоимости оказанной услуги. При этом в отчетности раскрывается информация о сумме выручки от операций, включенной в каждую значимую статью выручки. Оценка руководством кредитной организации выручки по тем операциям обмена, которые не были завершены на момент составления отчетности (находились в составе дебиторской задолженности) и по которым предполагалось получение неденежного возмещения, может отличаться от реально полученного возмещения. Возникающая разница учитывается в составе выручки за период, следующий за отчетным периодом (в соответствии с порядком отражения изменений в бухгалтерских расчетах, предусмотренным МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике»).
Как правило, каждая конкретная сделка оценивается отдельно. Однако встречаются ситуации, когда, следуя принципу преобладания содержания над формой (substance over form), выручка может определяться для отдельных элементов сделки, а не сделки в целом (например, при заключении договора на проведение монтажа нового электронного оборудования, в котором предусмотрено также бесплатное сервисное обслуживание в течение последующих трех лет). Для определения выручки такой договор должен рассматриваться в разрезе его составных частей, а именно: — монтаж оборудования; — сервисное обслуживание; — финансирование (поскольку оплата сервисного обслуживания произведена авансом). Возможна ситуация, при которой критерии признания выручки применяются к результатам нескольких связанных сделок, а не к каждой из них в отдельности. А в некоторых случаях комплексное рассмотрение ряда сделок может привести к выводу, что выручка не должна быть признана вовсе. Это касается сделок, при которых совершается обмен однородными услугами, например при совместной эксплуатации сервисных и иных сетей, а также как сложившаяся практика в некоторых перерабатывающих отраслях. При этом полученные активы по неисполненным обязательствам отражаются в оценке по справедливой стоимости как привлеченные кредитные ресурсы (как правило, краткосрочные). Признание выручки Общими критериями признания выручки, то есть условиями, при соблюдении которых доход принимается к учету и включается в отчетность, являются:
Таким образом, для отражения выручки применяется вероятностный подход. Поэтому возможна ситуация, когда после признания выручки руководство кредитной организации по объективным причинам изменяет оценку вероятности получения возмещения. Как правило, это касается собираемости дебиторской задолженности. В таком случае корректировка суммы выручки не производится, а предполагаемые потери по нереальной дебиторской задолженности отражаются в качестве расходов на счете прибылей и убытков. Конкретное применение критериев признания зависит от предмета сделки (серии взаимосвязанных сделок) и ее характера. МСФО 18 требует раздельно раскрывать в отчетности такие виды выручки, как:
Оказание услуг Общим критерием признания выручки является надежная оценка результата сделки. Спецификой оказания услуг (включая выполнение работ) является значительная временная неопределенность в получении желаемого результата. Когда возможно определить, на какой стадии находится выполнение договора (процент выполнения работ), выручка должна отражаться в соответствующей пропорции. В противном случае признание выручки должно быть ограничено величиной расходов, в возмещении которых не существует неопределенности. В большинстве случаев возмещение предоставляется в форме денежных средств или их эквивалентов, а суммай выручки является полученная или ожидаемая к получению сумма денежных средств или их эквивалентов. Однако в случае отсрочки поступления денежных средств или их эквивалентов справедливая стоимость возмещения может быть меньше полученной или ожидаемой к получению номинальной суммы денежных средств. Например, кредитная организация может предоставить беспроцентный кредит покупателю или принять от него вексель к получению с процентной ставкой ниже рыночной в качестве возмещения при продаже товаров. В тех случаях, когда договор фактически представляет собой финансовую операцию, справедливая стоимость возмещения определяется дисконтированием сумм всех будущих поступлений с помощью условной процентной ставки. Условная ставка процента определяется на основании:
Разность между справедливой стоимостью и номинальной суммой возмещения признается как процентный доход в соответствии с рассматриваемым стандартом, а также согласно МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Проценты Проценты, дивиденды и роялти являются доходами, возникающими от использования активов кредитной организации другими лицами. Проценты (interest) признаются равномерно в течение определенного промежутка времени. Признаваемая величина процента может быть определена договором (банк выдает кредит под заранее оговоренный процент) либо рассчитана условно (когда известно, что возврат кредита будет осушествлен со значительной отсрочкой). Условный расчет процента возможен и в том случае, когда договором предусмотрен процент, величина которого значительно ниже рыночной. В этом случае для соблюдения общего правила признания выручки по справедливой стоимости возмещения процент, зафиксированный в договоре, должен быть скорректирован до его реального значения на рынке. Условный процент может быть рассчитан:
Предположим, что банк выдал кредит на покупку оборудования под 25% годовых. Руководство компании оценивает кредитоспособность покупателя на том же уровне, что и банк. Тогда распределение выручки по годам и видам будет выглядеть следующим образом (см. таблицу). Таблица Распредeление выручки по годам Теоретически результаты, получаемые разными способами, не должны существенно различаться при условии, что сделка совершена между хорошо осведомленными, заинтересованными, не зависимыми друг от друга сторонами (т.е. по справедливой стоимости). В операциях между связанными сторонами условный процент может отклоняться от реального процента на рынке аналогичных финансовых инструментов. Однако операции со связанными сторонами подлежат дополнительному раскрытию (включая ценовую политику) в соответствии с МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах».
4. Общее понятие о затратах в управленческом учете. Ответ: В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли. Прибыль зависит в основном от цены продукции и затрат на ее производство и реализацию. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве. В экономической литературе и нормативных документах часто применяются такие термины, как «издержки», «затраты», «расходы», «себестоимость». Неправильное определение этих понятий может исказить их экономический смысл. Внимательное ознакомление с сущностью перечисленных выше терминов позволяет сделать вывод о том, что в своей основе все эти понятия означают одно и то же — затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Издержки – это суммарные «жертвы» предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Данный термин используется, как правило, в экономической теории. Подразумевается, что издержки включают в себя как явные (расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки. Явные (расчетные) издержки — это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг. Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д. Под затратами следует понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, т.е. стоимостные оценки ресурсов, используемые организацией в процессе своей деятельности. Определение расходов как экономической категории в составе информации, формируемой в бухгалтерском учете, дано в ПБУ10/99 «Расходы организации». Согласно чему признание расходов в бухгалтерском учете происходит при наличии следующих условий: - расход производиться в соответствии с конкретном договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота; - сумма расхода может быть определена; - имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно их названных условий, то в бухгалтерском учете признается дебиторская задолженность. Таким образом, расходами организации признается стоимость использованных ресурсов, которые полностью потрачены (израсходованы) в течение определенного периода времени для получения дохода. Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого в бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по дебету и кредиту счетов «Прочие доходы и расходы» и «Прибыли и убытки». Применительно к счету «Продажи» расходы организации по существу характеризуют себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Среди качественных показателей деятельности предприятия важное место занимает такой показатель, как себестоимость продукции. В нем как в синтетическом показателе отражаются многие стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации.От уровня себестоимости продукции зависят объем прибыли и уровень рентабельности. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль. Исчисление себестоимости продукции предприятию необходимо для: • оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; • определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; • осуществления внутрихозяйственного хозрасчета; • выявления резервов снижения себестоимости продукции; • определения цен на продукцию; • расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий; • обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятии с производства устаревших изделий и т. д. В настоящее время состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, регламентируется Налоговым кодексом РФ. Следует отметить, что данный документ вообще не включает понятия себестоимости. Согласно ст.247 НК РФ, «полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов», образуют прибыль организации. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные, понесенные налогоплательщиком. Из этого следует, что Налоговый кодекс трактует понятия «расходы» и «затраты» одинаково. Дадим экономическое определение се6естоимости продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) – это затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. 5. Аудит незавершенного производства. Ответ:
Порядок оценки остатков незавершенного производства (далее – НЗП) определен ст. 319 НК. В соответствии с данной статьей НК организации, производство которых связано с выполнением работ, распределяют сумму прямых расходов на остатки НЗП пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов. Следовательно, при определении суммы прямых расходов, относящихся к незавершенному производству, по методике, изложенной в ст. 319 НК, учитывается стоимость не принятых заказчиком заказов, в том числе и заказов в части завершенных, но не принятых этапов. Сумма остатков НЗП на конец текущего месяца включается в состав материальных расходов следующего месяца (п. 1 ст. 319 НК). В частности, при определении объема выполняемых заказов налогоплательщик может выбрать один из следующих показателей: стоимость заказов (при этом указанная стоимость может определяться как цена этих заказов по договорной стоимости, сметной стоимости без учета нормы прибыли или как их стоимость, формируемая на основании прямых расходов, относящихся непосредственно к каждому заказу) либо натуральные показатели, если работы, услуги могут быть измерены в подобных показателях и эти показатели по различным заказам сопоставимы. Данный выбор должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения по каждой категории заказов. При применении механизма распределения прямых расходов на остатки НЗП, предусмотренного ст. 319 НК, следует учитывать, что суммы остатков незавершенного производства, определенные на конец месяца, учитываются при распределении прямых расходов в следующем месяце.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|