Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и структура финансовой системы. Государственный бюджет: понятие и структура.




Финансы - обобщающая экономическая категория, которая характе­ризует процессы денежной природы и денежные отношения в стране и в обществе.

Сущность финансов, закономерности их развития и роль определяют­ся экономическим строем общества, а также природой и функциями го­сударства. Финансовые отношения опосредуют процесс общественного товарного производства. Областью возникновения и функционирования финансов является 2-я стадия воспроизводственного процесса - распре­деление стоимости, на которой происходит распределение стоимости об­щественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствова­ния, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Значит, важным признаком финансов как экономической кате­гории является распределительный характер финансовых отношений.

В стоимостном распределении участвует совокупность экономических категорий. Однако специфической особенностью финансов является то, что материальными носителями финансовых отношений являются финан­совые ресурсы. Финансовые ресурсы - это специфическая форма движе­ния денежных средств. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, матери­альное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и дру­гих потребностей общества.

Финансы выражают экономические общественные отношения. Отно­шения все проявляются по-разному, имеют свою специфику. Специ­фические особенности финансовых отношений позволяют объединить их в сферы.

Каждая сфера финансовых отношений имеет звенья. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, составляют финансовую систему страны.

Финансовая система - это система форм и методов образования, рас­пределения и использования фондов денежных средств государства и хо­зяйствующих субъектов. Допустимо утверждать, что потребности в фи­нансах есть и у домашнего хозяйства, хотя экономическая наука и прак­тика далеко не всегда рассматривает домашние хозяйства как самостоя­тельный субъект финансовой системы. Основываясь на основных прин­ципах, в дальнейшем рассмотрение сфер и звеньев финансовой системы будет без домашних хозяйств, однако финансовые связи и потоки в ры­ночной экономике не обходятся без них.

Финансовую систему можно представить в виде схемы (см. схема № 2).

Необходимость существования финансов хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций) объясняется потребностью в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потреб­ность в денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финан­сов. Благодаря финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного капитала. Поступающая хозяйствую­щим субъектам денежная выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распределяется таким образом, что удовлетворяются их потреб­ности в различных финансовых ресурсах.

Большое место в составе потребностей в денежных средствах зани­мают государственные потребности. Государство, благодаря финансам, выполняет важную роль в регулировании экономики, в развитии соци­ально-культурной сферы, в защите окружающей среды, в обеспечении безопасности страны и граждан.

 

Развитие рыночных отношений, базой которых является частная соб­ственность, невозможно без страхования, которое образует особую сферу финансов. В страховании реализуются общественные и личные потреб­ности в страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайностей. С развитием товарного производства возникает объек­тивная необходимость страховой защиты имущественных интересов каж­дого собственника. Это достигается с помощью финансовых ресурсов страхования.

Развитие рыночных отношений невозможно представить без системы кредитования. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы, сбережения различных субъектов рынка и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. В системе кредитования образуются своеобразные финансовые отношения, что позволяет их вы­делить в отдельную сферу.

Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), которые связывают главных субъектов финансовых отношений.

На уровне национальной экономики элементом финансовой системы являются государственные финансы. Роль государственных финансов заключается прежде всего в том, что они выступают важным инструментом воздей­ствия на процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста, развития ключевых отраслей хозяйства, структур­ной перестройки экономики, ускорения НТП.

Основным звеном экономического регулирования экономики в систе­ме государственных финансов является государственный бюджет.

Государственный бюджет - крупнейший централизованный денеж­ный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у госу­дарства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной поли­тики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.

Бюджетная система и бюджетное регулирование воплощают базисный способ финансового регулирования экономики, являются ведущей, опре­деляющей формой финансового планирования.

Бюджет позволяет сосредоточить финансовые ресурсы государства на тех участках экономики, которые являются на данном историческом эта­пе наиболее важными.

Бюджет, являясь частью финансов, характеризуется теми же призна­ками, которые присущи финансам в целом, но имеет свои особенности:

ð госбюджет является особой экономической формой перераспре­делительных отношений, так как он перераспределяет нацио­нальный доход;

ð пропорции бюджетного перераспределения в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями вос­производства и общества в целом;

ð область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловливает его ключевое место. Сущность бюджета реализуется через его функции (см. схема № 3).

Распределительная - означает концентрацию денежных средств в ру­ках государства и их использование с целью удовлетворения общегосудар­ственных потребностей.

Контрольная - заключается в том, что бюджет объективно, через формирование и использование фонда денежных средств государства, отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

Финансовые отношения, которые возникают между предприятиями, учреждениями и населением с государством - это бюджетные отноше­ния. Эти отношения складываются на основе доходов и расходов государ­ственного бюджета. Доходы и расходы бюджета - это особые эконо­мические формы, на основе которых происходит перераспределение создан­ных в обществе финансовых ресурсов.

Доходы - экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Форма проявления этих отношений — раз­личные виды платежей, которые имеют материально-вещественное воплощение в виде денежных средств, мобилизуемых в бюджетный фонд. Система доходных поступлений строится на базе налогов и сборов.

Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция - заключается в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают влияние на воспроизвод­ство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя на­копления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Применение налогового метода в мобилизации для государства на­ционального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Кроме налогов в бюджет поступают сборы: за право торговли, за пар­ковку автотранспорта, курортные сборы и др.

Государственный бюджет функционирует посредством доходов и расхо­дов. До сих пор речь шла о доходах, остановимся теперь на расходах.

Расходование государственного бюджета - это экономические отно­шения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием на нужды хозяйства и на выполнение функций государства.

В расходах бюджета находят две стороны единого распределительного процесса:

ð расщепление бюджетного фонда на составные части;

ð формирование денежных фондов целевого назначения у пред­приятий, организаций, учреждений.

С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться:

1) на нужды народного хозяйства;

2) на социально-культурные мероприятия;

3) на оборону;

4) на управление.

Расходная часть бюджета реализует функцию финансового регулиро­вания экономики через основные принципы организационного построе­ния системы государственных расходов.

1. Целевое направление средств - означает, что государственные рас­ходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными финансовыми пла­нами.

Основными целевыми направлениями государственных расходов яв­ляются:

ð в коммерческой сфере деятельности — капитальные вложения и финансирование оборотных средств;

ð в некоммерческой — зарплата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.д.

Государство устанавливает приоритетность тех или иных потребно­стей, регламентируя порядок их удовлетворения исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов. Такой подход призван обеспечить усло­вия для получения максимального эффекта от использования имеющихся государственных ресурсов.

2. Принцип безвозвратности расходования - означает, что средства, использованные на различные цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов от­личается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных фи­нансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в раз­личные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать раз­витию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к об­щему увеличению государственных финансовых ресурсов. Необходимо органически увязать в единой системе принцип безвозвратного расхо­дования финансовых ресурсов с условием их наиболее результативного инвестирования.

3. Соблюдение режима экономии - это система форм и методов после­довательной минимизации затрат относительно получаемого результа­та. Оно необходимо для достижения наибольшей результативности, что не означает сокращения расходов, а предполагает наиболее целе­сообразное их осуществление.

Таким образом, разумная политика в области доходов и расходов госу­дарственного бюджета позволяет его использовать как финансовый ин­струмент регулирования экономики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...