Внутренний и внешний государственный долг.
⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34 Государственный долг имеет прямое отношение к государственному бюджету, более того, он возникает из финансового явления по поводу превышения расходов над доходами, называемого дефицитом бюджета. Рассматривая причины возникновения дефицита, очевидно, можно ответить на вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита. Во-первых, дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры. Во-вторых, дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия), когда обычных результатов становится недостаточно. Возникающий дефицит по этим двум причинам можно назвать структурным. Он является продуктом здравой государственной политики по стабилизации экономики и оказывает существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. Третьей причиной возникновения дефицита является циклическое падение производства, он отражает кризисные явления в экономике, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Это циклический дефицит и его надо рассматривать как нежелательное явление в экономике. Для преодоления бюджетного дефицита применяются следующие меры: сокращение бюджетных расходов, эмиссия, изыскание источников дополнительных доходов и одалживание денег. Одалживание денег по сути является государственным кредитом, поэтому государственный долг - это сумма непогашенного государственного кредита, накопленная за все время существования страны.
Погашение государственных займов и выплата процентов производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования - выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа. Методы управления государственным долгом включают конверсию и консолидацию. Конверсия - это изменение условий займа, касающихся доходности, т.е. уменьшения или увеличения размеров выплачиваемых процентов по займам. Консолидация - это изменение условий займа, связанное с их сроками (превращение краткосрочных обязательств в долго- и среднесрочные). По данным министерства финансов Республики Казахстан, сумма освоенных и непогашенных правительственных займов и отнесенных законодательными актами в эту категорию долговых обязательств на определенную дату определяет общую сумму правительственного долга. На начало 2001 г. он составил 560,2 млрд. тенге или 3,9 млрд. долларов США. Из этого объема 15,6% относится к внутреннему и 84,4% - к внешнему долгу правительства. Гарантированный правительством долг представляет собой сумму на определенную дату полученных и непогашенных негосударственных займов, имеющих государственные (правительственные) гарантии. На 1 января 2001 г. он составил 100,4 млрд. тенге (0,7 млрд. долларов США). Доля погашения по основному внешнему долгу за 2000 г. составила 14,2% от всего объема освоенных кредитных средств, по гарантированным Правительством внешним долгам – 91,3%. Динамика гарантированного правительством внешнего долга представлена на схеме №1. Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.
Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Увеличительное влияние на государственный долг оказывает и необходимость выплаты его с процентами. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств. Внешний долг – задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а, с другой стороны, при его погашении приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности. В целом же последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. При наличии значительного долга происходит и перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.
Контрольные вопросы. 1. Какими причинами определяется необходимость и возможность государственного регулирования экономики? 2. Что такое экономическая политика? 3. Из каких элементов состоит система целей экономической политики? 4. Объясните связь между собираемыми налогами и выполнением государством экономических функций? 5. Каковы отличия внутреннего госдолга от внешнего? 6. Как влияет бюджетный дефицит на состояние национальной экономики?
7. Можно ли использовать фискальную политику в качестве стабилизирующего фактора? 8. Назовите основные цели денежно-кредитной политики государства? 9. Сформулируйте «монетарное правило» Фридмена?
Список литературы. Курс экономической теории. Учебное пособие/Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой.-Киров: АСА, с.24-41, 210-230. Курс экономической теории. Учебное пособие/Под ред. А.В.Сидоровича.-М.: Изд-во «ДИС», 1997г., с.55-66. Макконнелл К., Брю С. Экономикс.-М. Республика, 1992г. – Т.1. с.36-38. Учебник по основам экономической теории. В.Д. Камаев, М.В.Семенов, Д.Е.Сорокин, Ф.Ф. Стерликов и др. -Владос: Изд-во МГТУ им.Н.Э. Баумана, 1996г., с.5-15, 17-19, 23-25. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебник для студентов экономических специальностей вузов.-2-е изд-е. –М. Владос, 1996г., с. 52-57, 76-79. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. Учебное пособие для студентов неэкономических специальностей вузов.-М.: Экономика. Техлит. 1996г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|