Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.Изобразительное искусство




В изобразительном искусстве начала ХХ века происходит постепенный отказ от опыта, накопленного в ХIХ столетии. Традиции реализма продолжают поддерживать художники тех стран, где особенно важными оставались вопросы истории и национального самосознания. Главным в тематике реализма становятся бытовые сценки и национальный уклад жизни народа. В поисках ответа на многие вопросы возникла необходимость переоценки понимания самого реализма. Появились различные направления реализма в искусстве, которые либо ориентировались на эмоциональный, чувственный характер образов, либо обращали внимание на социальные явления и их художественную оценку. В начале столетия формируются: «социальный реализм» (У. Керн),  «живописный реализм» (О. Джон, А. Цорн).

Художники в начале ХХ века сохраняли интерес к тем явлениям прошлого, которые связаны с оригинальными находками в технике живописи (импрессионизм, пуантилизм). В художественной жизни Европы сформировалось салонное искусство, ориентированное на потребительские вкусы публики, носящее коммерческий характер.

Была разработана художественная программа национального романтизма, основанная на синтезе искусств, использовании народных ремёсел и промыслов, национальной идеи. Подобные взгляды воплотил в оформлении университета в г. Осло художник Э. Мунк.

Панно «Солнце» (1909–1911, 452х788 см)

Неоклассицизм, популярный в начале века, вновь возродил интерес к античности с её идеальным миром формыи красоты. Таким предстаёт панно, созданное А. Бурделем для Театра Елисейских полей в Париже.

В10-20-ые гг. ХХ века в Германии, Франции и Италии зарождаются необычные направления модернизма. Исторически первым, открыто противопоставившим себя реализму в 1905 г. стал фовизм (фр. «дикий»), несомненным лидером этого движения был А. Матисс (1869 – 1954 гг. ).

Художники – фовисты не выпускали манифестов, презирали классическое искусство и гордились тем, что их «нога не ступала в Лувр» (М. Вламинг). Их объединяло скептическое отношение ко всем формам социальной жизни. Они стремились показать в картинах минутный эффект восприятия, цветовые контрасты. Особое отношение к цвету оказало существенное влияние на решение декоративных задач всего искусства.

В эти же годы в Германии формируется экспрессионизм (лат. «выражение»). В июне 1905 года студенты Высшего технического училища в Дрездене объединились в группу «Мост», ставшую первой школой экспрессионизма. Вторым центром экспрессионизма стал г. Мюнхен, где В. Кандинский и Ф. Марк создали альманах, организовали выставку и объединение «Синий всадник». Они проповедовали уход от цивилизации в мир животных («Красные кони», 1911 г. ).

Их творчество, полное ужаса перед действительностью и будущим; ощущений безнадёжности и беззащитности, построено на отталкивающей деформации и остром рисунке. После Первой мировой войны это направление распалось, одни его сторонники обратились к абстрактной живописи, другие сблизились с реализмом. Немецкий художник Отто Дикс весь ужас войны выразил в пятидесяти офортах серии «Война» и картине «Окоп» (1933 г. ), уничтоженной фашистами. Наиболее верным сторонником экспрессионизма остался А. Кубин, создавший иллюстрации к произведениям Достоевского, Гофмана, в своеобразной мистической манере.

«Штурмовая группа в газовом облаке»

««Отравленные газом. Тамлё-ла-Фос, август 1916 года»»

В1907 г. в Париже состоялась выставка Поля Сезанна, открывшая путь идеям кубизма, а первой программной работой кубизма стала картина главного его теоретика П. Пикассо «Авиньонские девушки» (1907 – 1908 гг. ).

 Сторонникикубизма в 1907 году создают объединение «Бато – Лавуар». Цветовая палитра кубизма была ограничена серыми и коричневыми, черными и белыми тонами. П. Пикассо (1881 – 1973 гг. ) и Ж. Брак (1882 – 1963 гг. ), их многочисленные последователи выступили против «старой эстетики, искажая поверхности геометрическими гранями, напоминающими форму куба. Кубисты изображали предметы, одновременно рисуя различные плоскости, соединяя их необычным образом, друг с другом.

В «Манифесте 1909 г. » были представлены принципы направления в искусстве, названного футуризмом (лат. «будущее»). Футуризм первым выступил откровенно враждебно по отношению к реализму, воспевал культ агрессии, урбанизации и машинной индустрии. «Искусство и война – великие проявления чувств, похоть – их цветок. Надо сделать из похоти произведение искусств», – так писали футуристы в своих работах. Их идеологом выступил итальянский писатель Ф. Маринетти. Подобные взгляды были реализованы в живописи и скульптуре Умберто Боччони, Дж Северини. Дальнейшая эволюция футуризма в 20-ые годы идёт, с одной стороны, к абстракции, а с другой – к крайнему натурализму.

Джино Северини.

 

 «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913). Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк

Еще одно направление модернизма, сложившееся в 10-е гг. ХХ века – это абстракционизм или «беспредметное искусство». Один из его создателей, нидерландский живописец Пит Мондриан (1872 – 1944 гг. ) считал, что «чистая пластика создает чистую реальность». Группа его последователей в Голландии объединилась вокруг журнала «Стиль», провозгласив создание универсального образа мира посредствам прямоугольников разного цвета на основе «денатурализации красок». Программные установки абстракционизма находят свое развитие в работе В. Кандинского «О духовном в искусстве», а также в системе «супрематизм», созданной К. Малевичем (1878 – 1955 гг. ). Его знаменитая картина «Черный квадрат» стала символом парадоксальности и непонимания модернистских претензий в искусстве.

Автопортрет. Пит. Мондриан

Красное дерево, 1910 г.

Второй период развития культуры (1917 – 1945 гг. ) оказался связанным с революционными восстаниями, экономическими кризисами. Возникновением фашизма. Одним из существенных социальных явлений ХХ века, разделившим Европу и оказавшим влияние на искусство стала Октябрьская революция 1917 г. в России и последовавшие за ней события. Формируется советское искусство с его вечным вопросом о переоценке культурного наследия и отношения к искусству Западной Европы. Осмысление этих процессов способствовало обращению в культуре к интернациональным демократическим идеям. Таким было творчество А. Барбюса и французской группы художников «Кларте». В Италии результатом творческих поисков стало обращение к неоклассике (Ф. Казорати). С другой стороны, появляются художественные объединения, такие как итальянское «Новеченто» (1921 г. ), которые пользовались поддержкой фашистского государства, стремившегося создать единое «арте ди реджиме».

В этот период развития культуры изменяется отношение к индустриальному дизайну, художественному конструированию, культурной политике многих стран, гражданской позиции художников, возрастает взаимосвязь искусства и публики в общественной жизни. Были созданы интернациональные культурные сообщества и организации, проводились конкурсы и фестивали, возникли новые центры художественной культуры.

Революционное искусство развивается как коллективное творчество в объединениях и группах, а самым значимым его достижением стала политическая графика (французская школа плаката). Плакатная живопись была основана на новой технике фотомонтажа, наглядности, особом стиле «Кассандра» (плакат «Звезда Севера», 1927 г. )

Необходимо вспомнить и то обстоятельство, что достижения и оригинальные находки в культуре Западной Европы были сделаны эмигрировавшими из России, Беларуси деятелями культуры (В. Кандинский, М. Шагал, А. Бенуа и другие).

В 20-30 гг. формируется новое направление модернизма – сюрреализм (фр. «сверхреальное»), вначале он был связан с литературой, а затем распространился на другие виды искусства. Особое влияние на взгляды художников оказали философские теории А. Бергсона и З. Фрейда, которые пропагандировали сюрреалистические журналы («Сюрреалистическая революция», 1924 г. ) и «Первый манифест сюрреализма», написанный А. Бретоном (1896 – 1966 гг. ). Многие негативные явления жизни и особое проявление психики, культ смерти и агрессивные влечения стали темами произведений живописи Х. Миро, М. Эрнста и многих других. Наибольшую известность приобрело творчество испанского художника Сальвадора Дали (1904 – 1989 гг. ), который приехал в Париж из Испании и стал лидером сюрреалистов. Своеобразно воспринимая события Гражданской войны в Испании, он пишет в 1936 – 1937 гг. картины «Предчувствие Гражданской войны», «Осеннее каннибальство». В годы Второй мировой войны сюрреализм выходит за европейские границы и его главным центром становится США, куда эмигрируют многие художники. Идеи сюрреализма нашли отражение в дизайне, декоративно-оформительском и прикладном искусстве и в других сферах художественной культуры.

Третий период искусства начинается в 1945 г., с победы над фашизмом во Второй мировой войне. В это время возрастает значение научных открытий и технологий, происходит распад колониальной системы, образуются социалистические страны Восточной Европы. Искусство переживает множество кризисов, связанных с появлением таких его видов, которые ставят вопрос о сути самого искусства, его границах и новых функциях. Возникают вопросы о месте европейского искусства в мировой художественной культуре, о засилии в нем массовой культуры США. В 60–70-ые гг. в европейской культуре формируется постмодернизм, говоря о котором, западные теоретики отметили, что «появились контуры нового движения в искусстве, по сравнению с которым все эстетические революции, имевшие место в прошлом, выглядят игрушечными».

Представители этих направлений создателями подобного искусства называют Марселя Дюшана и Ива Клайна. Его сторонники создают оптическое искусство (оп-арт), лидером которого был художник В. Вазарели. Оп-арт творит свой особый мир, отказываясь от традиционных красок и холстов, манипулируя линзами, зеркалами и оптическими приборами. Так «Кинетическое искусство» создается различными гудящими вращающимися механизмами и машинами, имитирующими подобие реальности

Во второй половине ХХ в. складываются основы «минимального искусства», геореализма, концептуализма, гиперреализма, «искусства антиформы», «деструктизма», «психоделитического искусства», происходит отказ от классических средств изобразительного искусства и поиск новых форм. «Искусство пространственных объектов» было рассчитано на осязательный эффект на основе имитации воссоздания реальных объектов. «Земляное искусство» стремится изменить мир, создавая траншеи и ямы, используя различную строительную технику. «Фотореализм» становится живописью визуальной документальности. Происходит отказ от самостоятельной эстетической ценности живописи, сферой деятельности многих художников становится прикладное искусство, связанное с рекламой, оформлением выставок, витрин. Альтернативой модернизму ХХ века всегда становятся реализм, который представлен революционной графикой К. Кольвиц, Т. Стейплена, Ф. Мазореля. Именно это они в технике гравюры составили летопись современного мира (серия «Красный путь человека», «Мой человек», «Город»). Наибольшую известность получает творчество Кете Кольвиц – немецкой художницы и скульптора (серия «Крестьянская война»). После Второй мировой войны складывается «ангажированное» или политизированное искусство, главной темой которого становится идея «Война не должна повториться» (Б. Таслицкий, Р. Гуттузо, Д. Манцу).

В это время обострилась конфронтация между двумя идейно– художественными течениями: реализмом и абстракционизмом. Многие демократические идеи нашли своё программное выражение в изобразительном искусстве реализма, героем которого стал народ, ведущий борьбу за свои права и место в жизни (Ж. Минне, Э. Барлах). Это нашло своё воплощение в плакате, книжной графике, носивших демократический характер. Абстрактная живопись в послевоенный период представлена многочисленными направлениями: технизированное, метафизическое, экспрессивное. Их последователи работают во многих странах Европы: во Франции – П. Сулаж, в Италии – М. Реджани, в Швейцарии – М. Билль.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...