3. Архитектура
Истоки архитектуры ХХ века связаны с идеями и практикой стиля модерн, сформировавшегося в ХІХ веке, который определил специфику и задачи новых направлений зодчества. Сложная ситуация в обществе начала века изменила взгляды на сущность и функции архитектуры. Сторонники модерна применяли свободную планировку, проекты необычных зданий, новые технические средства, создавали крупные гражданские проекты всемирных выставок, городских кварталов. Приверженцы модерна вели борьбу с нормативностью, эталонностью в архитектуре и выступали за ее обновление. Одними из первых, кто увидел новые возможногсти, стали архитекторы Ч. Макинтош, А. Гауди. Еще в 1892 г. художники в г. Мюнхен объединились в организацию «Молодые» («Югенстиль») и представили новое понимание целей и задач архитектуры, занявшись экспериментальными поисками. От решения эстетических задач эпохи средствами собственно архитектуры исследователи перешли к использованию данных науки и техники. Изменения в архитектуре ХХ века стали возможны благодаря применению железобетона, стекла, особой технологии обработки металлов. Эти материалы применяли для создания различных инженерных сооружений. В 1910 г. Р. Майяр в г. Цюрихе строит склад с применением необычных конструкций.
Р . Майяр мост через ущелье речки Сальгины Архитектор Э. Фрейссине в аэропорту Орли (Франция) впервые возводит сборные железобетонные параболические ангары. Подобные опыты приобретают интернациональный характер, способствуют объединению усилий европейских архитекторов. В 1928 г. ими была подписана специальная Европейская декларация, созданы теоретические работы, пропагандирующие достижения «новой» архитектуры.
Происходит борьба сторонников техницизма и антитехницизма, поскольку даже те, кто принимаал необходимость обновления в архитектуре, расходились в понимании средств и методов этих изменений (голландец Х. Берлаге и австриец А. Лоос). множество непохожих друг на друга направлений в архитектуре ХХ века получили название модернизм. Перед специалистами стала задача решения вопросов, которых не знала архитектура предшествующих эпох: стихийный рост городов, увеличение численности населения, низкие темпы строительства, переуплотнение застройки, уничтожение зеленых массивов, экологические проблемы. Решение подобных вопросов было сложным и длительным процессом, а их теоретическое осмысление и практическая реализация осуществлялись в два этапа. Для первого наиболее существенным становится идейное расхождение с традиционными ценностями. Второй период – это ориентация на изменения конструктивных и художественных принципов. Сторонниками подобных перемен были во Франции архитекторы Г. Гимарт, Э. Андре, в Бельгии – В. Орта, в Голландии – Г. Берлаге. Спорной оставалась возможность использования архитектурного наследия, художественных стилей предшествующих эпох и их соответствие новым идеям. Поэтому в первую очередь споры велись относительно понимания традиционной архитектуры. Уже в начале века произошло разделение на два основных направления: модернизм и традиционную архитектуру. Они были крайне разнородными течениями, поэтому эти названия достаточно условны. Большинство зданий гражданского назначения строились в стилях неореализма, необарокко, неоромантизма. Стиль неоклассицизм особенно развивался во Франции, Италии и Англии, где сохранялись классические традиции в искусстве. Совет лондонского графства (1911 – 1922 гг. Р. Нотт), Ратуша в Осло (1933 г. ) и многие другие сооружения стали уже историей неоклассицизма. Национальный романтизм получил развитие в северных странах Европы. Его особенностью было использование мотивов народного искусства (Национальная библиотека в г. Рейкъявике, вокзал в г. Хельсинке, арх. Сааринен). В странах фашизма указанные течения использовались для пропаганды силы, превосходства, «величия нации». Это была одна из причин, по которой модернизм не был признан государственным стилем в Европе, а получил свое воплощение в частном строительстве, соединив идеи органической архитектуры: комфорт, функциональность, рациональность.
В пестром многообразии подобных взглядов, целей, идей модернизма особое значение приобретают те, которые получили популярность в различных странах Европы. Таким было рационалистическое течение в архитектуре, представленное двумя направлениями: конструктивизмом и функционализмом. Их представители отдавали предпочтение ее технической стороне, решению утилитарных задач. Функционализм сформировался в Германии, а его главой и идеологом стал В. Гропиус (1883 – 1969 гг. ), немецкий архитектор и дизайнер. Он основал теоретический центр и практическую базу новой архитектуры – Баухауз в Германии, представляющий высшую школу строительства и художественного конструирования. В 1933 г. он был закрыт по распоряжению фашистских властей. Наиболее известным представителем этого направления был Ле Корбюзье (1887 – 1967 гг. ). Он пытался соединить принципы проектирования с искусством, придавая большое значение решению социальных проблем. Идеи рационализма поддерживали Мис Ван дер Роэ (1886– 1962 гг. ) и немецкий архитектор Б. Таут. В практику вошла эстетическая теория, созданная Мис Ван дер Роэ, главным девизом которой становится высказывание: «Красота – это функция сооружения, она способна преобразовать через архитектуру общество». Б. Таут в книге «Распад городов» предложил заменить строительство крупных городов созданием посёлков на500-600 жителей. Влияние функционализма проявилось в создании новых типов построек, плоских покрытий крыш, квартир со встроенным оборудованием. Во многих странах были возведены многоэтажные здания и оригинальные коттеджи в элитных районах. Теоретиками «современного движения» в архитектуре Дж. Ричардсон и П. Портогези разработаны основные идеи архитектуры, воплощённые в жизнь после окончания Первой мировой войны. Особое внимание архитекторами уделялось разработке основных типов учебных заведений: блочный, павильонный, городок.
Архитектор Ф. Райт, выступив против функционализма, предложил проект «органической архитектуры», каждая постройка которой становилась неповторимой, уникальной, сливаясь с природой. Улучшение условий проживания людей, оздоровление городской среды, урбанизация и рост городов становяться главными проблемами градостроительства. Это способствовало формированию «социальной архитектуры», представители которой проводили реконструкцию районов в европейских (бульвар Стивенса в Париже, 1926 г. ). С 1944 г. начали создавать города-спутники. Проект восьми таких городов в радиусе 30-50 км от Лондона принадлежал архитектору П. Аберкромби. А. Сант-Элиа (1888 – 1916 гг. ) и Ф. Маринетти (1876 – 1944 гг. ) создают Манифест архитектуры футуризма, в котором отмечено, что дома будущего должны представлять собой гигантские машины, где отлажены механизмы, обеспечивающие потребности жильцов. Программной для многих архитекторов стала статья А. Лооса «Орнамент и преступление». Исследователи создавали архитектурные утопии, утверждавшие, что зодчество способно оказывать влияние на нравственность общества. Проекты застройки городов становились часто «бумажными фантазиями», отражавшими творческую индивидуальность архитекторов. Заглядывая в будущее, архитекторы стремились создать проекты различных городов, а их многочисленные варианты представлены в двух основных теориях: урбанизм и дезурбанизм. Идеи первой воплотились в творчестве Ле Корбюзье, предложившего строительство небоскрёбов сочетать с зелёными насаждениями и сложной сетью магистралей. Дезурбанизм представлен теорией Э. Хоуарда, согласно которой основными городами должны стать «города-сады» со своеобразной планировкой улиц, невысокими зданиями, общественными парками и скверами. Его идеи, изложенные в книге «Завтра», были реализованы в ряде городов Англии. Сторонники дезурбанизма предложили разобщить пешеходные и транспортные потоки, что стало важнейшим принципом градостроительства. Главной целью становится создание архитектурных форм, на основе их рационального назначения. Новая система выразительных средств приобретает международный характер. В подобной архитектуре соединились технические, функциональные и художественные аспекты.
Многие планы и проекты оказалось возможным осуществлять после Второй мировой войны. Были предложены варианты расселения по районам всех социальных едениц общества, так называемае «соседства» (план района Лондона 1955 – 60 гг. арх. Л. Мартин). Однако жизнь показала несостоятельность подобных идей. Архитекторы начинают вновь возвращатьсяк идее, что архитектура способна соединить человека с природой (А. Ааято, финский архитектор). В 50-60-ые гг. «новая архитектура» представлена множеством самых необычных стилей. Новизна осуществлялась за счёт утраты собственно архитектурных форм, что привело к иррационализму и технизму. Здания, построенные таким образом, представляли фантастическое зрелище, а внешний их облик мало сочетался с функциональным значением. Популярностью пользовалась «символическая архитектура», центром которой были США. Она участвовала в создании стиля «большого бизнеса». Ещё одним экспериментальным направлением становится «необрутализм», который отказался от эстетического начала в архитектуре и использовал искажённые грубые формы (П. Смитсон). От уникальных построек архитекторы переходят к решению задач практического домостроения, что привело к строительству стандартных безликих жилых массивов во многих европейских городах и поставило вопрос о необходимости архитектурного творчества. Многих архитекторов уже не устраивали теории модернизма, поэтому после Второй мировой войны новая волна авангарда начинает борьбу с устаревшими идеями архитектуры модернизма. В центре этой борьбы находились идеи историзма в архитектуре и возможности возрождения стилей прошлых эпох. Подобные эксперименты проводили Ф. Альбини, использовавший для строительства универмага стиль римской архитектурыа, а также Ф. Джонсон и Б. Портогези. Постепенно сформировался новый стиль, названный «постмодернизм». Его первыми идеологами стали Ч. Дженкс и Р. Вентури. Постмодернизм призывал демократизировать язык архитектуры, использовать суперграфику в оформлении зданий, отказаться от утопических проектов, учитывать вкусы будущих потребителей, привлекая их к участию в разработке проектов. Он использовал шокирующие формы, иронию, стремился применять реконструкцию построек для их нового функционального назначения. Специфика постмодернизма проявилась в строительстве «зданий-призраков» с зеркальными стенами (Х. Холляин в Англии, Р. Бофилл во Франции). Многие здания создавались на основе особой символики и метафоры, приобретая неповторимый индивидуальный облик лепестков, парусников.
В 70-ые гг. архитекторы начинают широко использовать при оформлении зданий цветовые символы (Э. Айо, А. Вожанский). При создании подобных построек обязательной становится работа консультанта-колориста, цветовые исследования природной среды, составление цветовых таблиц. В этот период возникает стиль «хай-тэк», использовавший технику как особый символ и декорацию в оформлении промышленных зданий. Многие архитекторы стали приверженцами стиля «метоболизм», соединившего национальные и технические символы. Последние десятилетия ХХ века известны проектами фантастической архитектуры, разработанные «Венским авангардом». Конструктивные принципы архитектуры были заимствованы в природе и изучены специальной наукой – бионикой. Все известные направления модернизма и постмодернизма соединились в особом видении мира и осознании необходимости решения социальных задач средствами архитектуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|