3. Киноискусство
Кино, как известно, является самым сложным синтетическим искусством. Через изображение, слово и звук оно охватывает практически все его виды. Несомненно, что возникновение кинематографа было подготовлено созданием в ХIХ веке множества своеобразных оптических приборов – фотоаппарата, фоторужья и других, что привело к появлению синематографа братьев Люмьер. Исследователи делят историю киноискусства на ряд периодов, отражающих качественные изменения в кинематографе. Его история начинается сдемонстрации первого публичного киносеанса 28 декабря 1895 года в Париже. Фильмы братьев Люмьер были продолжительностью 2–4 минуты. Постепенно кино в целях усиления своей популярности начинает осваивать богатый опыт циркового и театрального искусства, чем прославился француз Жорж Мельес (1861 – 1938 гг. ). Он использовал в своих постановках кинофеериях приёмы комбинированной и трюковой съёмки, необходимые ему для изображения «волшебных превращений». Самым знаменитым его фильмом стала кинолента «Путешествие на Луну» (1902 г. ). Во Франции на базе фабрик фоторабот были организованы кинофирмы «Пате» и «Гомон». Период с 1900 по 1908 гг. вошёл в историю как «ярмарочное» кино, поскольку на выставках и ярмарках организовывались временные павильоны для развлечения публики на киносеансах. Впоследствии были построены специальные кинотеатры, владельцы которых стремились реализовать спрос зрителей на просмотр немых фильмов. Таким был фильм «Убийство герцога Гизе», выпущенный в 1908 г. В 1913–1914 гг. режиссер Л. Фейат снимает пять фильмов о Фантомасе, открывая эру многосерийного синематографа. Экранизация популярной литературы позволила итальянским режиссёрам Д. Пастроне и Э. Гуатццони выпустить в 20-ые гг. фильмы на античные и библейские темы («Падение Трои», «Камо грядеши»).
До 1914 г. мировой кинорынок был равномерно распределён между главными европейскими странами, которые в период Первой мировой войны резко сократили кинопроизводство. Центр кинематографии переместился в США, куда иммигрировали деятели киноискусства, а многие кинофирмы европейских стран были разорены и перекуплены американцами. Только в Швеции оказалось возможным сохранить национальные традиции кинематографа и создать на основе литературных произведений С. Лагерлеф фильмов, которые прославили режиссёров В. Шестрома и М. Стиллера. После войны были созданы специальные киножурналы, в которых обсуждалисьпроблемы искусства и его влияния на общество, печаталась реклама и фотографии кинозвёзд. В20-30 гг. в Германии особенно ярким явлением в кинематографе становится экспрессионизм с его обращением к фантастическому сверхъестественному миру. Экраны населили вампиры, призраки, убийцы. Самым ярким примером является фильм Р. Вине «Кабинет доктора Калигари», выпущенный в 1919 г. Его успех способствовал созданию множества подобных версий: «Носферату» Ф. Мурнау, «Голем» П. Вегнер. В этот период во Франции возникло движение за обновление киноискусства, за придание ему самобытных национальных черт. Его сторонники стремились к созданию реалистических фильмов таких, которые снимали режиссёры Р. Клер, Ж. Фейдер, Ж. Ренуар. Эстетику авангарда в кино во многом определили сценарии и теоретические Луи Деллюка, создавшего стиль «фотогения». Для него характерны двойная композиция, ассоциативный монтаж, методы ускоренной и замедленной съёмок. Последним произведением немого кино, исчерпавшего арсенал его выразительных средств, является фильм датского режиссёра К. Дрейва «Страсти Жанны Д’Арк» (1927 г).
Новую эру в истории мировой кинематографии открыло звуковое кино. Первый подобный эксперимент – фильм 1927 г. «Певец из джаза», выпущенныйв Голливуде, а первый европейский звуковой фильм «Под крышами Парижа» Р. Клер был снят во Франции. Звук предъявил новые требования к работе режиссёров, операторов, художников, музыкантов. Он позволил расширить выразительные средства искусства, усилить возможности кинематографа в воспитательных и идеологических целях. Главным выразительным средством кинофильмов становится диалог, однако многие теоретики киноискусства пришли к выводу о необходимости более серьёзного применения звука в кино: Г. Пабст «Трёхгрошовая опера», М. Карне «Набережная туманов» и другие. Многим фильмам «поэтического реализма» была свойственна тема фатализма и трагической судьбы человека. В период оккупации фашистскими войсками Франции была организована кинофирма «Континенталь», который руководили немцы. Однако, французские режиссёры демократических взглядов стремились использовать любые аллегории для борьбы с фашизмом (М. Паньоль «Дочь землекопа», 1940 г., Л. Дакен «Мы – мальчишки», 1941 г. и многие другие). Английское киноискусство 30-ых гг. отмечено появлением документальных фильмов школы Д. Грирсона с идеей о том, что «документальный фильм является творческой интерпретацией современной действительности». Талантливые документалисты Р. Флаэрти и И. Ивенс сумели взволнованно и поэтически показать жизнь простых людей. Увлечение историей Англии позволило режиссёру А. Корде снять в 1933 г. фильм «Частная жизнь Генриха XVIII». Он стал первой английской картиной, демонстрировавшейся в США, и вошёл в десятку лучших фильмов мира. Особый интерес в английском кино представляли музыкальные фильмы, мелодрамы, комедии с известными актёрами Д. Формби, У. Хейем. Однако, по сравнению с другими странами английский кинематограф не занимал лидирующих позиций, что потребовало от правительства принятия ряда законов в сфере кино. Подобные мероприятия позволили привлечь к работе американские киностудии и («Метро-Голдвин-Майер») и открыть к 1937 г. 23 национальные киностудии и 75 павильонов. В годы Второй мировой войны студия «Корона» снимала летопись войны (Дженнингс «Начались пожары», «Лондон выдержит это», 1943 г. ).
Особенностью киноискусства в 30-40-ые гг. Германии и Италии является его постепенное подчинение пропаганде идеологии и диктату власти. Многие фильмы («Концерт для флейт в Сан-Суси», Г. Урчицкий) имели явную пропагандистскую направленность, что вызывало негативную оценку у публикии требования их запрета. Немецкая организация «УФА» подчинила себе европейский кинорынок, контролировала его деятельность и вела отбор лиц, работавших в сфере кино. Ряд фильмов снимали по личному распоряжению руководителей фашистской партии: «Юный гитлеровец Квекс», «Кадеты», «ГПУ», «Триумф воли», серия «О великих солдатах прошлого». Особое внимание придавалось коммерческому прокату и развлекательным фильмам, с помощью которых планировалось заполнить рынки Европы. Даже в таких условиях в Германии оставались режиссеры, доступными способами выступавшие за демократию – Ф. Ланг («Медере»), З. Дудов («Куле Вампе»). Многие особенности немецкого кинематографа были присущи и Италии, где в 1934 г. создана организация «генеральная дирекция по делам кинематографии», которой руководил зять Муссолини – граф Чиано. По модели Голливуда итальянцы построили в 1937 г. свой киногород Чинечитта. Средства на постановку фильмов выдавались только после предоставления документов, подтверждающих благонадёжность членов киногруппы. Большое внимание уделялось истории Италии, шло постоянное сравнение с великим прошлым Рима. Грандиозными масштабами съёмок и участием в нём войск был знаменит фильм К. Галлоне «Сципион Африканский»(1933 г. ). После Второй мировой войны кинематограф становится одним из лидеров в сфере искусств, совершенствуется его техническая база, проводятся эксперименты в области цветного изображения и объёмности звука. Возможность дублирования фильмов означала преодоление языковых барьеров, ограничивающих прокат фильмов. Во многих странах была принята программа «параллельного», т. е. независимого от государства кино, целью которой стало отражение социальных проблем средствами кинематографа. Крайне обострилась борьба между европейским кинематографом и усиливающимся влиянием на его рынок кино США. Многие режиссеры стремились возродитьдух национального кинематографа, что отразила история московских, каннских и других послевоенных кинофестивалей.
Усилилась политизация в сфере кино Франции, что нашло отражение в фильмах Р. Брессона «Приговорённый к смерти бежал» (1956 г. ) и «Мушет» (1967 г. ). Молодые французские режиссеры объединились в организацию «Группа тридцати». Особых успехов добились А. Ляморис, создавший сказкипоэмы, и А. Рене – автор документальных фильмов «Герника», «Ночь и туман». Этот режиссер стал лидером движения «новая волна», а снятые его представителями киноленты посвящались анализу молодёжной ситуации и различным кризисам («Прошлым летом в Мариенбаде»). Популярностью пользовалось движение молодых документалистов, названное «киноправдой», где главным стал метод скрытой камеры. В послевоенной Германии основные фильмы снимались на двух киностудиях «УФА» и «Бавария». Вначале многие фильмы приносили убытки, но в 1962 г. утверждается «Кураториум молодого кино ФРГ», куда вошли 43 молодых кинорежиссёра, а снятые ими фильмы удостоились наград в Каннах и Венеции. Ежегодно снималось более 200 фильмов различных жанров: В. Штауде «Ярмарка», Б. Викки «Мост» и др. В ФРГ организовали новую систему кинопроката, а в 1967 г. власти приняли федеральный закон «О способствовании кинопрокату». Режиссёр Р. Фасбиндер стал лидером немецкого модернизма в кино, а с его именем связано создание нового стиля «пост – Голливуд». В конце 50-ых гг. английские режиссёры К. Рейм, А. Андерсон объединись в группу «Свободное кино», которая ориентировалась в своей деятельности на социальную борьбу, интерес к простым людям. В союзе с писателями Д. Осборном, Ш. Делани, написавшими сценарии к кинофильмам, они открыли страницу английского реалистического кино. Английский кинематограф особое внимание уделял экранизации классическихдраматических произведений О. Уальда. Б. Шоу, Ч. Диккенса. На их основе режиссёры Л. Оливье, Д. Лин и другие воссоздали национальный характер, быт и историю Англии прошлых веков. Итальянский неореализм в кино отразил борьбу реакционной идеологии и прогрессивного движения народа, его интересы и стремления. Это направление оказалось популярным в кинематографе многих стран мира. Первый фильм «неореализма» «Рим – открытый город» режиссёра Р. Росселиани, вышел сразу после окончания Второй мировой войны. Анализу её уроков посвятили свои фильмы Л. Висконти – «Гибель богов», «Рим» и Ф. Феллини – «Амакорд». Значительным явлением в кинематографе Италии становиться политический детектив, представленный работами Ф. Рози «Дело Маттеи» и К. Лидзани «Бандиты в Милане». Они воссоздали картину реальных событий и вызвали в обществе сложную реакцию, поскольку затронули интересы мафии. Примером этому может служить фильм «Дело Матеи» во время съёмок которого, был убит журналист Мауро, представивший режиссёру материалы своего расследования. В 1975 г. при невыясненных обстоятельствах погиб режиссёр П. Пазолини, снявший антифашистские фильмы «Мама Рома», «120 дней Содома». В Италии был создан культ кинозвезд – С. Лорен, М. Мастрояни, А. Маньяни и др.
Кинематограф Швеции в 50– ые гг. стал известен благодаря творчеству режиссера И. Бергмана («Седьмая печать», «Источник»), а испанское кино представлено в 60–ые гг. фильмами К. Сауры («Супружество», «Сестра Анжелика»). Оба этих режиссёра соединили реальность и фантазию, историю и современность в своих кинолентах. Постмодернистское влияние после войны привело к созданию авангардных концепций кино, с их стремлением к поиску необычных средств художественной выразительности, с концепций анархизма и неверия в идеалы. Таким стал французский фильм М. Дюра «Грузовик», итальянская кинолента М. Феррари «Обезьянья мечта». Событием в мире кино стал вышедший в1974 г. фильм английского режиссёра П. Коллинсона «Открытие сезона», посвященный теме смерти. В нем рассказано о трёх молодых людях во время своего отпуска. Европейские режиссеры создают особый мир мультипликации. Высокая оценка их фильмов позволила, начиная с Каннского фестиваля 1957 г., присуждать особые призы за лучший мультипликационный фильм. В 60-ых гг. была проведена реформа в области мультипликации, изменилась техника съёмки на основе компьютерной графики. Фильмы Ж. Лашани «Случайно упавшая бомба» 1948 г., Р. Серве «Хромофобия», Г. Томаса «Баллады для главаря мафии» 1974 г. показали, что мультипликация способна поднимать серьёзные проблемы. Широкое знакомство с творчеством многих режиссёров оказалось возможным благодаря новым техническим изобретениям, позволившим начать с 1975 г. выпуск видеофильмов для домашнего просмотра. Первую модель видеомагнитофона «Бетамекс» выпустила японская фирма «Сони». В европейских странах в силу ряда причин видеотехника распространялась неравномерно. Этому способствовали традиции, а также высокие таможенные пошлины. Производство подобных кинолент привело к возникновению такого явления как видеопиратство. Известно, что официальный тираж кассет ограничен, причём их продажа разрешена только через 6 дней после премьеры фильма. Этим и пользуются те, кто выпускают более дешёвые кассеты для черного рынка. В начале 90-ых гг. европейские страны создали международные федерации против нарушения авторских прав. При киностудиях, с целью предотвратить похищение фильмов и их незаконное копирование, созданы службы безопасности. На студиях разработана система «параллельного производства», когда одновременно снимают один-два крупных фильма и несколько второстепенных, чтобы компенсировать возможный провал главных кинолент. Кинокомпании продают свою продукцию телевизионным компаниями открывают собственные, на территории павильонов организуют туристические центры, а также используют другие формы получения дополнительной прибыли. Вслед за киноискусством формируются новые виды творчества на основе телевидения, компьютерной графики и анимации. Однако кино остаётся лидером среди искусств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|