Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивы и их хар-ки. Функции мотивов




Мотивы, кот. побуждают личность поступать опред. образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. 1. Осознаваемые — мотивы, побуждающие чел-ка поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов — большие жизненные цели, кот. направляют деят-ть в течение длит.периодов жизни. Если чел-к не только осознает, как надо себя вести, но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны. 2. Неосознаваемые мотивы. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деят-ть, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. Мотивы классиф-ся также по их отношению к самой деят-ти. Внеш. (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием опред. деят-ти, но обусловленная внеш. по отношению к субъекту обстоят-ми. Внутр.(интринсивная) — мотивация, связанная не с внеш.обстоят-ми, а с самим содержанием деят-ти. Внеш. мотивы делятся на общественные: альтруистические, мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными), личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутв-ия. Внутр.мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деят-ти); результативные (интерес к результату деят-ти, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способ-ей).Чел-ка побуждает к деят-ти не один, а несколько мотивов. Каждый из них имеет различную силу. Одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают сущест-ое влияние на деят-ть чел-ка, другие действуют только в опред. обстоятельствах Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Чел-к пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить опред. статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформ-го статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивац. фактор, кот. побуждает чел-ка интенсивно работать и развиваться. Мотив идентификации с другим чел-ом — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя). Он является особенно актуальным для детей и молодежи, появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Мотивация власти (потреб-ть во власти) — одна из самых главных движущих сил человеч. действий, стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деят-ть. Процессуально-содержательные мотивы- побуждение к активности процессов и содержания деят-ти, а не внеш. факторами. Чел-ку нравится выполнять эту деят-ть, проявлять свою интелл-ую или физ. активность. Смысл деят-ти во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деят-ти. Экстринсивные мотивы — группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деят-т, факторы, кот. непосред-но с ней не связаны (напр., престиж или материальные факторы). Виды экстринсивных мотивов: а) мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми; б) мотивы самоопределения и самоусовершенствования; в) стремление получить одобрение других людей; г) стремление получить выс. соц. статус (престижная мотивация). д) мотивы избегания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — побуждения, вызывающиеся осознанием некот. неприятностей, неудобств, кот. могут возникнуть в случае невыполнения деят-ти. Если в процессе деят-ти экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными (т.е. интересом к содержанию и процессу деят-ти), они не обеспечат макс. эффекта. Мотив саморазвития - стремление к самоусовершен-нию — мотив, кот. побуждает много работать и развиваться. По А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способ-ей и желание ощущать свою компетентность. Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деят-ти; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деят-ти зависят не только от способ-ей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Чел-к с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей. Мотив аффилиации (присоединение) -стремление к установлению или поддерживанию отношений с др. людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение -приносит удовлетворение, захватывает, нравится чел-ку. Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (симпатии) со стороны партнера по общению. В МСЛ представлено огромное количество мотивов. Сущ. столько различных мотивов, сколько сущ. содержательно эквивалентных классов отношений "индивид—среда". Каждый из них требует от личности совершения опред. деят-ти, для его удовлетворения. В каждый отдельный момент жизни, в различ.условиях существования у личности можно выделить наличие разных мотивов. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. Поведение чел-ка в опред. момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), кот. при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение кот. поставлено под сомнение. Такой мотив активируется, становится действенным. Только удовлетворение потреб-ти может способствовать эффективному развитию и существованию личности..

В качестве основных функций мотивов выделяют следующие: побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность; направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива; регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности. Наряду с указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую (А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...