Последовательность проявления потребностей в онтогенезе
Главную роль в развитии конкретно-психологических взглядов на происхождение внутренних мыслительных операций сыграло введение в психологию Л.С. Выготским понятия об интериоризации. Идеи Л.С. Выготского родились из анализа особенностей специфически челов. деят-ти – трудовой, продуктивной, общественной, т.е. той, кот. развивается только в условиях кооперации и общения людей. Внутр-ие психич-ие деят-ти происходят из практической деят-ти, исторически сложившейся в результате образования челов-го, основанного на труде общества, и что у отдельных индивидов каждого нового поколения они формируются в ходе онтогенетич. развития.По мнению Л.Выготского интериоризация это переход, в результате кот. внешние по своей форме процессы с внешними, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания. Л.Выготский создавал свои теоретические построения на основе эксперимен-ых фактов. Он пришел к выводу, что в процессе онтогенеза происходит развитие качественно новых психологич.стр-р, кот, формируясь в процессе совместной деят-ти как бы вращиваются,т.е. интериоризируются, становятся достоянием чел-ка. В результате этого возникающие в процессе онтогенеза психологич. новообразования сами начинают выступать в качестве факторов дальнейшего психич. развития. Активность личности обуславливается совокупностью потреб-ей, побуждающих чел-ка через сложную систему осознанных и неосознанных мотивов к деят-ти. Но процесс удовлетворения потреб-ей явл. внутренне противоречивым. Потреб-ти, как правило, не удовлет-ся немедленно после их возникновения. В процессе удовлет-ия потреб-ей обнаруж-ся противоречия, кот. введут к развитию личности. С точки зрения Л.Выготского преодоление противоречий происх. в деят-ти путем овладения опред. средст-ми – приемами, умениями, знаниями, что происходит в процессе обучения. При этом удовлетв-ие потреб-ей посредством активной деят-ти закономерно порождает новую, более высокую по уровню потреб-ть. Развитие, отбор и воспитание потреб-ей, приведение их к той нравственной высоте, кот. должна быть свойственна чел-ку, явл. одной из центр. задач формир-ия личности.Развитием этой проблемы занималась Л.И. Божович. Изучая материал о развитии детей, Л.Божович формулирует вывод“Какие бы воздействия не оказывала среда на реб-ка, какие бы требования она к нему не предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственной потреб-ти реб-ка, они не выступят действительными фактами его развития!” Л.И. Божович подошла к решению кардинального вопроса детской и педагогической психологии – о движущих силах психического развития ребенка и формирование его личности. Особое значение приобретает здесь раскрытие закономерностей становления той или иной системы потребностей и стремлений, а, следовательно, целенаправленное изучение мотивационно – потребностной сферы ребенка. В этой сфере Л.И. Божович удалось зафиксировать существование опосредствованных потребностей, имеющих сознательный характер. Ею было доказано, что в процессе развития мотивационно – потребностной сферы происходит освобождение от диктата “натуральных” потребностей, у субъекта появляется возможность сознательного управления своими потребностями и стремлениями. Анализируя проблему соотношения потребностей и мотивов, Л.И. Божович пришла к выводу, что “побуждение к действию всегда исходит от потребности, а объект, который служит ее удовлетворению, определяет лишь характер и направление деятельности”. Не только одна и та же потребность может воплощаться в различных объектах, но и в одном и том же объекте могут воплощаться самые разнообразные взаимодейст-щие, а иногда и противоречащие друг другу потребности.С процессом культурно-исторического развития потребностей, - по мнению Л.И. Божович, - тесно связано развитие эмоций и чувств. И это понятно, так как-то и другое - стороны одного и того же процесса. Субъект, у которого какая-либо нужда не получила отражения в переживании, не испытывает потребности и не стремится к ее удовлетворению. Таким образом, возникновение новообразований в ходе развития потребностей означает вместе с тем возникновение и новых функциональных структур в развитии эмоциональной жизни человека. Так рождаются сложные, специфические человеческие чувства – нравственные, эстетические, интеллектуальные и др. Развитие потребностей А.Н. Леонтьев понимает как результат изменения и расширения объектов, с помощью которых они удовлетворяются. Для удовлетворения своих потребностей люди не только используют натуральные предметы, но и обрабатывают их и производят новые, а это изменяет содержание естественных потребностей людей и порождает у них новые потребности. Эти новые потребности, с точки зрения А.Н. Леонтьева, не могут быть выведены из биологических потребностей или сведены к ним. Даже потребность в пище, удовлетворяемая посредством специально обработанных продуктов, - это уже другая, качественно новая потребность. Тем более это относится к более сложным материальным и духовным потребностям. С точки зрения А.Н. Леонтьева, развитие потребностей может быть описано только в терминах изменения их объектов, что и преобразует проблему потребностей в проблему мотивов деятельности. Такой подход опредмечивания потребностей и возникновения новых через усвоение тех объектов, в которых они кристаллизируются, вызывает интерес, однако непонятно, в силу каких психологических механизмов человек начинает создавать новые предметы, потребности в которых ин еще не испытывает. Рождение новой потребности не совершается автоматически в процессе овладения соответствующими предметами. Например, ребенок может хорошо научиться читать, может знать многие литературные произведения и не испытывать потребности ни в чтении, ни в обогащении своих знаний.
В своей работе Л.И. Божович наметила некоторые из путей развития потребностей. Во-первых, это путь развития потребностей через изменение положения ребенка в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими людьми. На разных возрастных этапах ребенок занимает разное место в жизни, это и определяет и разные требования, которые к нему предъявляет окружающая общественная среда. Это и порождает потребности, специфические для каждого возрастного этапа. В изложенном исследовании развития мотивов учебной деятельности школьника было обнаружено, что за изменением мотивов скрываются сначала потребности, связанные с новой социальной позицией школьника, затем с позиции ребенка в коллективе сверстников, и, наконец, с позицией будущего члена общества. По-видимому, такой путь развития потребностей характерен не только для ребенка. Потребности взрослого человека также претерпевают изменения в связи с изменениями, происходящими в его образе жизни в нем самом – его опыте, знаниях, в уровне психического развития.Во-вторых, отмечает Л.И. Божович, новые потребности возникают в процессе развития ребенка в связи с усвоением им новых форм поведения и деятельности, с овладением готовыми предметами. Так, например, у многих детей, научившихся читать, возникает потребность в чтении, научившись быть аккуратными - потребность в аккуратности. Таким образом, путь развития потребностей, который был указан А.Н. Леонтьевым, несомненно имеет место, только он не исчерпывает все направления развития потребностей и не раскрывает до конца его механизма.В-третьих, помимо расширения круга потребностей и возникновения новых происходит развитие внутри каждой потребности от элементарных ее форм к более сложным, качественно своеобразным. Этот путь особенно отчетливо обнаружился на развитии познавательных потребностей, происходящем в процессе учебной деятельности учащихся: от элементарных форм эпизодического учебного интереса до сложных форм в принципе неисчерпаемой потребности в теоретических знаниях.И, наконец, последний путь развития потребностей, который можно было усмотреть в материалах исследования мотивов учебной деятельности школьников с точки зрения Л.И. Божович, - это путь развития структуры мотивационной сферы ребенка, то есть развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов. Здесь имеет место изменение с возрастом и ведущих доминирующих потребностей, и своеобразной их иерархизацией Итак, в результате исследований, Л.И. Божович пришла к следующим выводам относительно характера человеческих потребностей и их развития. Она считает, что потребности человека различаются не только по своему содержанию и динамическим свойствам (сила, устойчивость), но и по своему строению: одни из них имеют прямой непосредственный характер, другие – опосредованы целью или сознательно принятым намерением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: