Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Харак-ки чувств. Виды чувств




Чувство – особая форма отношения чел-ка к явлениям действит-ти, обусловленная их соответствием или несоответс-ем потребностям чел-ка, отлича-ся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоц. отношение чел-ка к тем или иным вещам, определ. его моральные убеждения и особ-ти внутр. мира чел-ка. Формирование чувств явл. необход. условием развития чел-ка как личности. Они формируются по мере развития индивидуал. сознания под влиянием воспитат. воздействий семьи, образования, культуры и др.факторов. Классификация чувств: чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжит-ти, глубине, осознанности, генетичес. происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психич. процессам, с кот. они связаны, по потреб-ям, по предметному содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретич. и эмпирич. обоснованности. Принято выделять низшие и высшие чувства:Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физ. или физиологич.потреб-ей чел-ка. Высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные-отражают духовный мир чел-ка и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность. Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений чел-ка с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению чел-ка. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение чел-ка к др. людям(чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними.)Отношение к своим обязанностям, принятым на себя чел-ом по отношению к др. людям, к обществу наз. долгом. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отриц. отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и др. проявления отношения к чел-ку.Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение чел-ка к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического. Интеллектуальные чувства связаны с познават.деят-тью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

 


 

Отличительные особенности эмоций и чувств.

Чувства-устойчивые эмоц. отношения к определ. предметам или явлениям действит-ти. Чувства явл. вы­сшим продуктом эмоц-го развития чел-ка. Характерные особ-тичувств а)устойчивость; Б)выраженная интенсивность; в)предметность; г)осознанность;д)внеситуативность; е)иерархичность; Ж)обобщенность; з)формирование установки; и)связь со всеми основными подструктурами личности. Устойчивость. Чувства выражают устойчивые, постоянные эмоц. отношения чел-ка к тем или иным предметам, кот. могут сохраняться порой в течение всей жизни. Выраженная интенсивность. Непосредственное воспри­ятие или воспоминание о предмете чувства всегда сопровожда­ется достаточно выраженным эмоц. переживанием.

Предметность. Чувства всегда связаны с определенным объ­ектом — предметом, чел-ом, событием. По степени обобщен­ности предметного содержания чувства подразделяются:а)на конкретные;б)обобщенные;в)абстрактные. Осознанность. События и объекты, по отношению к кот. чел-к испытывает те или иные чувства, всегда ясны для него, как и сами переживания. Внеситуативность. Чувства позволяют выделять в воспри­нимаемой и представляемой дейст-ти объекты и собы­тия, имеющие для чел-ка стабильную потребностно-мотивационную значимость, и определять динамику и содержание си­туативных эмоц. реакций.

Иерархичность. Чувства организуются в иерархическую систему, соответс-но актуально действующим мотивам чел-ка: а)низшие чувства б)высшие чувства Различают три основные группы высших чувств:а)нравственные б)интеллектуальные в)эстетические. Обобщенность. Чувства представляют собой результат обоб­щения отдельных эмоций, связанных с каким-либо объектом или явлением действит-ти. Формирование установки. Е. Ильин наз. чувство «эмо­ц. установкой, программой эмоц. реагирова­ния на опред. объект при его восприятии и представлении в опред. жизн. ситуациях».

Эмоция (как форма эмоц. реагирования) пред­ставляет собой реакцию не на стимулы, а на ситуации, ими со­здаваемые. Закономерности протекания эмоций именно как формы эмоц. реагирования, а не как родового понятия, нашли отражение в потребностно-информационной теории эмоций П.В. Симонова. Отличительные особенности эмоций: а)ограниченная продолжительность;б)выраженная интенсивность;в)ситуативный характер;г)опережающий характер;д)осознаваемость причин появления переживания. Ограниченная продолжительность. Длительность эмоций ограничена временем непосредственного действия причин или представления обстоятельств, вызывающих данное пере­живание. Выраженная интенсивность. Эмоции представляют собой достаточно выраженные реакции, однако проявляются они в большей степени во внутр. (как переживание), чем во вне­ш. (в поведении и вегетативных изменениях) плане. Ситуативный хар-р. Эмоции выражают оценочное от­ношение чел-ка к текущим или возможным ситуациям, к своей деят-ти и поведению в них. Опережающий хар-р. Эмоции способны заранее оцени­вать значимость ситуаций и событий, кот. еще не наступи ли, и их вероятностный исход, вследствие чего становится воз­можной заблаговременная реакция. Осознаваемость причин появления переживания. Данная особенность логически следует из предыдущей: оценивая зна­чимость тех или иных возможных или текущих ситуаций, инди­вид способен ясно осознавать, что в них стало причиной появ­ления определ. переживаний либо просто четко устанав­ливать связь между ситуацией и вызванной ею эмоцией. Т.о, эмоция — это ситуативное эмоц. реагирование чел-ка на текущие или возможные события его жизни.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...