Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемы психологии мотивации.




1)Проблема соотношения и разграничения мотивов, интересов и потребностей.

2)Проблема сущности, природы, структуры мотивов.

3)Проблемы взаимосвязи мотивац. ориентации.

4)Проблема развития мотивов.

5)Проблема возрастных и индивид-ых особенномтей мотивов.

6)Проблема критериев и показателей сформированности видов и уровней мотивации.

7)Проблема диагностики МСЛ Многочисленные работы, посвященные мотивам, выполнены представителями бихевиоризма и так называемой глубинной психологии.

Бихевиористы обычно понимают под мотивом любые стимулы как внешн., так и внутр. («мотивац. переменные»), способные вызывать или активизировать поведение.В глубинной психологии роль главных мотивов приписывается заложенным в чел-ке биологич. инстинктам и влечениям, кот. под влиянием соц. условий отчасти подавляются и выступают в своих непрямых, символических формах. Важным вкладом в развитие учения о мотивах была разработка идей о субъективно-объективной природе мотивов (понятие о «побудит-ой силе» вещей психолога К. Левина), о независимости мотивов чел-ка от элемент-ых биологич.потреб-ей

В отечес. психологии проблема мотивов разрабатывается в связи с исследованием строения челов. деят-ти и сознания, общественно-исторических по своей природе. Соответ-но мотивы определяются как то, что в отражаемой чел-ом реальности побуждает и направляет его деяте-ть. В мотивах «опредмечиваются» потребности, кот. не только определяют собой мотивы, но и изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способов их удовлетворения. Ещё более ярко роль мотивов в трансформации челов.потреб-ей проявляется при возникновении мотивов, не имеющих аналогов у животных и впервые рождающихся лишь в обществе.Представление о предметной и соц. природе мотивов противостоит как теориям, ставящим челов. мотивы в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудительную силу субъект-ым эмоц. переживаниям, поскольку не эмоции определяют МСЛ а, наоборот, развитие мотивов челов. деят-ти обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.

 


 

Иерархическая модель поребностей А.Маслоу

Мотив — внутр. побуждение личности к тому или иному виду активности (деят-ть, общение, поведение), связанной с удовлетв-ем опред. потреб-ти. в качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения,соц. установки, ценности, но при этом за всеми этими причинами все равно стоят потреб-ти личности во всем их многообразии (от витальных, биологич. до высших социал.). Мотивац-ая сфера личности — совокупность стойких мотивов, имеющих опред. иерархию и выражающих направленность личности.А. Маслоу сформулир-л холистическо-динамическую теорию мотивации,он выделяет 5 базовых потреб-ей. Между ними устанавл-ся достаточно четкая иерархия. 1)Физиологич. потребности. Связаны с удовлетв-ем потреб-ти в пище, воде, с поддержанием темпер-го баланса, удовлетв-ем секс. потребностей. По мнению Маслоу эти потребности — самые насущные из всех потреб-ей, и до тех пор, пока они не удовлетворены, потреб-ти более высокого уровня, соц. потреб-ти, как правило, не будут актуализированы. 2)Потребность в безопасности- свобода от страха, тревоги и хаоса; это потребность в стабильности и защите; в стр-ре, порядке, законе. Актуализация потреб-ти в безопасности, ее доминирование на конкретном этапе означает, что именно удовлетворению этой потреб-ти будет подчинено все поведение личности. Также как и в случае с физиолог. потреб-ми, здесь все будет инструментом обеспечения безопасности: ум, память и все прочие способ-ти будут направл. на достижение этой цели. 3)Потребность в принадлежности и любвиОна включает в себя стремление к общению, принадлежности к соц.группе, желание дружеских отношений и любви. 4)Потребность в признании- включает в себя как желания и стремления, связанные с понятием «достижение» (рост личностной значимости, уверенности, самоуважения), так и достижение уважения других (завоевание статуса, признания, престижа). Удовлетв-ие этой потребности порождает у личности чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, чувство собственной необходимости и полезности в этом мире. Неудовлетворение этой потребности вызывает чувство слабости, униженности, беспомощности. В результате запускаются компенсаторные и невротические механизмы. 5)Потреб-ть в самоактуализации-стремление к самовоплощению чел-ка, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно наз. стремлением к идентичности-чел-к обязан быть тем, кем он может быть; чел-к чувствует, что он должен соответствовать собствен. природе. Совершенно очевидно, что потреб-ть в самоактуализации у разных людей может выражаться по-разному. Один чел-к желает стать идеальным родителем, др. стремится достичь спорт. высот, третий актуализирует себя в науч. или худ-ом творчестве и т.д. Общая тенденция состоит в том, что чел-к нач.ощущать потреб-ть в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней. Позднее, после предложенной пятистадиальной моделью потреб-ей и после описания потреб-ти в самоактуализации, Маслоу представляет еще 2 потреб-ти: потреб-ть в познании и понимании, а также эстетич.потреб-ти. Эти 2 потреб-ти он также относит к базовым, фундаментальным. Несмотря на то что они описаны уже после потреб-ти в самоактуализации, по своему смыслу в иерархическом ряду они занимают место, предшествующее самоактуализации. В интерпретации некот. авторов потреб-ть в познании и понимании включается в состав потреб-ти в самоактуализации. Потреб-ть в познании и понимании. Стремление к познанию и пониманию есть когнитив.потреб-ть чел-ка.-связана со стремлением к истине, влечением к непознанному, таинственному, необъясненному. Реализация когнитив. потреб-ти не сводится только к приобретению новой инфо. Чел-к стремится также к системы ценностей. Когнитив. потреб-ть относится к базовым потреб-ям чел-ка, на что указывают прямо или косвенно результаты различных исследований и клинические данны Эстетические потребности. Описание этой группы потребностей, в сравнении со всеми предыдущими, отличается наибольшей диффузностью и неопределенностью. Это осознает и сам автор концепции, кот.отмечает, что эстетические потребности тесно переплетены и с когнитив. потреб-ми, и потому их четкая дифференциация невозможна. По мнению Маслоу, эстетич.потреб-ти обнаружив-ся практически у любого здорового реб-ка и взрослого чел-ка. пониманию, к систематизации, к анализу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, к построению некой упорядоченной


 

А.Н.Леонтьев о мотивации

В отеч. психологии также предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации чел-ка. Более или менее продуманной и завершенной явл. теория деятел-го происхождения мотивац-ой сферы чел-ка, созданная А.Н. Леонтьевым. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивац. сфера чел-ка, как и др. его психологич. особ-ти, имеет свой источник в практич. деят-ти. В самой деят-ти можно обнаружить те составляющие, кот соответ-ют элементам мотивац. сферы и связаны с ними. Поведению в целом, напр, соответ-ют потреб-ти чел-ка; системе деят-тей, из кот. оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деят-ть, - упорядоченный набор целей. Т. о., между стр-рой деят-ти и строением мотивац. сферы чел-ка сущ-ют отношения взаимного соответствия. Данная концепция показывает, как в соответствии с закономерностями развития деят-тей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивац. сфере чел-ка, приобретение им новых потреб-тей, мотивов и целей.Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, кот получил название механизма сдвига мотива на цель. Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деят-ти цель, к кот, в силу определ. причин, стремился чел-к, со временем сама становится самостоят, побудител. силой, т.е. мотивом. Напр, часто родители, для того, чтобы стимулировать интерес реб-ка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако, в процессе чтения у ре. возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потреб-ей. Этот пример поясняет механизм развития мотивац. сферы чел-ка за счет расширения колич-ва потреб-ей, т.е. перечня того, в чем нуждается чел-к. Причем, происходит это в процессе его деят-ти и контакта с окруж. средой.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...