История исследования проблем массовой коммуникации» 9 глава
У избирателей вне зависимости от уровня доходов принципиально расширяются возможности организованно, точнее самоорганизованно, лоббировать, отстаивать свои интересы и на региональном, и на государственном уровнях. В результате упрощается как Глава 13. Политическая коммуникация 13.4. Политическая коммуникация в информационном обществе
формирование «малых групп» избирателей, так и координация дей Стремительное распространение Интернета предоставляет вози,1 можность оперативного доступа неограниченного числа людей к'| текстам законопроектов еще на стадии их предварительной разра- 1 ботки, а также к максимальному объему аналитической информа- | ции несекретного характера. Благодаря снижению издержек на получение и передачу инфор-, 1 мации, группа людей, имеющих возможность принимать участие а 1 выработке и принятии политически значимых решений, значи» I тельно увеличивается — потенциально в нее войдет все политичес-) | ки активное население. В результате создаются предпосылки посте-; пенного уменьшения остро ощущаемого неравенства политически* возможностей граждан формально демократических государств, 3 предопределяемого неравенством в распределении собственности и доходах. Обеспечение свободного доступа граждан к Интернету стано-Ц вится фактором, позволяющим добиться как повышения уровня «социальной интеграции», так и обеспечения гражданских свобод. С развитием электронных, компьютеро-опосредованных комму-, никаций идеи формирования эффективного гражданского общест-1 ва с опережающим развитием горизонтальных связей между изби- I рателями приобретают необходимую материальную базу.
Сеть Интернет сегодня является самой демократичной и бы-1 строрастущей системой доступа к электорату. Как полагают многие | исследователи, электронные коммуникации станут с точки зрения электорального процесса столь же революционными, как ТВ и радио. Но если радио завоевывало свою аудиторию в течение 50 лет, телевидению на это потребовалось времени на порядок меньше, то развитие средств электронной коммуникации носит взрывной характер. Отметим некоторые особенности Интернета, которые должны я учитываться политическими деятелями при продвижении своих.1 взглядов в сетевой среде, особенно во время предвыборных кам-| паний: •$- легкость, быстрота и дешевизна публикации (во много раз проще и дешевле, чем любые традиционные средства рекламы И раскрутки); •ф- возможность доступа к опубликованной информации из любой точки мира (это особенно важно для оперативной связи с регионами); •ф- интерактивность — возможность работать с «обратной связью» 1 (проведение Интернет-конференций, дискуссий, голосований, переписка, в том числе создание представления о прямом общении политика с избирателями); ^ использование сетевых ресурсов в качестве источников информации журналистами традиционных СМИ; -ф- не вполне ясный на сегодняшний день статус сетевой публикации позволяет политику опубликовать информацию в Интернете, которая не подходит по формату или содержанию для традиционной прессы. В настоящее время использование всемирной компьютерной сети в предвыборных кампаниях представляется наиболее перспективным. В подтверждение сказанного можно привести следующие аргументы: -ф- от организации входной информации в Интернет напрямую будет зависеть ее распространение, а с точки зрения РК-техно-логий пользователи Интернета представляют наиболее активную и «продвинутую» часть общества, участвующую в процессе формирования общественного мнения и предпочтений избирателей. Граждане и общественные группы пользуются Интернетом для организации своих акций, общественных кампаний, для лоббирования;
-ф- на финише предвыборных кампаний сетевые технологии идеально подходят для вброса своевременной и «нужной» информации, выгодно отличающейся от привычных средств агитации; -$• монолог претендента на государственную должность все чаще преобразуется в интерактивное общение с избирателями или наиболее активными их представителями. Интернет дает возможность отказаться от дорогостоящих рекламных роликов и телевизионных клипов с цитатами, которые в настоящее время доминируют в предвыборной борьбе, и перейти к недорогим интерактивным и более серьезным видам политического общения. С точки зрения содержания можно выделить несколько групп «выборных» ресурсов Интернета, полезных участникам электоральной коммуникации: -ф- страницы (реже — участие в телеконференциях) партий и кандидатов, основная задача которых — агитация, привлечение новых избирателей; -ф> страницы избирательных комиссий, призванных публиковать официальную информацию о выборах — справки о кандидатах, информацию об избирательных участках, результатах выборов, сбор сообщений о нарушениях и т.д.; -ф- опросные сайты, где предлагается проголосовать за какого-нибудь кандидата или предложить своего — своеобразные упражнения по голосованию, результаты которых обычно контролиру- Глава 13. Политическая коммуникация 13.4. Политическая коммуникация в информационном обществе
ются владельцем сайта и создают псевдорейтинги для упомянутых на них кандидатов; •ф- аналитические сайты, где стремятся представить различные по» литические силы (их агитационные материалы, интервью с лидерами, оценки экспертов и др.). Сюда же относятся заказные и незаказные предвыборные материалы СМИ; -ф- статистические данные о регионе, об избирателях, которые в' Интернете не представляют уникального информационного ресурса, поскольку их можно получить из вполне доступных ста* тистических брошюр или компакт-дисков. Интернет полезен не только тем, что облегчает доступ к инфор
Электронное правительство. Информационные технологии в I государственном управлении (е-СоуегптеШ) потенциально могут,! сыграть ключевую роль во внедрении идей информационного об- 1 щества. Электронное правительство повышает эффективность ра- 1 боты государственного аппарата и производительность труда в го-;| сударственном управлении. Поэтому в Интернете появились обо-Ж значения для характеристики различных аспектов государственного управления (наряду с обозначениями В и С — «бизнес» и «потребитель», которые давно используются в разных сочетаниях В2В, В2С,...): •ф- автоматизация отношений и документооборота между ведомствами (С2С); <ф- отношения государственных органов и бизнеса, например авто- 1 -ф- организация обратной связи с гражданами (С2С). Распространение высоких жизненных стандартов — одна из | главных целей государства в информационном обществе. Ее реше- | ние связано и со снижением издержек социальных коммуникаций, I для каждого члена общества. Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессы взаимоотношений го- Ц сударственных органов с населением позволяет каждому гражданину сократить затраты своего времени на стандартные операции. Заполнение налоговых деклараций, оплата коммунальных услуг, сдача экзаменов, получение разнообразных справок, участие в конкурсах | на замещение государственных должностей, получение правительственных грантов и субсидий, видеоконференции с государствен-| ньши служащими — это лишь некоторые процессы» которые уже сейчас происходят виртуальным образом. В целом новые способы коммуникаций позволяют: достичь полной прозрачности власти и гласности ее решений; сделать доступными населению все государственные нормативные акты; реформировать высокозатратные структуры; повысить комфорт повседневной жизни; увеличить количество свободного времени.
Развитая система политического информирования граждан несомненно способствует росту общественного доверия, необходимого для эффективного функционирования власти. Для формирования устойчивой обратной связи важно и то, что Интернет предоставляет возможность интерактивного взаимодействия. Не только граждане получают достаточно полную информацию о деятельности правительства, но и у правительства появляется дополнительный канал информации, добровольно предоставляемой гражданами, что ведет к наращиванию той формы социального капитала, которую ряд исследователей называет «моральные ресурсы». Чем больше граждане и власть узнают о деятельности и нуждах друг друга, тем выше степень взаимного доверия. Электронное правительство (е-Ссюеттеп1) — это система интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи Интернета, новая модель государственного управления, преобразующая традиционные отношения граждан и властных структур. Исследователи выделяют следующие принципы организации «электронного правительства»: -ф- ориентация на граждан. Граждане (налогоплательщики) как владельцы правительства, а не только потребители его услуг, определяют политику и направление развития проекта; -ф-удобство и простота использования. Все электронные приложения, применяемые в электронном правительстве, имеют своей целью облегчить пользование системой для граждан, увеличив скорость обслуживания запросов и сократив время ожидания; -ф- бизнес-трансформация. Все программное обеспечение, архитектура и инфраструктура, а также политика электронного правительства направлены на то, чтобы придать правительственной системе эффективность бизнес-модели; -ф- стоимость и сложность должны быть сведены к минимуму, чтобы работа с системой не вызывала затруднений как у частных, так и у корпоративных пользователей; -$• обслуживание. Эффективность работы электронного правительства должна проявляться в его способности быстро и с наименьшими затратами обслужить наибольшее число граждан, при этом обеспечивая высокое качество обслуживания; Глава 13. Политическая коммуникация 13.4. Политическая коммуникация в информационном обществе
•ф- соответствие. Электронные приложения должны полностью отвечать общей архитектуре систем безопасности, иде^ тификации, электронных платежей, а также общему дизайну пользовательского интерфейса системы; -ф- масштабность решений. Приложения должны обеспечу-вать взаимодействие между различными структурами и органами, составляющими систему, и полную взаимную совместимость;,
-ф- исполнение. Приложения должны соответствовать цели со-, вершенствования трансакций путем сокращения длительности и сложности обслуживания и прилагаемых усилий; -ф- отчетность. Приложения должны увеличивать точность данных и возможность их архивирования, а также аудита трансакций; •ф- быстрота воплощения. Срок доработки и внедрения при -ф- готовность к действию. Правительственные органы^, должны проявлять готовность присоединиться к системе и под-,, строить под нее свою работу. Интернет бросает властным структурам свой вызов, диктуя новые правила игры. В XXI в. правительства должны стремиться к, таким целям, как: •ф- рост числа граждан, имеющих доступ к цифровым технологиям; -ф- интегрированные, полные и простые в использовании пути интерактивного общения между гражданами и властями, которые придерживаются политики открытости; •ф- безопасная электронная среда, защита прав граждан; возможность использования беспроводной связи и приборов различного размера и конфигурации для доступа к правительственной информации; •ф- активная инновационная политика и скорейшее воплощение новаторских решений на практике. Электронное правительство — главная задача властей в едином сетевом пространстве и основа всех моделей государственного управления XXI в. В США к 2006 г., по прогнозам РоггезСег КезеагсЬ, в Сети будет действовать около 14 000 правительственных программ, с помощью которых будет собираться 15% налогов с населения США на. общую сумму 600 млрд долл. Переход правительства в онлайн будет проходить в несколько этапов. На первом этапе правительство, будет проводить через Интернет несложные транзакции: сбор отчислений за водительские и другие лицензии; на втором этапе, вероятно, будет создан единый сайт электронного правительства, где граждане смогут получить всевозможные сервисы. Работы по созданию электронных правительств в различных государствах проводятся под лозунгом большей открытости и подотчетности правительств гражданам. Электронизация, скажем, выплаты гражданами налогов является лишь технологической и далеко не главной задачей в этом движении. В свою очередь подотчетность не сводится лишь к предоставлению какой-то нужной гражданам информации, а обеспечивается открытой спецификацией комплексов показателей работы конкретных государственных органов и созданием доступных населению средств мониторинга этих показателей. Построение такой системы позволит гражданам самостоятельно судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления их руководителей или вышестоящих лиц и на сообщения СМИ. При наличии объективных показателей работы государственного учреждения, в жизнедеятельности которого, как и любой коммерческой фирмы, можно выделить свою цепочку продуктивных и вспомогательных (обеспечивающих) бизнес-процессов, появляется возможность оценить организацию этих процессов в целом и каждого в отдельности. Это позволяет проводить в учреждениях реин-жиниринг внутренних бизнес-процессов с применением отработанных и широко используемых коммерческими предприятиями методик и инструментов, а также внедрять передовой опыт реализации бизнес-процессов и их тестирования. Программы в области электронного правительства развивают не только США. В Великобритании реализуется программа. «Электронные граждане, электронный бизнес, электронное правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху» («Е-Стгеп, е-Визтезз, е-СоуегптеШ. А 51га1е§1с Ргате\уогК Гог РиЬНс Зегасе т 1пе 1пГогтаиоп А§е»). Основная ее цель заключается в анализе и конкретизации процесса перехода к правительству информационного века. Разрабатываемая в Великобритании правительственная стратегия предусматривает развитие и использование всех электронных видов сервиса. Это означает, что услуги могут предоставляться через Интернет, мобильную связь, цифровое телевидение, центры обслуживания вызовов. В то же время электронный сервис не предполагает отказа от персонального контакта. Если темпы роста использования Интернета британцами останутся на прежнем уровне, Великобритания в скором времени создаст наиболее современное электронное правительство. Опрос 250 правительственных организаций в Великобритании, Канаде, Австралии и США показал, что ожидается примерно пяти- Глава 13. Политическая коммуникация 13.4. Политическая коммуникация в информационном обществе
кратный рост возможностей взаимодействия граждан с правитель-ственными службами через Интернет. Одна из центральных стратегических задач британской программы — сделать новые виды сервиса доступными для всех потенциальных потребителей без исключения. В частности, цифровое телевидение и новые типы мобильной связи рассматриваются как важные инструменты доступа в Интернет. Широкое распространен ние этих средств в значительной степени позволит снизить уровень «цифрового расслоения» (с11§1(:а1 ётйе) общества. Конкретные мероприятия, направленные на решение этой проблемы, пред-* усматривают содействие правительства повышению квалификации граждан и предоставлению доступа в Интернет все большему числу людей. При этом содержание онлайнового общественного сервиса должно быть хорошо продумано и ориентировано на все категории: пользователей, включая представителей языковых меньшинств, нетрудоспособное население и людей, ограниченных в передвижении. Британская программа исходит из того, что трансформация тра" диционных форм взаимодействия правительства и граждан в цифровую форму не должна стать причиной социального неравенства. Правительство принимает на себя обязательство по уменьшению' «цифрового расслоения» общества. Для этого оно проводит целенаправленную политику по повышению компьютерной грамотное-; ти, созданию центров обучения и улучшения условий для роста квалификации персонала в области информационных технологий, в том числе через обеспечение доступа к национальной сети обучения и сетевой библиотеке Великобритании. Существует также рядГ; местных программ в этой области. Однако преодоление цифрового барьера предусматривает не только повышение квалификации населения и решение проблемы; доступа к информации. Некоторые граждане не хотят или не' имеют возможности стать прямыми пользователями новых техно-' логий, но рассматриваемая стратегия учитывает и эту категорию) населения. Новые технологии позволяют улучшить поддержку личных и телефонных транзакций наряду с организацией интерактивного взаимодействия граждан. Для государственных органов основной целью станет освобожу дение служащих от выполнения рутинных процедур при интерак- > тивных взаимодействиях с населением и обеспечение служащих не*! обходимыми знаниями и оборудованием для успешного выполнет| ния функций промежуточного звена между правительством и граж-й данами. Ожидается, что к 2008 г., когда цели описанной программы будут достигнуты, ключевые правительственные услуги будут реализовываться в электронном виде. Это означает, что наиболее распространенные и типичные процессы взаимодействия правительства с гражданами и бизнесом, например получение и отправка денег, сбор статистической информации, публикация законов, снабжение, будут реализованы с помощью информационных технологий. Появится широкий спектр медиасредств доступа к правительственному сервису в сфере финансов, розничной торговле, культуре и других областях деятельности. Интернет превратится в централизованную систему, объединяющую непосредственно или через промежуточные звенья персональные компьютеры, цифровое телевидение, средства беспроводного доступа, телефоны и иные приборы с операторами центров вызовов. Услуги центров вызовов могут быть доступными в любое время и из любого места. Интересным примером использования современных средств электронных коммуникаций является европейский проект С1ТУСАКВ, реализуемый в Болонье (Италия). Сами участники говорят, что этот проект «теледемократии» реализует новые, революционные подходы к демократии в век информационных технологий. Они обосновывают Право на существование термина «электронное гражданство», который характеризует новые ресурсы, права и проблемы, возникающие вследствие воздействия на общество компьютерной революции. Проект заключается в том, что все жители города Болонья получают бесплатный доступ к компьютерной сети города с полным выходом в Интернет. Для тех, кто не имеет дома компьютера, терминалы для доступа к информации устанавливаются в общественных учреждениях — библиотеках, административных зданиях. Однако проект не ограничивается созданием технической инфраструктуры. Все отделения местной администрации получают в этой сети свой адрес и участвуют в обмене информацией с жителями. Разработчики подчеркивают следующие принципы этого обмена: <^ двусторонний обмен сообщениями: гражданин может не только посылать сообщения местным властям (например, вопросы или комментарии), но и получать от них информацию в электронном виде; •ф- сбалансированность обмена и равенство сторон диалога: местные органы обязаны давать ответы на запрос гражданина, при этом обе стороны пользуются равными правами. В отличие от такого электронного средства информации, как, скажем, телевизор, обмен является двусторонним — из центра на периферию и из периферии к центру; Глава 13. Политическая коммуникация •ф- отсутствие временных ограничений на длительность сеансов 3 По данным Департамента правительственной информации Ал*;! парата Правительства РФ на 1 марта 2001 г., официальные сайты-: имели 23 из 24 федеральных министерств. Полных и достоверных' данных по состоянию дел в регионах России нет. Но судя по косвен-! ным данным, представительство в Интернете имеют не более 20— 25% региональных органов власти. В 2001 г. принята Федеральная целевая программа «Электрон ная Россия», которая охватывает все сферы информатизации, том числе и вопросы «электронного правительства». ПланируетсЯ|| что все властные структуры (президент, парламент, правительств министерства, ведомства и т.д.) создадут свои интернет-сайты, к торые станут составными частями единого государственного (пр вительственного) интернет-портала. В настоящее время открыт; официальные сайты Президента РФ, Федерального Собрания РФ Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Совета Безопасн" ти РФ и региональных органов федеральной власти РФ. Таким • разом, первый этап создания сети сайтов, реализующих информав^ ционно-справочную функцию, и их объединения в рамках порт"^ «Электронное правительство» близится к успешному финишу. В ром этапом могло бы стать предоставление населению некотор услуг, например уплату налогов и ответы на запросы населен
Выводы (преимущественно информационные). На третьем этапе возможно развитие интерактивных форм общения с населением — создание специальных конференций, экспертных советов и т.д. Поскольку портал «Электронное правительство» — коммуникативный орган социального управления, применение новых технологий позволит создать диалогическое коммуникативное пространство правительство — население, благодаря чему можно будет в кратчайшие сроки получать информацию об ответных реакциях пользователей портала на важнейшие правительственные решения, а также эффективно реализовать идею участия населения в решении социально значимых проблем. В политической практике информационные технологии выполняют теперь не вспомогательные функции, а стали ее необходимым элементом — владение и распоряжение информацией сегодня является важнейшим политическим средством как на внутригосударственном, так и международном уровнях. В этом плане одна из основных задач современного общества связана с выработкой действенных механизмов контроля за мерой технологического воздействия на политические отношения и политический процесс. Потенциальная эффективность электронного правительства определяется уровнем развития инфраструктуры Интернета в каждой конкретной стране. Новые технологии, если их грамотно испол^зо-вать, могут сыграть критическую роль в обеспечении открытого, подотчетного и ответственного государственного управления в XXI в. ВЫВОДЫ 1. Политическую коммуникацию можно определить как процесс информационного обмена между политическими акторами, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий. 2. Под средствами политической коммуникации понимаются определенные организации и институты, функционирующие в рамках социальной и политической систем, с помощью которых осуществляется процесс обмена информацией. 3. Разновидностью политической коммуникации является электоральная коммуникация, связанная в сюжетно-тематическом, временном и пространственном отношениях с выборами (плебисцитом, референдумом). 4. Под влиянием новых информационных технологий происходит изменение содержания и характера политической коммуникации, формирование в ее структуре компъютеро-опосредованной политической коммуникации.
5. Электронное правительство - это система интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи Интернета, новая модель госу- Щ дарственного управления, преобразующая традиционные отношения Щ граждан и властных структур. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Раскройте содержание понятия «политическая коммуникация». 2. Охарактеризуйте роль и значение Интернета как способа политической коммуникации. 3. Проанализируйте структуру электоральной политической коммуникации. 4. Дайте характеристик)' уровней информационных потоков в системе политической коммуникации. 5. Проанализируйте многоканальность и направленность электоральной коммуни- * 6. Рассмотрите признаки избирательной кампании как разновидности коммуника»^ Глава 14 ПУБЛИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРА Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.; 2001. Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. 1999. Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуника-1 ция. М., 1997. < -| щества //Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 101—115. Я технологии. М., 1999. Оеп1оп НЕ., ЩоЛшгЛ С.С. РоНиса! Соттишса1юп т Атепса. Зги ей. Х.У., 1999. МсМзггВ. 1тгос1цсНоп ю Ро1Шса1 Соттитсапоп. 2пс1 ей. N.V., 1999. Ргрра N. А УпЧиош С1гс1е: Ро1шса1 Соттишсаиош т Ро51-1пс1и8Спа1 Зоиейез. 2000. ЫисЬеуМ.Е. ТЬе ТЬеог-у апс! Ргаснсе оГРо1Шса! Сопшшшсаиоп КеяеагсЬ. А1Ьапу, И 14.1. ПУБЛИЧНАЯ КОММУНИКАЦИИ И ЕЕ ФОРМЫ Под публичной коммуникацией обычно понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Для публичных коммуникаций характерна передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Публичный статус подразумевает сообщение информации лицом, обладающим определенным социальным статусом, т.е. формально установленным или молчаливо признаваемым местом индивида в иерархии социальной группы. Кроме того, статус публичности связан с официальностью обстановки общения, которая предполагает своевременное оповещение аудитории о теме сообщения и статусе выступающего и приглашение ее в определенное место и время. Официальное общение подчиняется определенному регламенту. При публичном общении слушатели должны находиться в поле зрения говорящего, т.е. это контактное общение в отличие от дис-тантного массового общения, осуществляемого через СМИ. В целом слушатели, как правило, — это специально организованная аудитория, и ее параметры должны быть известны говорящему (численность аудитории, возраст, профессия, пол и т.д.). Слушатели являются в определенной степени заинтересованной аудиторией, специально пришедшей послушать выступающего в силу своей социальной роли (например, работники организации, студенты, прихожане, сторонники политической партии и т.д.). Публичное обще-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|