Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 2. Таблицы перевода первичных оценок в стандартные 15 глава




После выполнения этого задания экспериментатор меняет квадраты-заместители местами и просит ребенка сделать то же с картинками.

Затем таким же образом вводятся изображение собаки и ее квадрат-заместитель (сторона равна 3,5 см).

Экспериментатор строит 4 схемы из разных положений 3 объектов, а ребенок должен на своей полянке воспроизвести эти расположения. Наконец, вводится изображение птички и соответствующий ей квадрат-заместитель. Со всеми 4 объектами задание повторяется 6 раз. Всего дается 12 предъявлений: 2 — с 2 объектами, 4 — с 3 объектами, 6 — с 4 объектами.

Объекты размещаются в каждом предъявлении в следующем порядке (изображение каждого животного обозначено начальной буквой):

 

1 — б. к. 5 — к. с. б. 9 — б. п. к. с.
2 — к. б. 6 — с. к. б. 10 — п. с. к. б.
3 — б. к. с. 7 — п. б. с. к. 11 — с. б. п. к.
4 — с. б. к. 8 — к. б. с. п. 12 — к. с. б. п.

Оценка результатов

За правильное решение каждой из первых шести задач (с 2 и 3 объектами) начисляется 1 очко: за решение каждой из задач с четырьмя объектами начисляется 2 очка. Максимальный балл — 18 очков.

Протокол к методике 4б

 

№ и местонахождение детского учреждения
Группа
Дата проверки
Проверяющий
Фамилия, имя ребенка

213

№ п/п Порядок расположения объектов Результат
  б. к.  
  к. б.  
  б. к. с.  
  с. б. к.  
  к. с. б.  
  с. к. б.  
  п. б. с. к.  
  к. б. с. п.  
  б. п. к. с.  
  п. с. к. б.  
  с. б. п. к.  
  к. с. б. п.  
Общее количество очков
Стандартные очки
Группа по качеству выполнения задания

Инструкция к методике
(диагностика уровня сформированности предпосылок
логического мышления)

Материал

Берется по 7 кругов, прямоугольников, треугольников и овалов, постепенно уменьшающихся по величине (изготовлены из картона или плотной бумаги) (рис. 29). Размер большого прямоугольника — 13,8×9,0 см, высота каждого следующего уменьшается на 0,8 см, ширина — на 0,5 см. Диаметры кругов от 9 до 6 см. На обороте каждого элемента указан его порядковый номер, начиная с большего. Образец — сериационный ряд из 4 пятиугольников, наклеенных на полоску бумаги, их размеры: основание — 9,0 см, высота — 13,8; 8,0×12,2; 7,0×10,6; 6,0×9,0 см.

Инструкция к проведению

Непосредственно перед ребенком лежит полоса плотной бумаги размером 50×20 см. Выше этой полосы располагается образец, рядом с ребенком в случайном порядке — круги. Экспериментатор говорит: «Посмотри, как наклеены домики: все стоят правильно, на своих местах (при этом он проводит пальцем по нижнему краю листа, на который наклеены пятиугольники); разложи так же правильно вот эти мячики». После того как ребенок выполнил эту задачу, в протокол вносится порядок расположения ребенком фигур, затем круги убираются и предлагается набор прямоугольников: «А теперь разложи правильно столики». Так же поступают с треугольниками («башенки») и с овалами («огурчики»).

Экспериментатор следит только за тем, чтобы фигуры выстраивались

214

в ряд одна за другой, ни в коем случае не подсказывая последовательности их расположения.

Рис. 29. Диагностический материал к методике 5б.

В протоколе фиксируется последовательность расположения элементов в каждой задаче.

Оценка результатов

За последовательное расположение всех 7 элементов в порядке убывания или возрастания величины испытуемому засчитывается 5 очков. За аналогичное расположение 6 элементов (независимо от величины различий между соседними элементами) — 4 очка, за 5 элементов — 3 очка, за 4 элемента — 2 очка, за 3 элемента — 1 очко. Если в построенном ребенком ряду нет ни одной группы, включающей хотя бы 3 элемента, выстроенных в порядке убывания или возрастания величины, ребенку ставится за эту задачу 0 очков. Ряд, выстроенный испытуемым, может состоять из двух участков, однонаправленных или направленных в противоположные стороны; в любом из этих случаев учитываются оба участка. При этом один и тот же элемент учитывается однократно. Максимальное количество очков за все задание в целом — 20.

Протокол к методике 5б

 

№ и местонахождение детского учреждения
Группа
Дата
Проверяющий
Фамилия, имя ребенка

215

Фигуры Количество очков
Круг  
Прямоугольник  
Треугольник  
Овал  
Общее количество очков
Стандартные очки
Группа по качеству выполнения задания
   

Общая инструкция
к проведению обследования уровня умственного развития детей 6 лег
(подготовительная группа детского сада)

Предлагаемые методики направлены на выявление уровней развития восприятия и мышления, а также на проверку овладения детьми некоторыми элементами учебной деятельности.

Общий набор включает 5 методик, каждая из которых, в свою очередь, состоит из нескольких задач (от 3 до 12) одинаковой или разной сложности.

Методика 1 проверяет, владеют ли дети некоторыми важными предпосылками учебной деятельности: умением подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого (диктант).

Методика 2 проверяет умение детей использовать геометрические образцы (эталоны) при определении формы предметов.

Методика 3 направлена на проверку способности зрительно расчленять фигуру на заданные элементы, для чего необходимо производить в плане представления объединение этих элементов с; изменением их пространственного положения, соотношения и ракурса.

Методика 4 фиксирует уровень использования детьми разных форм условно-схематического изображения пространства при ориентировке в реальной ситуации.

Методика 5 выявляет уровень овладения сложными формами систематизации: классификацией, сериацией и их сочетанием (мультипликацией).

Каждая методика представлена в виде набора сброшюрованных рисунков. На первых страницах каждой тетради, как правило, изображен образец (кроме методики 2), с помощью которого проверяющий объясняет детям характер задания и показывает те действия с рисунками, которые они должны будут выполнять.

На следующих страницах даны изображения, с которыми дети работают самостоятельно в соответствии с полученной ими инструкцией.

К каждой тетради прилагается форма протокола, имеющая номер, соответствующий номеру методики. В ней фиксируются номер

216

детского сада, группа, фамилия и имя ребенка, его возраст, дата проверки и ее результаты в «сырых» и стандартных очках.

Подробные указания о характере работы с детьми по каждой методике и ключи для заполнения формы протокола содержатся в инструкциях. Перед началом работы проверяющий должен детально познакомиться с инструкцией к каждой отдельной методике. Знакомя детей с заданиями, проверяющий должен строго придерживаться инструкции; не следует давать никаких указаний и объяснений, не предусмотренных в инструкции.

Обследование проводится в отдельном, хорошо освещенном помещении. Одновременно проверяют 6—10 детей. Их сажают за отдельные или общие столы на таком расстоянии друг от друга, чтобы исключить возможность копирования решений и подражания. Столы расставляются так, чтобы проверяющему была хорошо видна работа каждого ребенка.

Перед началом проверки детям даются хорошо отточенные карандаши и тетради с заданиями. В распоряжении проверяющего имеются точно такие же тетради. Он пользуется ими для объяснения предлагаемой детям работы. При выполнении заданий по методикам 1 и 4 дети перелистывают страницы одновременно по указанию проверяющего; в остальных случаях — самостоятельно после получения общей инструкции по методике.

Детей предупреждают о том, что работать они должны самостоятельно, не советуясь с товарищами, не заглядывая друг к другу в тетради. В случае затруднений или непонимания задачи дети должны обращаться к взрослому.

После окончания работы по одной методике детям предлагают отложить тетрадь в сторону и взять следующую. Так происходит смена методик. Последовательность предъявления методик соответствует их нумерации.

Общая длительность работы детей на одном занятии не должна превышать 40—45 минут. Задания, которые дети не успели выполнить за это время, переносятся на второе занятие.

В случае, если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется подвергнуть его индивидуальной проверке.

При проведении обследования целесообразно комплектовать группы детей с примерно одинаковой скоростью выполнения учебных заданий. В отборе таких детей могут помочь воспитатели группы.

Инструкция к методике 1
(диагностика степени овладения некоторыми предпосылками
учебной деятельности)

Материал

В качестве материала используется тетрадка, состоящая из 4 страниц размером 10×15 см. На каждой странице изображены 3 ряда мелких геометрических фигур (размер фигур 2×2 мм). Верхний ряд состоит из треугольников, средний — из кружков, нижний — из квадратов. Фигурки верхнего и нижнего рядов располагаются друг против друга, среднего — в промежутках между ними. Треугольников и квадратов по 17 в ряду, кружков — по 16.

217

На 1-й странице кроме длинной полоски из этих фигур изображена более короткая. Она располагается в центре верхней части листа. На короткой полоске дан образец узора (рис. 30, а), который детям предстоит вычерчивать под диктовку проверяющего, после того как им будут объяснены правила работы. На нижней полоске дети учатся это делать (рис. 30, б). На трех следующих страницах дается изображение только одной длинной полоски (рис. 30, б).

Инструкция к проведению

Детям говорят: «Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочках нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила: 1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок; 2) линия нашего узора должна идти только вперед; 3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков. Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты» (внимание детей обращается на образец, дается его анализ).

Затем проверяющий говорит: «Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».

Проверяющий следит за тем, как каждый ребенок выполняет задание, и в случае надобности исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем он ошибся. В процессе обучения дети производят 4 соединения.

Далее следует первая серия. Проверяющий говорит: «Теперь мы будем рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия узора должна идти все время вперед и быть непрерывной, т. е. начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки».

Диктант для первой серии

«Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом».

Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, так как некоторых детей это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений.

После того как дети закончили работу, следует вторая серия, а затем третья. Серии отличаются друг от друга только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же.

218

Диктант для второй серии

«Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата и квадрат с треугольником».

Диктант для третьей серии

«Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника».

Никакой помощи детям во время выполнения задания проверяющий не оказывает. После окончания работы всеми детьми тетради собираются.

Оценка результатов

Каждое правильное соединение засчитывается за 2 очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту (ключу). Для их выявления работа ребенка сверяется с ключом. На рис. 31 изображены ключи к задачам. На рис. 31, а — ключ к вводной задаче, на рис. 31, б, в, г — ключи к задачам первой, второй и третьей серий. Штрафные очки (по одному) начисляются: 1) за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, т. е. предваряющих диктант и следующих за ним); 2) за «разрывы» — пропуски «зон» соединения — между правильными соединениями.

а
б

Рис. 30. Материал для заданий методики 1: а) образец узора (вводная серия), б) материал для выполнения вводного и основных заданий (повторяется 4 раза).

Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков.

Максимально возможное количество очков в каждой серии — 24. Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания — 72.

219

а
б
в
г

Рис. 31. Образцы правильного выполнения заданий методики 1: а) вводная серия, б) первая серия, в) вторая серия, г) третья серия.

а
б

Рис. 32. Образцы выполнения заданий методики 1: а) правильное выполнение заданий первой серии, б) работа испытуемого Гены Р.

а
б

Рис. 33. Образцы выполнения заданий методики 1: а) правильное выполнение заданий второй серии, б) работа испытуемой Ани Р.

220

При сверке работы с ключом следует иметь в виду возможность ошибок в выполнении задания, возврат к успешному выполнению, который, однако, трудно обнаружить из-за вызванного ошибкой нарушения соответствия последовательности элементов выводимого ребенком узора ключу. Сомнения в таких случаях следует разрешать в пользу ребенка.

Экспериментатор должен тщательно анализировать каждое соединение, устанавливая соответствие тому или иному элементу диктанта (или отсутствие такого соответствия). Приведем некоторые примеры анализа протоколов.

На рис. 32 приведены образец диктанта по первой серии и задание этой серии, выполненное испытуемым Геной Р. (6 лет 8 месяцев). Для удобства сличения и в образце, и в работе ребенка представлены последовательно номера соединений. 2, 3, 5, 7, 8, 10, 11-е соединения проведены ребенком верно и оценены каждое в 2 очка. 1, 4, 6, 9-е соединения неверны: во всех этих случаях нарушено правило, требующее, чтобы линия узора шла вперед. Ребенок вместо фигур, расположенных по диагонали, соединяет фигуры, находящиеся одна под другой, каждый раз возвращаясь от середины соединения (кружка) назад. Такие соединения оцениваются как нулевые. Кроме того, ребенок постоянно нарушает и правило непрерывности узора. В большинстве случаев это не влияет на оценку, поскольку разрывы допускаются между ошибочными соединениями (или соединениями, одно из которых ошибочно, а другое правильное). Однако за два разрыва (между 7-м и 8-м и между 10-м и 11-м соединениями, проведенными верно) ребенку начисляется по 1 штрафному очку. Последнее — 12-е соединение не прочерчено вовсе: для него не хватило места.

Общая оценка: 14–2=12 очков.

На рис. 33 приведено задание второй серии, а также выполнение этого задания испытуемой Аней В. (6 лет 6 месяцев). 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11-е соединения прочерчены правильно, за каждое из них ребенок получает 2 балла. При проведении 1, 6, 12-го соединений сделаны ошибки: вместо соединения «квадрат — треугольник» ребенок соединяет треугольник с квадратом, т. е. нарушает последовательность соединения элементов. Эти соединения оценены в 0 очков. 8-е и 9-е соединения прочерчены оба на одной «зоне», причем, как уже отмечалось, первое из них оценено нами как правильное; 9-е соединение выполнено неверно и оценено нулем. При его проведении нарушается одно из правил, предписанных инструкцией (требующей, чтобы каждое новое соединение начиналось с той фигурки, где кончилась линия предыдущего соединения). Тем самым прерывается линия узора. Происходит возвращение на уже занятую «зону». За выполнение задания этой серии ребенок получает 16 очков.

Инструкция к методике 2
(диагностика степени овладения действиями отнесения свойств
предметов к заданным эталонам)

Материал

Тетрадка из 4 страниц с 16 картинками, изображающими различные предметы на каждой. На всех страницах наборы картинок одинаковые (рис. 34). Кроме картинок на каждой странице изображена

221

фигура, которая является эталоном для анализа форм предметов, нарисованных на картинках. На каждой странице фигуры-эталоны разные (рис. 35 а, б, в, г).

Рис. 34. Таблица рисунков для четырех заданий методики 2.

а б в г

Рис. 35. Эталоны к заданиям методики 2: а) эталон для задания 1, б) эталон для задания 2, в) эталон для задания 3, г) эталон для задания 4.

Инструкция к проведению

Ребенку говорится: «Рассмотри внимательно на этой странице все картинки, столбик за столбиком и фигурку под ними.

Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставь под такими картинками крестики. Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страницу и на следующей странице тоже отметь картинки, которые похожи уже

222

на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так ты должен отметить картинки на всех 4 страницах».

Во время исполнения детьми задания следует обратить их внимание на анализ формы фигурок-эталонов («Внимательно смотрите на фигурки под картинками»), чтобы избежать случайного выбора картинок.

Правильно отмеченными являются следующие картинки:

в задаче 1 (рис. 35, а) — ботинок, собака, машина, коляска;

в задаче 2 (рис. 35, б) — чашка, гриб, шапка, корзина;

в задаче 3 (рис. 35, в) — груша, лампочка, матрешка, гитара;

в задаче 4 (рис. 35, г) — пирамида, кукла, морковь, желудь.

Оценка результатов

Максимальный балл, который может получить ребенок, равен 32 очкам (по всем 4 страницам). Реальный балл каждого ребенка равен разности между максимальным баллом (32) и количеством ошибок по 4 страницам. Ошибкой считается неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Например, если неотмеченных нужных картинок 5 (по 4 страницам), а неправильно отмеченных — 7, то балл такого ребенка равен 32–(5+7)=20.

Протокол к методике 2

 

№ и местонахождение детского учреждения
Группа
Дата проверки
Проверяющий
Фамилия и имя ребенка  
 
       
       
       
       
Общее количество очков
Стандартные очки
Группа по качеству выполнения задания

223

Инструкция к методике 3
(диагностика степени овладения моделирующими
перцептивными действиями)

Материал

Материалом служат 15 сброшюрованных рисунков, на которых изображены фигуры различной геометрической формы. Они представляют собой различные по форме части круга или квадрата определенной величины. В верхней части каждого сброшюрованного листа дается изображение фигуры-образца (круга или квадрата). В нижней части листа изображаются в один ряд разнообразные части этих фигур. Из них дети должны будут произвести выбор только тех, сочетание которых приводит к получению фигуры-образца (размер каждого листа — 10×15 см; размер образцов — 3×3 см).

На 3 первых листах (А, Б и В) изображены рисунки для вводных задач (см. рис. 36, а, б, в). На примере работы с этими рисунками детям объясняется сам тип задания. Вводные задачи проще остальных: здесь фигуры-образцы расчленены пунктирными линиями на части. Это помогает детям соотнести их с изображенными ниже, найти идентичные и правильно отметить их карандашом. На остальных страницах (1—12) образцы даны в нерасчлененном виде. Дети должны их расчленить самостоятельно в представлении на основе соотнесения с теми частями, которые изображены под ними. На нечетных страницах даны фигуры, представляющие собой части круга, на четных — части квадрата (рис. 37 и рис. 38). Нумерация наборов соответствует порядку предъявления задач.

Инструкция к проведению

Вводные задачи дети решают вместе с экспериментатором, остальные — самостоятельно. Они должны самостоятельно решить 12 задач (6 на составление круга, и 6 — на составление квадрата). Те и другие задачи чередуются. Задачи сгруппированы по сложности. Сложность определяется количеством частей, из которых складывается заданная фигура в каждом отдельном случае. В первых 4 задачах дети могут составить круг или квадрат только из 2 частей, отбираемых из 6 предложенных в рисунке. В следующих 4 задачах образец складывается из 3 частей, и, наконец, последние 4 задачи решаются путем отбора 4 частей из имеющихся 6.

Приступая к работе, детям говорят: «Возьмите тетрадь № 3. Посмотрите на первую страницу. Здесь изображен круг, «разрезанный» на 2 части. (Показывают их на образце). Под ним вы видите несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец. Отметьте их крестиком. (Проверяющий и его ассистент просматривают правильность отметок, а в случае необходимости указывают на ошибку.) Переверните страницу. Теперь вы видите другую фигуру — квадрат. Он разрезан уже на 4 части. Найдите эти части среди фигурок, изображенных ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Снова проверяется исполнение.) Откройте следующую страницу. Здесь круг складывается из 3 частей. Найдите их и обозначьте крестиками. Укажите карандашом, на какое место в круге надо положить эти части.

224

Рис. 36. Материал для 3 вводных заданий методики 3.

225

Рис. 37. Материал для нечетных заданий методики 3; а) Образец. 1), 3), 5), 7), 9), 11) — наборы фигур для воспроизведения образца.

226

Рис 38. Материал для четных заданий методики 3; б) образец 2), 4), 6), 8), 10), 12) — наборы фигур для воспроизведения образца.

227

Проверяющий обходит детей, помогает правильно отобрать и соотнести части с образцом, затем говорит: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу. А теперь откройте следующую страницу. Здесь круг не разделен на части. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой круг. Поставьте на эти фигуры крестики. Теперь открывайте следующую страницу и выбирайте части для квадрата, такого, как нарисован сверху. Отметьте их крестиком. На следующих страницах делайте так же: находите и отмечайте части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху». Никаких дополнительных указаний не дается. Проверяющий следит за тем, чтобы дети не пропускали страницы, не обращались за помощью к соседу и не слишком затягивали работу.

Ниже приводятся номера фигур, выбор которых необходим для правильного решения задач.

 

Задача №   Детали №
1 —   2, 5
2 —   2, 4
3 —   2, 4
4 —   2, 5
5 —   1, 4, 5
6 —   2, 4, 5
7 —   1, 2, 4
8 —   2, 4, 5
9 —   1, 2, 4, 5
10 —   1, 2, 4, 5
11 —   1, 2, 3, 5
12 —   1, 2, 5, 6

Оценка

За каждую правильно решенную задачу начисляется количество очков, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец. За правильное решение задач 1—4 дается по 2 очка, 5—8 — по 3 очка, 9—12 — по 4 очка; за неправильно решенную задачу — 0 очков. Ошибочным считается такое решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальная сумма очков по заданию в целом — 36.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...