Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 2. Таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава




Материал

В качестве материала используется доска прямоугольной формы с закругленным углами. Она служит основой фигуры (ее центральной частью). Размер доски-основы 20×10 см. К верхней и нижней граням этой основы прикладываются геометрические фигурки размером 4×4 см, плоские, такой же толщины, как доска (0,5 см). Цвет доски и геометрических фигурок одинаковый. Всего фигурок 8. Это квадрат, пятиугольник, равнобедренная трапеция, полукруг, равносторонний треугольник, сектор, прямоугольная трапеция и прямоугольный

185

треугольник. Доска (основа) и приложенные к ней фигурки образуют в целом фигуру сложной формы. В зависимости от формы приставленного к доске элемента, его положения относительно самой доски и других элементов, поворота асимметричных фигурок общие контуры всей фигуры в целом, ее форма меняются.

Кроме того, в методике используются образцы различных по форме фигур в виде их изображений на картоне. Всего образцов 10.

Фигуры, с которыми работает ребенок, раскладываются на листах картона размером 40×25 см. В работе с ребенком удобно пользоваться двумя наборами всех фигур. Это сокращает время подготовки, новой фигуры, даваемой ребенку для преобразования. Каждая такая фигура дается ребенку в готовом виде.

Инструкция к проведению

Перед началом проверки ребенку дается возможность ознакомиться со всеми элементами, из которых складывается сложная фигура, и произвести с ними ряд необходимых для дальнейшей работы операций: приставить одну-две фигурки к граням основы, поменять их местами, изменить ракурс асимметричного элемента.

После этого проверяющий кладет на стол непосредственно перед ребенком лист картона с выложенной на нем фигурой, которую ребенок должен перестроить в соответствии с образцом. Справа в верхнем углу стола раскладываются в ряд оставшиеся неиспользованными фигурки, а слева наклонно ставится образец.

Ребенку говорят: «Посмотри внимательно на обе фигуры. Ты должен изменить свою фигуру так, чтобы она стала точно такой, как эта (указывают на образец). Откладывать в сторону можно лишь те фигурки, которые необходимо заменить, остальные можно только переставлять, не откладывая их в сторону».

В протокол заносится конечный результат произведенных ребенком преобразований в виде рисунка, изображающего форму и положение каждого элемента на основании. (Основание фигуры условно обозначается чертой.) Если задание выполнено правильно, в такой зарисовке нет необходимости и результат отмечается знаком «+».

Всего детям дается 10 задач убывающей трудности. В задачах 1, 2, 3, 4 дети должны осуществить по 8 преобразований. В остальных задачах — по 4 преобразования. Это следует иметь в виду, наблюдая за ходом работы ребенка.

Оценка результатов

Каждое правильно выполненное преобразование оценивается одним очком. Таким образом, за решение четырех первых задач дети могут получить от 0 до 8 баллов, за решение остальных — от 0 до 4 баллов. Максимальное число очков — 56, минимальное — 0.

Изменения фигуры, не предусмотренные заданием, используются только при качественном анализе результатов. В количественной оценке они не фиксируются.

В рисунках, приложенных к инструкции, дается изображение образцов и фигур, с которыми работает ребенок в каждой задаче (рис. 3—12).

186

  а) б)
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
Задание 4.
Задание 5.
Задание 6.

187

  а) б)
Задание 7.
Задание 8.
Задание 9.
Задание 10.

Рис. 3—12. Диагностический материал к заданиям 1—10 методики 2а. а) изображения образцов, б) фигуры для перестройки.

Протокол к методике 2а

 

№ и местонахождение детского учреждения ________________________________________
Группа
Дата проверки
Проверяющий
Фамилия и имя ребенка

188

Результат Номер задачи
         
Изображение фигуры          
Характер ошибок          
Оценка          
           
Изображение фигуры          
Характер ошибок          
Оценка          
Общее количество очков
Стандартные очки
Группа по качеству выполнения задания ________________

Инструкция к методике
(диагностика уровня овладения действием идентификации)

Материал

В качестве основы используется игра «Электровикторина» с количеством контактов 5×5. К лампочке подсоединена проводом кнопка электрического звонка. При незаметном для испытуемого нажиме на нее ногой лампочка загорается. На панели игры помещается лист бумаги, разделенный пополам. В левой половине находится цветовая матрица, в которой по вертикали располагаются квадратики разных цветов сверху вниз: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, а по горизонтали — оттенки по светлоте тех же цветов: 7, 6, 5, 4, 3 (по «Атласу цветов» Е. Б. Рабкина). Правая половина листа — белая. Стопка квадратов из белого картона (4×4 см) с наклеенными

189

на них квадратами тех же цветов, которые представлены в матрице.

В бланке протокола указан номер предъявления и порядок предъявления образцов.

Инструкция к проведению

При проведении обследования перед ребенком кладется игра, в руки ему дается маленькая указка. В центре правой половины листа поочередно выкладываются карточки-образцы с цветовыми квадратами.

Экспериментатор говорит испытуемому: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Найди такой же квадратик». Здесь много квадратиков. Все они разного цвета. Такие же есть и здесь (показывает стопку образцов). Я буду показывать по одному квадрату, а ты должен находить у себя квадраты точно такого же цвета. Если ты найдешь правильно и покажешь мне вот этой палочкой (дается указка), загорится лампочка. Если ошибешься — не загорится, тогда ты еще поищешь, так до 3 раз. Давай попробуем». Обращается внимание ребенка на идентичность элементов и загорание лампочки. После этого переходят к показу всех элементов, включая и уже опробованный. Испытуемому разрешается при каждом предъявлении сделать 3 попытки. Всего ребенку предъявляется 25 образцов.

Каждая проба заносится в протокол. При правильном показе ребенком элемента экспериментатор, нажимая на кнопку, зажигает лампочку.

Оценка результатов

При подсчете очков учитывается количество неудачных попыток и количество правильных показов. За «попадание» без ошибок ставится 3 очка, за каждую ошибку 1 очко снимается. Максимальное количество очков, которое может набрать ребенок, — 75.

Протокол к методике 3а (для трех детей)

 

№ и местонахождение детского учреждения _______________________________
Группа
Дата проверки
Проверяющий
  Фамилия, имя ребенка Фамилия, имя ребенка Фамилия, имя ребенка
№ пред. Образец       Колич. очков       Колич. очков       Колич. очков
  ж 4                        
  к 7                        
  ж 5                        
  к 6                        
  к 3                        

190

Продолжение

 

  Фамилия, имя ребенка Фамилия, имя ребенка Фамилия, имя ребенка
№ пред. Образец       Колич. очков       Колич. очков       Колич. очков
  ж 6                        
  з 6                        
  ж 3                        
  к 4                        
  з 3                        
  к 5                        
  з 5                        
  ж 7                        
  с 5                        
  з 7                        
  з 4                        
  с 6                        
  ф 6                        
  с 4                        
  ф 5                        
  ф 4                        
  с 3                        
  ф 3                        
  ф 7                        
  с 7                        
Общее количество очков
Стандартные очки
Группа по качеству выполнения задания ______________________

Инструкция к методике
(диагностика степени овладения действиями
наглядно-образного мышления)

Материал

Перед началом эксперимента на детские столики раскладываются 7 листов картона, на которых изображены различные разветвленные дорожки (2 листа — для двух вводных задач и 5 листов — для 10 основных задач). Далее эти изображения мы называем полянками: полянка А и полянка Б — для вводных задач; полянка 1, полянка 2 и т. д. — для основных задач. На концах дорожек раскладываются объемные домики, по 2 домика на полянках А и Б, по 16 домиков на полянках 1—4 и 32 домика на полянке 5.

191

Полянка А для первой вводной задачи представляет собой дорожку с одним разветвлением, части которого помечены определенными ориентирами. Полянка Б для второй вводной задачи представляет собой дорожку с одним разветвлением без каких-либо ориентиров (рис. 13, а, б).

На полянке 1 изображена разветвленная дорожка без ориентиров (см. рис. 14, а), на остальных полянках каждый отрезок дорожки после разветвления помечен определенным ориентиром, причем на полянке 2 одни и те же ориентиры даны в разной последовательности (рис. 15, а).

На полянке 3 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами (рис. 16, а). На полянках 4, 5 даны только два типа ориентиров (гриб и елочка), которые повторяются в разной последовательности и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления (рис. 17, а, 18, а). К каждой полянке прилагаются определенные карточки, называемые письмами, изображающие условно путь к одному из домиков (рис. 13, а, б, 14—18 б, в). (Для вводных полянок по одному «письму», для всех остальных — по два «письма», ибо на этих полянках ребенок дважды отыскивает необходимый домик.) На каждой полянке в домик, указанный в «письме», прячется игрушка-зверек. Еще одна игрушка (белочка) дается в руки ребенку. Ребенок вместе с экспериментатором переходит от полянки к полянке, выслушивает инструкцию и совершает поиск.

Инструкция для вводных задач

«Перед тобой полянка, на ней дорожки, на концах дорожек домики. В каком-то из этих домиков живет зверек. Тебе нужно белочку отвести к нему в гости. Чтобы она не заблудилась, нужно смотреть на это письмо, где написано, что идти надо начиная от травки, по дорожке мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда и придешь в нужный домик». (Экспериментатор, называя ориентиры, одновременно показывает ребенку их в «письме».)

Если ребенок нашел нужный домик, ему показывается игрушка, находящаяся в нем, а затем переходят ко второй вводной задаче. Если ребенок ошибся, экспериментатор повторяет инструкцию, добиваясь, чтобы задача была решена верно.

При переходе ко второй вводной задаче экспериментатор указывает на новую полянку и новое «письмо» и говорит: — «А это новая полянка. Чтобы найти тут домик со зверьком, надо смотреть на новое письмо. Чтобы идти верно, необходимо идти от травки по дорожке прямо, а потом свернуть в эту сторону». (Экспериментатор проводит указкой по «письму».) Если ребенок ошибается, экспериментатор повторяет инструкцию и добивается, чтобы задача была решена верно.

Затем экспериментатор вместе с ребенком обходит все остальные столы с полянками, и на каждой полянке ребенок дважды производит поиск домика со зверьком. (Возле каждой полянки на столе лежат два «письма».) Если в этих основных задачах домик найден верно, ребенку показывается игрушка, находящаяся в нем, если ребенок ошибается, экспериментатор говорит: «Давай поищем другой домик с помощью другого письма» или «Давай поищем домик на другой полянке».

Основные задачи 1—10 решаются на полянках 1—5.

192

Инструкция для основных задач

К полянке 1

Задача 1. Здесь большая полянка и домиков много; попробуйте разыскать тот домик, в котором живет зверек. Чтобы правильно найти его, надо идти по дорожке от травки, затем завернуть сюда, сюда, сюда, сюда. (Экспериментатор обводит указкой схему пути, данную в «письме».)

Задача 2. На этой полянке есть еще один домик, в котором живет зверек. Чтобы его найти, нужно идти так, как показано в другом «письме». (Ребенку дается новое «письмо».) Идти надо от травки по дорожке и заворачивать так, как указано здесь.

К полянке 2

Задача 3. Чтобы здесь найти домик со зверьком, надо идти по дорожке от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом мимо елочки. Так, как показано в «письме».

Задача 4. На этой же полянке есть еще один домик, в котором живет зверек. Чтобы найти новый домик со зверьком, надо смотреть на другое письмо. В нем показано, что идти надо от травки, мимо березки, мимо грибка, мимо елочки, мимо скамеечки.

К полянке 3

Задача 5. На этой полянке домик со зверьком разыскать очень трудно, будь внимательным, веди белочку только гак, как показано в этом письме. Сначала от травки мимо березки, затем мимо елочки, затем мимо грибка, затем мимо заборчика.

Задача 6. На этой же полянке есть еще другой домик, в котором живет зверек. Вот письмо, указывающее, как его найти. Идти надо сначала от травки, мимо березки, мимо колокольчиков, потом мимо колоска, потом мимо яблочка.

К полянке 4

Задача 7. А здесь другая полянка, на ней нарисованы только елочки и грибочки. Нужный домик выбрать очень трудно. Чтобы здесь не заблудиться, нужно идти так, как указано в этом письме. Идти надо от травки по дорожке вверх, пока не дойдешь до елочки и нужного поворота, затем, повернув, идти прямо до тех пор, пока не найдешь елочку и нужный поворот; повернув, найдешь нужный домик.

Задача 8. На этой полянке есть и другой домик со зверьком. Посмотри на другое письмо. Идти надо от травки по дорожке прямо, пока не найдешь грибок и нужный поворот. Тогда завернуть и идти опять до того места, где увидишь грибок и нужный поворот, повернув здесь, найдешь нужный домик.

К полянке 5

Задача 9. Здесь домиков еще больше, разыскивать надо так, как указано в письме: от травки по дорожке прямо до грибочка и нужного поворота, затем опять до грибочка и нужного поворота, затем до елочки и нужного поворота.

193

Задача 10. На этой полянке нужно разыскать еще один дом со зверьком. Идти надо от травки по дорожке до елочки и нужного поворота, затем опять до елочки и нужного поворота, затем до грибочка и нужного поворота.

Оценка результатов

В протокол заносится номер выбранного ребенком домика (строка 1) и количество очков, получаемых ребенком за каждый выбор (строка 2). Количество очков, полученное ребенком, устанавливается по шкале оценок (пояснение см. на с. 229).

Затем подсчитывается сумма очков по всем задачам. Максимальная оценка — 44 балла.

Форма протокола и шкала оценок прилагаются.

Нумерация домиков дана на рис. 19, а, б, в.

Рис. 13. «Материал к методикам 4 и 4а: а) вводная задача 1, б) вводная задача 2.

194

Рис. 14. Материал к заданиям 1 и 2 методик 4 и 4а: а) полянка 1, б) 1-е «письмо», в) 2-е «письмо».

195

Рис. 15. Материал к заданиям 3 и 4 методик 4 и 4а: а) полянка 2, б) 1-е «письмо», в) 2-е «письмо».

196

Рис. 16. Материал к заданиям 5 и 6 методик 4 и 4а: а) полянка 3, б) 1-е «письмо», в) 2-е «письмо».

197

Рис. 17. Материал к заданиям 7 и 8 методик 4 и 4а: а) полянка 4, б) 1-е «письмо», в) 2-е «письмо».

198

Рис. 18. Материал к заданиям 9 и 10 методик 4 и 4а: а) полянка 5, б) 1-е «письмо», в) 2-е «письмо».

199

Рис. 19а. Задачи 1—6.

Рис. 19б. Задачи 7—8.

200

Рис. 19в. Задами 9—10.

Протокол к методике 4а

 

№ и местонахождение детского учреждения _____________________________________
Группа
Дата проверки
Проверяющий
№ п/п Фамилия, имя ребенка Задача № Сумма Примечания
                   
                           
                         
                           
                         
                           
                         
                           
                         
                           
                         

201

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...