Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 2. Таблицы перевода первичных оценок в стандартные 16 глава




Результаты решения задач заносятся в форму протокола, которая прилагается к инструкции.

Протокол к методике 3

 

№ и местонахождение детского учреждения
Группа
Дата проверки
Проверяющий
Фамилия, имя ребенка

228

Номер задачи                        
Количество очков                        
Номера пропущенных деталей                        
Номера ошибочно отмеченных деталей                        
Общее количество очков
Стандартные очки
Группа по качеству выполнения задания

Инструкция к методике 4
(диагностика степени овладения действиями
наглядно-образного мышления)

Материал

Материал представляет собой изображения полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «писем», условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой. Первые две страницы тетради соответствуют вводным задачам 1, 2 (см. рис. 13, а, б). Решение каждой из задач проверяется экспериментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1—2 изображены только разветвленные дорожки н домики в конце каждой из них (рис. 14, а); на всех остальных каждый отрезок дорожки после разветвления помечен определенным ориентиром, причем в задачах 3—4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности (рис. 15, а), в задачах 5—6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами (рис. 16, а). В задачах 7—10 два повторяющихся ориентира даны в разной последовательности и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления (рис. 17, а и 18, а). На «письмах» к задачам 1—2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск (рис. 14, б, в). В «письмах» к задачам 3—6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти (рис. 15, б, в и 16, б, в). В «письмах» к задачам 7—10 изображены одновременно и повороты пути (ломаная линия), и необходимые ориентиры (рис. 17, б, в и 18, б, в).

Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учесть в задачах 1—2 направления поворотов, в задачах 3—4 характер ориентиров

229

и их последовательность, в задачах 5—6 — сочетание ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7—10 — одновременно ориентиры и направление поворотов.

Инструкция к проведению

Детям вначале даются две вводные задачи, затем по порядку задачи 1—10.

Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что идти надо от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Все найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».

Проверяющий смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй вводной задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит: «Здесь тоже два домика, и опять надо найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону». Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1—2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, начинать двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните».

К задаче 3: «Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его».

К задаче 4: «Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, елочки, потом стульчика. Отметьте домик».

К задачам 5—6: «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его».

К задачам 7—10: «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».

Оценка результатов

При оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного ребенком домика и номер задачи. Оба эти показателя включены в шкалу оценки: один — по вертикали, другой — по горизонтали. В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах), которая начисляется ребенку за произведенный им поиск и выбор домика. Номер выбранного ребенком домика и оценка заносятся в форму протокола. (На рис. 19, а, б, в дана нумерация домиков в различных задачах.) Все оценки, полученные ребенком в

230

отдельных задачах, суммируются. Максимальное количество очков в методике — 44.

К инструкции прилагаются форма протокола и шкала оценок, аналогичные тем, которые приводятся в инструкции к методике 4а.

Инструкция к методике 5
(диагностика сформированности действий логического мышления)

Материал

Материал представляет собой квадратную таблицу, разделенную на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен изображениями треугольников, нижний — изображениями кругов (фигуры расположены по убывающей величине). В левой и правой колонках сверху вниз расположёны треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Все фигуры в левой колонке — самые крупные, в правой — самые мелкие. 16 внутренних клеток таблицы не заполнены (рис. 39).

Рис. 39. Матрица фигур к методике 5.

Задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы мысленно разместить в пустых клетках 3 фигуры, нарисованные под таблицей, в соответствии с их формой и величиной (выбранная для каждой фигуры клетка отмечается карандашом). Для правильного решения задачи ребенок должен учесть принцип построения таблицы (сочетание классификации фигур по форме и сериации

231

по величине) и найти для каждой фигуры нужный ряд и колонку.

Обложка тетради — образец (рис. 40).

Рис. 40. Материал для вводного задания методики 5.

Инструкция к проведению

Проверяющий говорит: «Рассмотрите внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место, свою клеточку». После того как дети рассмотрели таблицу, проверяющий говорит: «А теперь давайте посмотрим середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. У вас внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, куда их нужно поставить, отмечены крестиками. Посмотрите внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажите, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».

Проверяющий обходит детей, каждый ребенок при нем показывает распределение фигурок по отмеченным клеткам образца. Если дети ошибаются, проверяющий исправляет и объясняет ошибки.

После этого проверяющий говорит: «Откройте вторую страницу. Здесь нарисованы внизу другие три фигурки. Найдите их

232

места в таблице и отметьте сами те клеточки, куда их нужно поставить; на каждом листочке у вас будет отмечено по три клеточки».

Когда все дети выполнят первую задачу, надо перейти к следующей, и так до конца. Каждый раз детям предлагается расставить фигурки по местам (т. е. отметить нужные места крестиками).

Оценка результатов

На рис. 41 (1—8) изображены фигуры, которые надо расставить по своим местам в каждой задаче. Каждой задаче соответствует группа из 3 фигур, обозначенная соответствующим номером.

Рис. 41. Фигуры, размещаемые в матрице при решении 8 основных заданий методики 5.

233

За каждую правильно отмеченную клеточку начисляется 1 очко. Таким образом, сумма очков за решение каждой задачи может составлять от 0 до 3. Максимальное количество очков за выполнение всего задания — 24.

Количество очков, начисляемое за решение каждой задачи, заносится в форму протокола, которая прилагается к каждой тетради.

В графу «номера неотмеченных квадратов» заносятся номера тех клеток, в которые должны быть помещены фигурки для решения данной задачи, но которые остались неотмеченными. В следующую графу заносятся номера клеток, которые ребенок отметил ошибочно. И в том и в другом случае используется следующая нумерация клеток таблицы:

 

       
       
       
       

Протокол к методике 5

 

№ и местонахождение детского учреждения
Группа
Дата проверки
Проверяющий
Фамилия, имя ребенка
                 
Номер задачи                
Количество очков                
Номера неотмеченных квадратов                
Номера ошибочно отмеченных квадратов                
Общее количество очков
Стандартные очки
Группа по качеству выполнения задания

234

Приложение 2. Таблицы перевода первичных оценок в стандартные

Таблица 24

Шкала перевода «сырых» очков в стандартные. Младшая группа.
(Стандартизация осуществлена в мае 1975 г.)

 

Методика 1б Методика 2б Методика 3б Методика 4б Методика 5б
„сырые“ станд. „сырые“ станд. „сырые“ станд. „сырые“ станд. „сырые“ станд.
                20—17  
                   
                15—14  
    23—22           13—11  
20—18                  
17—15   20—18       13—11      
14—12   17—16       10—7   8—7  
11—10   15—12       6—5      
9—8   11—10              
    9—7              
    6—5              
    4—3              
4—0                  
                   
                   
        3—2          
                   
                   

Таблица 25

Шкала перевода общих суммарных показателей по всем методикам
в стандартный балл. Младшая группа.

(Стандартизация осуществлена в мае 1975 г.)

 

Общий суммарный показатель Стандартный балл Общий суммарный показатель Стандартный балл
82—80   50—47  
    46—43  
    42—40  
77—73   39—37  
72—70   36—32  
69—67   31—30  
66—64   29—28  
63—60      
59—54   26—0  
53—51      

235

Таблица 26

Шкала перевода «сырых» очков в стандартные. Средняя группа.
(Стандартизация осуществлена в мае 1975 г.)

 

Методика 1а Методика 2а Методика 3а Методика 4а Методика 5а
„сырые“ станд. „сырые“ станд. „сырые“ станд. „сырые“ станд. „сырые“ станд.
        75—67   44—43   24—21  
                   
    54—53       41—39      
        64—63   38—34      
    51—50   62—60   33—32      
    49—46   59—55   31—29      
    45—41       28—26   15—13  
    40—36   53—50   25—23   12—10  
    35—32   49—46   22—21   9—8  
6—5   31—27   45—42   20—18   7—6  
    26—23   41—35   17—14   5—3  
    22—17   34—31   13—12      
2—0   16—7   30—27   11—9      
    6—1   26—25   8—7      
        24—22   6—5      
        21—18          
            3—0      
        16—0          

Таблица 27

Шкала перевода общих суммарных показателей по всем методикам
в стандартный балл. Средняя группа.

(Стандартизация осуществлена в мае 1975 г.)

 

Общий суммарный показатель Стандартный балл Общий суммарный показатель Стандартный балл
90—72   51—49  
    48—45  
70—69   44—40  
68—67   39—38  
66—65   37—33  
64—62   32—30  
61—59   29—26  
58—56      
55—52   24—0  

236

Таблица 28

Шкала перевода «сырых» очков в стандартные. Средняя группа.
(Стандартизация осуществлена в октябре 1974 г.)

 

Методика 1а Методика 2а Методика 3а Методика 4а Методика 5а
„сырые“ станд. „сырые“ станд. „сырые“ станд. „сырые“ станд. „сырые“ станд.
        75—60   44—32      
                   
                22—21  
    53—52              
12—11   51—49   56—54   28—27      
10—9   48—42   53—52   26—23   18—17  
    41—36   51—49   22—21   16—15  
    35—31   48—46   20—19   14—13  
    30—23   45—43   18—16   12—11  
5—4   22—18   42—38   15—14   10—8  
    17—10   37—35   13—11   7—4  
    9—8   34—30   10—9      
1—0   7—4   29—28   8—7      
    3—1   27—26          
        25—23          
                   
            3—0      
        20—0          

Таблица 29

Шкала перевода общего суммарного показателя по всем методикам
в стандартный балл. Средняя группа.

(Стандартизация осуществлена в октябре 1974 г.)

 

Общий суммарный показатель Стандартный балл Общий суммарный показатель Стандартный балл
92—72   46—44  
    43—42  
       
69—63   40—38  
62—60   37—35  
59—58   34—33  
57—55      
54—51   31—0  
50—47      

237

Таблица 30

Шкала перевода «сырых» очков в стандартные. Старшая группа.
(Стандартизация осуществлена в мае 1975 г.)

 

Методика 1а Методика 2а Методика 3а Методика 4а Методика 5а
„сырые“ станд. „сырые“ станд. „сырые“ станд. „сырые“ станд. „сырые“ станд.
        75—74          
            43—40   23—21  
            39—37      
    53—52   71—68   36—35      
    51—49   67—66   34—32      
10—9   48—46   65—64   31—30   17—16  
    45—43   63—61   29—28   15—14  
7—5   42—39   60—58   27—25      
    38—36   57—56   24—22   12—9  
    35—31   55—54       8—5  
2—0   30—13   53—52   20—18   4—3  
    12—4   51—47   17—13   2—1  
    3—1   46—43          
        42—35   11—10      
        34—33   9—8      
        32—22          
            6—0      
        20—0          

Таблица 31

Шкала перевода общих суммарных показателей по всем методикам
в стандартный балл. Старшая группа.

(Стандартизация осуществлена в мае 1975 г.)

 

Общий суммарный показатель Стандартный балл Общий суммарный показатель Стандартный балл
87—71   48—46  
70—65   45—43  
64—63   42—40  
62—60   39—35  
59—58   34—32  
57—55      
54—53   30—20  
52—49      
    18—0  

238

Таблица 32

Шкала перевода «сырых» очков в стандартные. Старшая группа.
(Стандартизация осуществлена в октябре 1974 г.)

 

Методика 1а Методика 2а Методика 3а Методика 4а Методика 5а
„сырые“ станд. „сырые“ станд. „сырые“ станд. „сырые“ станд. „сырые“ станд.
        75—66   44—39      
            38—37      
            36—35      
    54—53   63—62   34—33      
    52—51   61—59   32—29      
    50—49       28—27      
    48—46   57—56          
    45—44   55—53   25—23   17—16  
8—7   43—40   52—50   22—20   15—14  
    39—35   49—47   19—18   13—10  
    34—28   46—44   17—16   9—8  
    27—20   43—40   15—13   7—5  
    19—15       12—11      
2—0   14—13   38—34   10—9      
        33—31          
    11—0              
        29—24   6—8      
        23—20          
        19—0          

Таблица 33

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...