Особенности эксплуатации СЭС в полёте
ТЕМА 1. «СИСТЕМЫ САМОЛЁТА»
ЗАНЯТИЕ 1 «СИСТЕМЫ САМОЛЁТА»
ВОПРОС «ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА САМОЛЁТА»
НАЗНАЧЕНИЕ: Гидросистема является силовой энергетической системой, которая
| применяется для управления механизмами поворота крыла, аэродинамическими ру-
| лями, взлётно-посадочной механизацией и тормозными щитками, входными и вы-
| ходными устройствами реактивных двигателей, для уборки и выпуска шасси.
| КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: В качестве рабочей жидкости используется смесь
| АМГ-10 (авиационное масло гидравлическое). Она нейтральна к металлам, её вяз-
| кость слабо зависит от температуры. Рабочее давление в системе (150-280 кгс/см2)
| нагнетается специальными насосами и аккумулируется в гидроаккумуляторах.
| Такое давление и практическая несжимаемость жидкости обеспечивают плавное
| срабатывание агрегатов, фиксацию их в любом положении при запирании жидкос-
| ти исполнительными устройствами, а также передачу больших усилий при неболь-
| ших габаритах приводов.
| Недостатки гидросистемы: большая масса, сложность конструкции, недо-
| статочная безопасность, взрывоопасность АМГ-10.
|
ВОПРОС «ВОЗДУШНАЯ СИСТЕМА САМОЛЁТА»
НАЗНАЧЕНИЕ: Воздушная система применяется для торможения главных колёс
| шасси,выпуска и сброса тормозного парашюта, опускания, подъёма, герметизации
| и аварийного сброса фонаря, аварийного выпуска шасси, перезарядки пушки.
| КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: Воздушная система использует энергию сжатого
| воздуха, являющегося рабочим телом. Достоинства воздуха, как рабочего тела, за-
| ключаются в его дешевизне и безопасности в пожарном отношении. Рабочее дав-
| ление в системе (50 кгс/см2) нагнетается компрессором или закачивается от аэро-
| дромного источника и аккумулируется в баллоне.
| Недостатки воздушной системы: запаздывание системы из-за сжимаемос-
| ти воздуха, выделение конденсата влаги (что требует применения отстойников и
| осушителей) небольшая энергоёмкость.
|
ВОПРОС «ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЁТА»
НАЗНАЧЕНИЕ: Предназначена для размещения топлива и подачи его к двигателям.
| На боевых самолётах применяется топливо Т-1, ТС-1 (авиационный керосин).
| КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: Топливная система должна удовлетворять ряду специ-
| фических требований:
| - достаточная ёмкость топливных баков для обеспечения необходимого радиуса
| действия самолёта (масса топлива составляет: у истребителей 20¸50%, у бом-
| бардировщиков 40¸60% их взлётной массы);
| - бесперебойная подача топлива на всех режимах работы двигателя и этапах полё-
| та самолёта (в том числе и в перевёрнутом полёте);
| - минимальное влияние на центровку самолёта;
| - максимальная пожарная безопасность.
| Заправка топлива в баки производится либо самотёком через заправочные гор-
| ловины, либо централизованно через клапан под давлением 3¸5кгс/см2. На некото-
|
рых типах самолётов могут применяться подвесные топливные баки (которые в
| боевой обстановке могут быть сброшены), а также система дозаправки в воздухе.
| В аварийной ситуации в полёте топливо может быть быстро слито.
|
4 ВОПРОС «ЗАЩИТНЫЕ СИСТЕМЫ САМОЛЁТА»
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Обледенение самолёта происходит при полётах в зоне переохлаждённого
| влажного воздуха при температурах ниже нуля. Ледяные наросты особенно опасны
| на крыле и хвостовом оперении, поскольку изменяют аэродинамические характерис-
| тики самолёта. Обледенение стекла кабины приводит к потере видимости. Обледе-
| нение сетки воздухозаборников приводит к остановке двигателей.
| Противообледенительные устройства, применяемые на самолётах, разделя-
| ются на жидкостные, электротепловые, воздухотепловые и механические.
| Жидкостные противообледенители путём разбрызгивания спирта по лобово-
| му стеклу кабины способствуют скалыванию льда.
| Электротепловые противообледенители представляют собой специальные
| ленты, через которые пропускается электроток, и применяются на остеклениях
| кабин и лопастях винтов.
| Воздухотепловые противообледенители используют горячий воздух от ком-
| прессора двигателя для нагрева мест наиболее вероятного обледенения (передних
| кромок крыла и хвостового оперения).
| Механические противообледенители представляют собой механические про-
| текторы с камерами, которые поочерёдно сообщаются с компрессором и, надува-
| ясь, скалывают лёд.
| ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА
Предназначена для предотвращения и тушения пожара. С этой целью приме-
| няют следующие меры:
| - устанавливают противопожарные перегородки между топливными баками;
| - в топливной системе устанавливают перекрывные краны;
| - на боевых самолётах для предотвращения взрыва топлива при попадании снаряда
| топливные баки заполнены пенополиуретаном, а также наддуваются нейтраль-
| ным газом (азотом);
| - в кабинах многоместных самолётов размещают ручные огнетушители;
| - используют автоматические противопожарные системы для тушения пожаров
| в двигателях, в отсеках самолётных агрегатов и топливных баках.
|
5 ВОПРОС «СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ»
ВИДЫ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ НА БОРТУ САМОЛЁТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ:
№ п/п
| Вид электроэнергии
| Источник
| U на выходе источника
| U на клеммах потребителей
| основной
| резервный
| 1.
| Постоянный ток низкого напряжения
| Генератор постоянного тока
| Аккумулятор
| 28,5 В
| 27 В
| 2.
| Переменный ток однофазного напряжения
| Генератор переменного тока
| Преобразо-ватель
| 120 В
400 Гц
| 115 В
400 Гц
| 3.
| Переменный ток трёхфазного напряжения
| Генератор переменного тока
| Преобразо-ватель
| 208 В
400 Гц
| 200 В
400 Гц
| 4.
| Переменный ток трёхфазного напряжения
| Генератор переменного тока
| Преобразо-ватель
| 36 В
400 Гц
| 36 В
400 Гц
|
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СЭС В ПОЛЁТЕ
Признаки отказа СЭС в полёте:
1.
| Загорание соответствующего табло (Например ”ГЕНЕРАТОР ВЫКЛЮЧЕН”);
| 2.
| Срабатывание соответствующего речевого сообщения (Напр. “ЭЛЕКТРО-
| | СНАБЖЕНИЕ ПРОВЕРИТЬ”);
| 3.
| Изменение показаний контрольных приборов;
| 4.
| Автоматическое отключение мощных потребителей электроэнергии.
|
Действия экипажа при отказах СЭС:
1.
| Выключить электропотребители, без которых можно завершить полёт;
| 2.
| Произвести расчёт на посадку за минимальное время, т. к. продолжительность
| | использования резервного источника в полёте составляет 15 минут;
| 3.
| Принять меры, исключающие останов двигателей вследствие снижения произво-
| | дительности топливных насосов (установить крейсерский режим работы дви-
| | гателей (обороты 70%), снизиться на минимальную высоту);
| 4.
| При заходе на посадку учитывать, что могут не выпуститься шасси и не срабо-
| | тать тормоза.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту:
|