Предназначен для контроля за перепадом давления (разностью между давлени-
ем в кабине лётчика и атмосферным давлением на высоте полёта), а также для
контроля за абсолютным давлением в кабине (условной высотой в ней).
Внутрь корпуса прибора подаётся
давление из кабины. Деформация ане-
роидной коробки перемещает стрел-
ку указателя высоты в кабине. Сте-
пень деформации манометрической
коробки зависит как от давления в
кабине, так и от статического дав-
ления за бортом. Приводимая в дви-
жение стрелка указывает перепад
давлений (высот).
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АМП
Перед полётом при помощи кремальеры необходимо установить стрелку высо-
томера на нулевую отметку. При этом показания по барометрической шкале долж-
ны соответствовать атмосферному давлению аэродрома вылета в данный момент.
Если показания давления на высотомере расходятся с фактическим давлением на
аэродроме более, чем на 2 мм рт ст, то выполнять полёт запрещается. После взлё-
та и набора высоты эшелона необходимо установить абсолютное давление (760 мм
рт ст). Перед посадкой на другой аэродром необходимо запросить и установить
давление этого аэродрома.
При полётах в СМУ необходимо включать обогрев ПВД.
Признаками отказов АМП в полёте являются несоответствие показаний высо-
томера, КУС, вариометра режиму полёта. При этом необходимо проверить, вклю-
чён ли обогрев ПВД, а также пользоваться другими навигационными и пилотажны-
ми приборами (радиовысотомером, доплеровским измерителем скорости и др.).
ВОПРОС «ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ ПИЛОТАЖНЫЕ И НАВИГАЦИОННЫЕ
ПРИБОРЫ»
ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:
1) Задание опорных направлений в пространстве и измерение отклонений самолёта
от них (по курсу y, крену g и тангажу q);
2) Определение угловых скоростей движения самолёта;
3) Стабилизация в пространстве различных устройств (аэрофотоаппаратов, ан-
тенн бортовых РЛС, прицелов и т.п.).
ГИРОСКОП -
Это быстро вращающийся ротор (Р), у которого центр тяжести ле-
жит на главной оси вращения (Z). Сам ротор помещён в специальном кардановом
подвесе, состоящем из одной или двух рамок. Если рамка одна – это 2х степенной
гироскоп, если рамок две – 3х степенной.
СВОЙСТВА ГИРОСКОПОВ:
2-х степенного:
3-х степенного:
Если вращать его вокруг оси Y, то он
При воздействии на него внешних враща-
станет поворачиваться вокруг оси X.
тельных сил его главная ось (Z) сохраняет
На этом свойстве построены само-
неизменным своё положение в инерциаль-
лётные указатели направления разво-
ном пространстве. На этом свойстве по-
рота и угловой скорости вращения.
строены самолётные гирополукомпас и
авиагоризонт, позволяющие отсчитывать
углы поворота самолёта в пространстве.
АВИАГОРИЗОНТ (АГ)
ПРЕДНАЗНАЧЕН:
для индикации положения самолёта относительно горизонта и для
определения наличия и направления скольжения. Также АГ используется для стаби-
лизации по крену и тангажу ряда бортовых устройств.
АГ состоит из гиродатчика, следящей системы, системы вертикальной кор-
рекции и указателя скольжения. Гиродатчик представляет собой 3х степенной ги-
роскоп с вертикально расположенной главной осью. Система вертикальной коррек-
ции (маятникового типа) удерживает главную ось по линии местной вертикали.
Следящая система вырабатывает для внешних потребителей электрические сигна-
лы, пропорциональные углам крена и тангажа.
Крен индицируется поворотом силуэ-
та самолёта относительно шкалы крена
по принципу «с земли на самолёт». От-
счёт углов тангажа производится по
двухцветной шкале, нанесённой на цилин-
дрической картушке. Граница между цве-
тами соответствует линии искусствен-
ного горизонта.
Для установки главной оси в вертикаль-
ное положение перед запуском гироскопа
служит кнопка арретирования.
Для регулировки положения линии гори-
зонта в установившемся полёте служит центровочная кремальера
Электропитание АГ осуществляется от аварийного источника.
Наличие и направление скольжения
самолёта на левое или правое полукры-
ло регистрируется маятниковым ука-
зателем скольжения, представляю-
У к а з а т е л ь с к о л ь ж е н и я
а) горизонтальный полёт без скольжения;
б) вираж без скольжения (координированный разворот);
в) вираж со скольжением на левое полукрыло
щим собой заполненную толуолом сте-
клянную трубку определённой кривиз-
ны с шариком внутри.
Для выполнения правильного виража (координированного разворота) лётчик, из-
меняя крен или воздействуя на рули направления, пилотирует самолёт так, чтобы
шарик удерживался между рисками.
ГИРОПОЛУКОМПАС (ГПК)
ПРЕДНАЗНАЧЕН:
для измерения угла отклонения самолёта от заданного направления
полёта (угла рыскания) и выдачи сигнала, пропорционального этому углу, на указа-
тель, в автопилот и другим потребителям, а также для обеспечения полёта по ор-
тодромии (кратчайшему расстоянию между 2мя точками на земной поверхности).
Основу ГПК составляет 3-х степенной ги-
роскоп с осью наружной рамы, параллельной
нормальной оси Y, и с главной осью, параллель-
ной поперечной оси Z самолёта.
С наружной осью связан указатель индика-
тора. На шкале имеется метка заданного на-
правления полёта, перемещаемая вручную.
Положение указателя относительно метки
является мерой отклонения от заданного на-
правления полёта.
В отличие от магнитного компаса 3-х сте-
пенной гироскоп не обладает способностью
устанавливаться в направлении меридиана
(т.к. его главная ось сохраняет неизменным то
положение в инерциальном пространстве, ка-
кое она имела к окончанию разгона ротора), поэтому этот гироагрегат называется
гирополукомпасом (ГПК).
ГПК применяют как самостоятельные курсовые приборы или используют в ка-