Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактические нормативы построения учебной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Анализ существующих учебных программ и учебников по курсу.




При организации изучения учебного предмета ОБЖ, выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

ѕ Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса;

ѕ Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ;

ѕ Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ;

ѕ стандарт основного общего образования по ОБЖ;

ѕ стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;

ѕ стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне;

ѕ примерные программы по ОБЖ для основного общего образования

В основе концепции программы И.К. Топорова лежит идея создания интегративного школьного курса как составной части человековедения – науки о человеке. Программа Министерства Обороны РФ нацеливает учащихся на получение знаний об обороне государства и овладение элементами военной подготовки. Программа Бубнова В.Г. предполагает получение учащимися знаний о чрезвычайных ситуациях, которые возникают в повседневной жизни и овладение ими основами первой медицинской помощи, позволяющими сохранить жизнь пострадавшим людям. В основе концепции Сюнькова В.Я. лежит понятие системы «Природа-Человек-Общество» (т.н. ПчелО), определяющей «перспективы существования жизни на земле, включая самого человека в современных реалиях ее развития».

Однако если серьезно вдуматься в смысл этих концепций, то можно прийти к выводу, что все они нацелены на приобретение учащимися знаний и навыков о том, как действовать в той или иной типичной ситуации типичному человеку, на воспитание и формирование «усредненного» человека, «не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных ситуаций». Где-то это уже было, ах да, в религии. Однако жизнь многообразна в своих проявлениях, и люди у нас разные. Конечно, за всю историю человечество накопило огромные знания о чрезвычайных ситуациях, но, повторюсь, жизнь многообразна в своих проявлениях и любая чрезвычайная ситуация не повторяется с точностью до мельчайших деталей. При этом в каждой ситуации люди в силу своего характера, привычек, национальных особенностей ведут себя по-разному. А на то чтобы человеку принять правильное решение, от которого зависит жизнь и безопасность не только его, но и окружающих его людей, иногда отводятся доли секунды. Это Вам не как в известной игре: «нажмите на кнопку, если загорится красный свет, – Вы убиты, если зеленый – можете двигаться дальше». Кроме того, каждый человек в основе своей – личность, которая должна самоутвердиться, и стремление поставить личности жесткие рамки, ограничивающие ее свободу, наоборот, приводит либо к тому, что человек становится никем, не способным на какие-либо действия и поступки, а, по сути, потенциальной жертвой, либо из человека как раз и формируется «носитель или источник возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций».

На наш взгляд концепцией преподавания курса ОБЖ в школе должно стать понимание учащимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости – действовать». И тогда отпадут многие ненужные, на наш взгляд разделы и темы и, наоборот, появятся новые, знание которых необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Так, если Министерство Обороны считает, что в курс ОБЖ необходимо внести вопросы военной службы, то и давайте относиться к военной службе соответствующим образом, – предвидеть эту опасность, по возможности избегать ее и т.д. Ну а если оно серьезно относится к курсу ОБЖ, то, наверное, должно внести в изучении курса разделы о том, как противостоять армейской «дедовщине» и произволу начальников в офицерских погонах в мирное время, да как обезопасить себя во время боевых действий (умение обращаться с оружием, занимать позицию для стрельбы, окапываться и т.п.), а не заниматься в рамках часов, отведенных на курс, изучением вопросов размещения военнослужащих, обязанностей дневального и дежурного по роте и т.п.

В Законе «Об образовании», принятом Государственной Думой 12 июля 1995 года и одобренном Советом Федерации 5 января 1996 года, в статье 14 «Общие требования к содержанию образования, п. 7 записано: «Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства". В связи с этим у меня возникает законный вопрос: на каком основании в существующие программы, учебники и учебные пособия внесены разделы, посвященные изучению вопросов военной подготовки и на них выделено определенное количество часов из бюджета школьного времени, на чьи средства и чьими силами осуществляется изучение этих вопросов в общеобразовательных учреждениях страны? Есть Закон «Об образовании» и только Государственная Дума, с одобрения Совета Федерации может внести в него изменения. Может быть, пора привести в соответствие с законом и содержание некоторых учебных программ, учебников и учебных пособий и тематику проводимых занятий по ОБЖ, как это делается, например, в настоящее время с Конституциями и законодательством некоторых субъектов Российской Федерации? Нам говорят, что учащиеся перегружены занятиями. Но, быть может, следует идти не по пути увеличения продолжительности срока обучения до 12 лет, как это намечается сделать в нашей стране, а по пути пересмотра школьных учебных программ, ревизии учебников и учебных пособий и тематики проводимых занятий?

Например, изучение вопросов военной службы вполне может быть вынесено в отдельный курс, как это было до распада СССР и изучаться в этом курсе должны, прежде всего, вопросы, связанные с обеспечением безопасности военнослужащих, как в мирное время, так и в ходе боевых действий. Зачем, к примеру, нужно поголовное изучение в школе таких вопросов, как: сколько краников или писсуаров должно быть в казарме, или зачем нужны знания общевоинских уставов, например, обязанностей дежурного по роте? Для общей эрудиции? Поверьте моему профессиональному опыту, а я прослужил в армии более 22-х лет от рядового до подполковника, знания о количестве кубометров воздуха, положенных по Уставу на одного военнослужащего или знания о том, как должны стоять кровати в казарме, может быть, кому-то и интересны, но на практике, во-первых, эти требования очень часто не соблюдаются, а, во-вторых, вряд ли чем-нибудь могут помочь в экстремальных ситуациях. А вот вопросов, напрямую связанных с чрезвычайными ситуациями, будь то военные учения, авария на вооружении и военной технике в мирное время или же умение выживать в ходе боевых действий, в разделах, посвященных вопросам военной службы в существующих программах, учебниках и учебных пособиях по ОБЖ, как раз и нет. Нет в них разделов и тем, посвященных вопросам совершенствования мыслительной деятельности, развития памяти, внимания и т.п., то есть всего того, что способствует принятию правильных решений человеку, находящемуся в экстремальной ситуации.

После определения концепции преподавания курса ОБЖ в школе, естественно определить и цель изучения этого курса. Обратимся опять к существующим программам по курсу ОБЖ. Так в программе по ОБЖ 1994 года записано, что «в силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение учащимися знаний,умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности, в том числе к военной службе». В программе по ОБЖ 1997 года отмечается, что «основной задачей подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты».

(Извлечение из «Разработки образовательных стандартов Петербургской школы», 1995 г., Центр педагогической информации)

Каждый учебный предмет многофункционален, имеет многоцелевое назначение, но в каждом учебном предмете есть ведущая функция, та основная цель, ради которой он введен в учебный план. Ведущая функция учебного предмета предполагает обозначение его ведущего компонента.

В учебных предметах ведущими компонентами могут выступать:

ü предметные научные знания (физика, химия, биология, география, история,
астрономия);

ü способы деятельности (иностранный язык, черчение, физкультура, технология);

ü определенное, например, образное видение мира (изобразительное искусство, музыка).

Есть предметы, в которых ведущими оказываются несколько компонентов (математика, литература, родной язык).

Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущий компонент содержания: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно также отразить цели усвоения вспомогательных знаний и умений (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных, предметных), поскольку они - необходимые условия усвоения основных знаний. И, наконец, еще одну группу целей составляют те, с помощью которых характеризуется развивающий и воспитывающий потенциал процесса обучения.

Образовательная программа разных ступеней обучения в конкретной школе может включать несколько вариантов учебной программы по данному предмету, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. Разработчики учебной программы должны четко осознавать, составной частью какой образовательной программы она является:

ü базовой образовательной программы;

ü образовательной программы углубленного изучения отдельных предметов и образовательных областей;

ü образовательной программы повышенного уровня;

ü образовательной программы для одаренных детей;

ü образовательной программы для больных детей (реабилитационная).

Учебная программа – документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по предмету, логику построения курса, принципы выбора технологии обучения и методов контроля достигнутого уровня образованности.

Суть разработки программы – в системном описании совокупности информации, определяющей полностью и однозначно состав процесса обучения в соответствии с заданными целями и функциями образования, воспитания и развития.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» разработка и утверждение учебных программ, как и образовательных, относится к компетенции образовательного учреждения.

Ниже приводятся некоторые основные требования, которых следует придерживаться при составлении учебных (рабочих) программ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...