Требования к построению учебника «Основы безопасности жизнедеятельности».
Самым важным и наиболее распространенным средством обучения в школе является учебник. Учебник - учебная книга, содержащая систематическое изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, и официально утвержденная в качестве учебника. Учебник играет главную роль в обучении ОБЖ, связан со всеми другими учебно-наглядными пособиями и оказывает большое влияние на содержание и построение всех средств обучения. Являясь центральным связующим звеном системы изучения ОБЖ, учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, в нем определены их глубина и объем, а также содержание умений и навыков. В настоящее время к учебнику ОБЖ предъявляются следующие требования: 1. Информация, передаваемая с помощью учебника должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию науки БЖД. 2. Научный материал в учебнике должен развертываться с учетом таких принципов дидактики, как систематичность, последовательность, наглядность, сознательность, связь с практикой. 3. Учебник должен формировать достаточно детализированное и в тоже время условное представление о безопасности жизнедеятельности. 4. В учебнике должно быть использовано проблемное изложение материала, соблюдено оптимальное соотношение между научностью и доступностью. 5. В учебнике должен быть сбалансирован теоретический и практический материал, показано, как полученные знания могут быть использованы на практике. 6. Изложение и организация методического материала учебника должно иметь личностно-ориентированный характер. 7. Содержание, объем и глубина заложенной в учебнике информации должны соответствовать содержанию программы.
8. Учебник должен определять систему и объем знаний, подлежащих обязательному усвоению обучающимися, а также содержать систему заданий и упражнений, обеспечивающих формирование у учащихся необходимые умения и навыки. 9. Знания в учебнике должны быть представлены в определенной логической системе, удовлетворяющей принципам преемственности и последовательности. 10. Для осуществления принципа систематичности обучения необходимо изложение в учебнике научных фактов, гипотез, теорий в определенной логической системе, определения с помощью учебника обоснованной последовательности овладения умениями и навыками. 11. Учебник должен соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовка обучающихся. 12. Учебник должен быть доступен для обучающегося конкретного возраста, соответствовать достигнутому уровню знаний, умений и навыков, сформированных у обучающегося к моменту использования учебника. 13. Учебник должен быть пригоден к применению современных методов и организационных форм обучения. 14. При создании и компоновке различного материала учебника следует выделить следующие подходы: ѕ коммуникативность, позволяющую организовать диалог обучающегося с книгой; ѕ комплиментарность, т. е. возможность дополнительной поддержки учебника средствами обучения; ѕ моделирование, т.е. построение модели как средства получения необходимого знания об изучаемом объекте или явлении; ѕ автономность, позволяющую рассматривать учебник как автономную систему. 15. Структурными компонентами учебника должны быть текст (основной, дополнительный, пояснительный) и внетекстовые компоненты (иллюстративный материал, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки). 16. Текст учебника должен быть написан понятным языком с учетом детской психологии. 17. В учебнике кроме основного текста следует использовать аппарат ориентировки, который должен содержать: оглавление, сигналы-символы, справочные материалы, алфавитный, именной и тематический указатели, памятки, пояснения, комментарии, указания, планы, подписи к иллюстрациям.
18. В учебнике следует использовать аппарат организации усвоения, который должен содержать названия глав, параграфов, выводы, вопросы и задания после параграфа. 19. В учебнике должны приводиться задания, материалы и инструкции для самостоятельных работ и практических занятий, для наблюдений и опытов, задачи и вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи, упражнения для закрепления знаний и навыков: это ѕ Контрольные задания по темам; ѕ Проверочные задания для воспроизведения текущего изучаемого материала; ѕ Задания творческого характера на применение новых знаний; ѕ Задания для наблюдения; ѕ Задания для проведения практических и лабораторных работ; ѕ Задания разного уровня трудности; ѕ Задания и ссылки на ранее изученный материал, а также компоненты, направленные на установление внутри- и межпредметных связей. 20. При подборе иллюстративного материала учебника следует выделить следующие подходы: ѕ информационно-содержательный; ѕ структурно-компонентный; ѕ преемственность, предусматривающую подбор иллюстраций, их форму и качество в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся; ѕ композиционный, определяющий наиболее совершенные формы предъявления информации. 21. При необходимости в учебнике используют приложения. К ним предъявляются требования, аналогичные требованиям к самому учебнику. Самым важным и наиболее распространенным средством обучения в школе является учебник. Учебник - учебная книга, содержащая систематическое изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, и официально утвержденная в качестве учебника. Учебник играет главную роль в обучении ОБЖ, связан со всеми другими учебно-наглядными пособиями и оказывает большое влияние на содержание и построение всех средств обучения. Являясь центральным связующим звеном системы изучения ОБЖ, учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, в нем определены их глубина и объем, а также содержание умений и навыков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|