Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к построению учебника «Основы безопасности жизнедеятельности».




Самым важным и наиболее распространенным средством обучения в школе является учебник. Учебник - учебная книга, содержащая систематическое изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, и официально утвержденная в качестве учебника.

Учебник играет главную роль в обучении ОБЖ, связан со всеми другими учебно-наглядными пособиями и оказывает большое влияние на содержание и построение всех средств обучения. Являясь центральным связующим звеном системы изучения ОБЖ, учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, в нем определены их глубина и объем, а также содержание умений и навыков.

В настоящее время к учебнику ОБЖ предъявляются следующие требования:

1. Информация, передаваемая с помощью учебника должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию науки БЖД.

2. Научный материал в учебнике должен развертываться с учетом таких принципов дидактики, как систематичность, последовательность, наглядность, сознательность, связь с практикой.

3. Учебник должен формировать достаточно детализированное и в тоже время условное представление о безопасности жизнедеятельности.

4. В учебнике должно быть использовано проблемное изложение материала, соблюдено оптимальное соотношение между научностью и доступностью.

5. В учебнике должен быть сбалансирован теоретический и практический материал, показано, как полученные знания могут быть использованы на практике.

6. Изложение и организация методического материала учебника должно иметь личностно-ориентированный характер.

7. Содержание, объем и глубина заложенной в учебнике информации должны соответствовать содержанию программы.

8. Учебник должен определять систему и объем знаний, подлежащих обязательному усвоению обучающимися, а также содержать систему заданий и упражнений, обеспечивающих формирование у учащихся необходимые умения и навыки.

9. Знания в учебнике должны быть представлены в определенной логической системе, удовлетворяющей принципам преемственности и последовательности.

10. Для осуществления принципа систематичности обучения необходимо изложение в учебнике научных фактов, гипотез, теорий в определенной логической системе, определения с помощью учебника обоснованной последовательности овладения умениями и навыками.

11. Учебник должен соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовка обучающихся.

12. Учебник должен быть доступен для обучающегося конкретного возраста, соответствовать достигнутому уровню знаний, умений и навыков, сформированных у обучающегося к моменту использования учебника.

13. Учебник должен быть пригоден к применению современных методов и организационных форм обучения.

14. При создании и компоновке различного материала учебника следует выделить следующие подходы:

ѕ коммуникативность, позволяющую организовать диалог обучающегося с книгой;

ѕ комплиментарность, т. е. возможность дополнительной поддержки учебника средствами обучения;

ѕ моделирование, т.е. построение модели как средства получения необходимого знания об изучаемом объекте или явлении;

ѕ автономность, позволяющую рассматривать учебник как автономную систему.

15. Структурными компонентами учебника должны быть текст (основной, дополнительный, пояснительный) и внетекстовые компоненты (иллюстративный материал, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки).

16. Текст учебника должен быть написан понятным языком с учетом детской психологии.

17. В учебнике кроме основного текста следует использовать аппарат ориентировки, который должен содержать: оглавление, сигналы-символы, справочные материалы, алфавитный, именной и тематический указатели, памятки, пояснения, комментарии, указания, планы, подписи к иллюстрациям.

18. В учебнике следует использовать аппарат организации усвоения, который должен содержать названия глав, параграфов, выводы, вопросы и задания после параграфа.

19. В учебнике должны приводиться задания, материалы и инструкции для самостоятельных работ и практических занятий, для наблюдений и опытов, задачи и вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи, упражнения для закрепления знаний и навыков: это

ѕ Контрольные задания по темам;

ѕ Проверочные задания для воспроизведения текущего изучаемого материала;

ѕ Задания творческого характера на применение новых знаний;

ѕ Задания для наблюдения;

ѕ Задания для проведения практических и лабораторных работ;

ѕ Задания разного уровня трудности;

ѕ Задания и ссылки на ранее изученный материал, а также компоненты, направленные на установление внутри- и межпредметных связей.

20. При подборе иллюстративного материала учебника следует выделить следующие подходы:

ѕ информационно-содержательный;

ѕ структурно-компонентный;

ѕ преемственность, предусматривающую подбор иллюстраций, их форму и качество в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся;

ѕ композиционный, определяющий наиболее совершенные формы предъявления информации.

21. При необходимости в учебнике используют приложения. К ним предъявляются требования, аналогичные требованиям к самому учебнику.

Самым важным и наиболее распространенным средством обучения в школе является учебник. Учебник - учебная книга, содержащая систематическое изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, и официально утвержденная в качестве учебника.

Учебник играет главную роль в обучении ОБЖ, связан со всеми другими учебно-наглядными пособиями и оказывает большое влияние на содержание и построение всех средств обучения. Являясь центральным связующим звеном системы изучения ОБЖ, учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, в нем определены их глубина и объем, а также содержание умений и навыков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...