Обязательный минимум содержания учебников для 10-11 классов по курсу «ОБЖ».
Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования определяется в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по ОБЖ и должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности. Минимальное содержание общего образования ориентирует на количество времени, которое необходимо выделить на изучение вопросов безопасности жизнедеятельности в начальной, основной и средней (полной) общеобразовательной школе, является основанием для разработки примерных и авторских программ, учебников и методических пособий, материалов итоговой аттестации выпускников, программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Оно предусматривает три уровня обучения: а) первый уровень (1-4 классы) - безопасность школьника; б) второй уровень (5-9 классы) - безопасность личности; в) третий уровень (10-11 классы) - безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Преподавание основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности. В соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ на этом уровне более детальному изучению подлежат следующие образовательные направления: ѕ основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека); ѕ безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, безопасность при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков);
ѕ безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера; ѕ пожарная безопасность и правила поведения при пожаре; ѕ основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; ѕ мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; ѕ государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан; ѕ правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения; ѕ вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, Вооруженные силы России в структуре государственных институтов); ѕ военно-историческая подготовка (военные реформы в истории Российского государства, дни воинской славы в истории России); ѕ военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина); ѕ государственная и военная символика Вооруженных сил Российской Федерации (символика Вооруженных сил Российской Федерации, ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации).
Следует заметить, что любая программа – это информационная модель вполне определенного опыта человеческой продуктивной и педагогической деятельности. Причем модель эта не полная и не подробная, а укрупненная, эскизная, в которой основные разделы и темы изучаемого курса лишь названы, но их содержание не раскрыто. Последнее – задача учебников и учебных пособий, являющихся полными информационными моделями педагогических систем. Анализ содержания существующих до настоящего времени учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ (Топорова И.К., Сюнькова В.Я. и др.) показал, что наряду со всеми недостатками, присущими программам курса, эти учебники и учебные пособия характеризуются следующим.
Во-первых, пишут эти учебники, как выяснилось, в основном, люди, никогда не преподававшие курс ОБЖ ни в школе, ни в вузе. Поэтому по изложению эти учебники ближе к монографиям, где нет распределения материала по разделам, темам и вопросам в соответствии с бюджетом времени, выделенного как в целом на курс, так и на отдельный урок или лекцию. Структура этих учебников произвольная, по ним очень трудно давать задания учащимся. Некоторые темы в этих учебниках описаны весьма подробно (например, такие темы, как “Воинская обязанность граждан и военная служба”, “Устойчивость работы промышленных объектов”), другие же упоминаются лишь вскользь или не упоминаются вообще (например, такие темы, как “Взаимоотношения между людьми”, “Духовное и умственное развитие”, “Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий, во время общественных беспорядков, в случае захвата в качестве заложника”, “Необходимые знания закона” и др.). При этом целесообразность той или иной темы этими авторами не исследовалась. Ряд тем, явно не связанных с концепцией курса, дается как бы “на всякий случай”, “для общего развития” (например, такие темы, как “Запас Вооруженных Сил”, “Оценка устойчивости работы промышленных объектов” и т.п.). При изложении материала больше внимания отводится тому, что надо делать в тех или иных чрезвычайных ситуациях и очень мало говорится о том, как это делать. Избыточная информация делает материал этих учебников трудно усваиваемым и неинтересным для учащихся. В связи с этим автор статьи разработал собственную программу и учебник по курсу ОБЖ, которые он апробировал в 1998 – 1999 учебном году в школе № 320 с лицейскими классами. Структурно учебник, посвященный основам безопасности жизнедеятельности, состоит из семи разделов. Первый раздел посвящен совершенствованию и поддержанию здоровья. В нем рассматриваются вопросы физического совершенствования, закаливания, проведения массажа, питания, здорового образа жизни.
Во втором разделе основное внимание уделено духовному и умственному развитию. В нем содержится материал по самовнушению, воспитанию силы воли, управлению эмоциями, отношению к ошибкам и неудачам, умению добиваться своей цели, самоорганизации и образу жизни, развитию умственных и творческих способностей, совершенствованию памяти, овладению скорочтением, развитию ораторских способностей. В третьем разделе рассматриваются вопросы взаимоотношений между людьми. Здесь Вы в краткой форме найдете ответы на вопросы о том, как вести, себя дома, в семье, за столом, в гостях и на улице, как общаться с другими людьми, в том числе и с лицами противоположного пола, как регулировать конфликты и организовывать взаимоотношения с начальниками и подчиненными. Четвертый раздел целиком посвящен мерам безопасности в повседневной жизни: дома, на улице, в транспорте, при общении с природой и с животными. В пятом разделе рассматриваются вопросы самопомощи и первой помощи при ранениях, травмах, ожогах, несчастных случаях и заболеваниях. В шестом разделе Вы найдете ответы на вопросы о том, как спастись самому и оказать помощь другим в чрезвычайных ситуациях: при стихийных бедствиях, авариях (катастрофах) на транспорте и производственных объектах, неблагоприятной экологической и социальной обстановке, а также в условиях автономного выживания. Седьмой раздел посвящен вопросам самозащиты и защиты граждан от нападения других лиц с применением и без применения специальных средств и оружия, а также вопросам предотвращения нападения, правовым основам самозащиты и изучению законов УК РФ. В учебнике приведены многочисленные высказывания великих людей по тому или иному вопросу, многочисленные исторические примеры. Он хорошо иллюстрирован, содержит список использованной и рекомендуемой литературы, насчитывающий более 100 наименований.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|