Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Делегативная демократия и полиархия




Исторические и логические этапы развития политической науки. Структура политического знания

Подход Г. Алмонда. Периодизация политической науки:

1. 20-40 годы 20 века – Чикагская школа. Использование количественных факторов для анализа социальных явлений.

2. 50-60 годы 20 века – до этого «Никто не принимает политическую науку всерьёз, так как никто не воспринимает её, как науку». Распространение бихевиорализма. Появление политической антропологии.

3. 70-е годы – введение математических методов исследования. Методологический индивидуализм. Индивиды первичны, институты вторичны.

Периодизация:

· Классический до 19 века;

· Институциональный период 19 –начало 20;

· Бихевиоралистский период 20-70 годы20 века;

· Постбихевиоралистский период (последняя четверть 20 века)

Белоус – традиционный (до Макиавелли), классический (до Вебера), неклассический (до Горбачёва и Ланцова), постнеклассический (постмодернизм).

В 1950 г. эксперты ЮНЕСКО выделили четыре важнейших раздела политологии:

1) теория политики и история политических идей;

2) сравнительная политология;

3) политический процесс и политическое поведение;

4) международные отношения (международная политика, международные организации, международное право).

Более прагматический подход к структуре политологии отражён в американском обществоведении. Здесь политология зачастую представляет собой научное обеспечение политики. Так, в работах Г. Лассуэла, С. М. Липсета структура политологии представлена следующими элементами:

1) идеология политических движений и групп;

2) теория принятия политических решений;

3) политическое поведение на выборах;

4) политическое участие граждан в партиях и добровольных объединениях;

5) государствоведение (государство и олигархи, правительство и проблемы администрации).

Для изучения политики как целостного явления, а также в отдельных более или менее частных её проявлениях, структуру политического знания можно представить следующим образом:

1) политическая философия - раздел политологии, оперирующий абстракциями высокого порядка, такими, как: политическое время, политическое пространство, противоречие и конфликт, роль личности в политической истории и т.д., выявляющий общие, особенные и специфические закономерности развития политической жизни различных стран и народов;

2) теория политики - раздел политологии, обобщающий накоп­ленный фактический материал из области политической жизни, выяв­ляющий основные тенденции и закономерности её развития и фор­мирующий понятийно-категориальный аппарат политической науки;

3) политическая психология - раздел политологии, исследую­щий особенности политического участия и политического поведения личности, её инстинкты, навыки, действия в отношениях с властью;

4) политическая социология - раздел политологии, изучаю­щий влияние политики на сознание и поведение личности, соци­альных групп и общностей, а также обратную реакцию на власть и деятельность её политических институтов со стороны гражданского общества в качестве контрпартнера государства.

Делегативная демократия и полиархия

В рамках теории политического плюрализма Р. Даль (совместно с Ч. Линдбломом) предложил

использовать понятие «полиархия» (власть многих) в отличие от «демократии» - «власть всех».

Даль изложил свою концепцию полиархии в работе «Демократия и ее критики» (1989).

Полиархия – политический порядок, при котором гражданские права предоставляются

значительному числу населения, а также существует возможность путем голосования смещать

высших должностных лиц в управлении.

П. опирается на 7 основных институтов, действующих вместе:

1. Контроль над правительственными решениями, касающимися политического курса,

конституционно закреплен за выборными должностями.

2. Выборные должностные лица определяются и мирно смещаются в ходе сравнительно

частых, справедливых и свободных выборов, при которых принуждение ограничено.

3. Практически все взрослое население имеет право голоса.

4. Большая часть взрослого населения также имеет право выступить в качестве кандидатов

на официальные должности.

5. Граждане имеют, гарантируемы права на свободное самовыражение, особенно

политическое, включая критику должностных лиц, деятельности правительства, господствующей

идеологии и пр.

6. Граждане имеют свободный доступ альтернативным источникам информации, не

находящимся под контролем государства или кого-либо другого.

7. Граждане имею эффективно обеспечиваемое право образовывать самостоятельные

ассоциации и вступать в них, включая политические объединения, которые борются за власть

мирными средствами.

Полиархия ассоциируется с обществом, обладающим следующие характеристики:

относительно высокий уровень доходов населения, высокий уровень урбанизации, многообразие

сфер профессиональной деятельности, широкое распространение грамотности, экономика,

ориентированная на национальные и международные рынки. Общество, обладающее этими

чертами – динамическое плюралистическое общество. Такие общества имеют два важных

свойства:

 Рассредоточение власти, влияния, авторитета и контроля, между различными индивидами,

группами и организациями.

 Появления установок и убеждений, подготавливающих почву для развития

демократических идей.

Полиархическая инфраструктура институтов характеризуется следующими принципами:

правление большинства и уважение прав меньшинства, политическое и правовое равенство граждан, легитимизация власти и ее представителей, плюрализм и свобода политической

деятельности.

Новый вид современной демократии описал Г. О’Доннел в своей статье «Делегативная

демократия» (1991) – делегативная (полномочная) демократия. По мнению исследователя

становление демократии не связано с характеристиками предшествующего авторитарного

правления, а зависит от исторических фактов и степени сложности социально-экономических

проблем, наследуемых демократическим правительством. Делегативная демократия не является

пре

Представительной и институализированной, но, несмотря на это, она может быть устойчива.

Когда демократическое правительство приходит к власти появляется возможность

институализировать демократический режим. Но эта возможность может быть реализована только

в том случае если будут созданы демократические институты, которые возможны при наличии

широкой коалиции, пользующейся поддержкой влиятельных лидеров. Эти институты

способствуют решению социально-экономических проблем.

В случае если демократическому правительству не удастся достигнуть успехов в экономике и

социальной сфере оно может потерять поддержку общества, что, в конечном счете, приведет к

возврату к авторитаризму. Наличие демократических институтов не есть гарантия сохранения

демократии, т.к. принципиально чтобы эти институты были центрами принятия решений и

гарантировали открытость политического процесса. Только в этом случае возможен переход к

представительной демократии.

Делегативная демократия основывается на предпосылке, что победа на выборах дает право

победителю управлять страной по своему усмотрению в рамках существующих конституционных

ограничений. Народ вверяет свою судьбу политическому лидеру и ожидает от него заботы. В

таких условиях невозможен плюрализм, он не поддерживается обществом.

Если представительная демократия в идеале основана на равенстве независимых кандидатов,

способных представлять самих себя, то делегативная демократия – все наоборот.

В странах с делегативной демократией существует вертикальная подотчетность – перед

избирателями, лидер непосредственно обращается к народу. При этом исполнительная власть не

отчитывается перед другими институтами: парламентом, судами, это притупляет ответственность

за политику.

Участники политического процесса просчитываю варианты взаимной ответственности за

неправомерные действия, принимая во внимание возможности наказания в рамках существующей

системы. В отличии от авторитарного государства не используется насилие для решения спорных

вопросов, конфликты просто институализируются.

Издержки делегативной демократии заключаются в преобладании исполнительной власти и

слабой роли парламента, который не участвует в ответственности за проводимую политику. Это

приводит к низкой проработанности социально-экономических программ, а в конечном итоге к

падению престижа политических партий и политиков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...