Делегативная демократия и полиархия
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Исторические и логические этапы развития политической науки. Структура политического знания Подход Г. Алмонда. Периодизация политической науки: 1. 20-40 годы 20 века – Чикагская школа. Использование количественных факторов для анализа социальных явлений. 2. 50-60 годы 20 века – до этого «Никто не принимает политическую науку всерьёз, так как никто не воспринимает её, как науку». Распространение бихевиорализма. Появление политической антропологии. 3. 70-е годы – введение математических методов исследования. Методологический индивидуализм. Индивиды первичны, институты вторичны. Периодизация: · Классический до 19 века; · Институциональный период 19 –начало 20; · Бихевиоралистский период 20-70 годы20 века; · Постбихевиоралистский период (последняя четверть 20 века) Белоус – традиционный (до Макиавелли), классический (до Вебера), неклассический (до Горбачёва и Ланцова), постнеклассический (постмодернизм). В 1950 г. эксперты ЮНЕСКО выделили четыре важнейших раздела политологии: 1) теория политики и история политических идей; 2) сравнительная политология; 3) политический процесс и политическое поведение; 4) международные отношения (международная политика, международные организации, международное право). Более прагматический подход к структуре политологии отражён в американском обществоведении. Здесь политология зачастую представляет собой научное обеспечение политики. Так, в работах Г. Лассуэла, С. М. Липсета структура политологии представлена следующими элементами: 1) идеология политических движений и групп; 2) теория принятия политических решений; 3) политическое поведение на выборах; 4) политическое участие граждан в партиях и добровольных объединениях;
5) государствоведение (государство и олигархи, правительство и проблемы администрации). Для изучения политики как целостного явления, а также в отдельных более или менее частных её проявлениях, структуру политического знания можно представить следующим образом: 1) политическая философия - раздел политологии, оперирующий абстракциями высокого порядка, такими, как: политическое время, политическое пространство, противоречие и конфликт, роль личности в политической истории и т.д., выявляющий общие, особенные и специфические закономерности развития политической жизни различных стран и народов; 2) теория политики - раздел политологии, обобщающий накопленный фактический материал из области политической жизни, выявляющий основные тенденции и закономерности её развития и формирующий понятийно-категориальный аппарат политической науки; 3) политическая психология - раздел политологии, исследующий особенности политического участия и политического поведения личности, её инстинкты, навыки, действия в отношениях с властью; 4) политическая социология - раздел политологии, изучающий влияние политики на сознание и поведение личности, социальных групп и общностей, а также обратную реакцию на власть и деятельность её политических институтов со стороны гражданского общества в качестве контрпартнера государства. Делегативная демократия и полиархия В рамках теории политического плюрализма Р. Даль (совместно с Ч. Линдбломом) предложил использовать понятие «полиархия» (власть многих) в отличие от «демократии» - «власть всех». Даль изложил свою концепцию полиархии в работе «Демократия и ее критики» (1989). Полиархия – политический порядок, при котором гражданские права предоставляются значительному числу населения, а также существует возможность путем голосования смещать
высших должностных лиц в управлении. П. опирается на 7 основных институтов, действующих вместе: 1. Контроль над правительственными решениями, касающимися политического курса, конституционно закреплен за выборными должностями. 2. Выборные должностные лица определяются и мирно смещаются в ходе сравнительно частых, справедливых и свободных выборов, при которых принуждение ограничено. 3. Практически все взрослое население имеет право голоса. 4. Большая часть взрослого населения также имеет право выступить в качестве кандидатов на официальные должности. 5. Граждане имеют, гарантируемы права на свободное самовыражение, особенно политическое, включая критику должностных лиц, деятельности правительства, господствующей идеологии и пр. 6. Граждане имеют свободный доступ альтернативным источникам информации, не находящимся под контролем государства или кого-либо другого. 7. Граждане имею эффективно обеспечиваемое право образовывать самостоятельные ассоциации и вступать в них, включая политические объединения, которые борются за власть мирными средствами. Полиархия ассоциируется с обществом, обладающим следующие характеристики: относительно высокий уровень доходов населения, высокий уровень урбанизации, многообразие сфер профессиональной деятельности, широкое распространение грамотности, экономика, ориентированная на национальные и международные рынки. Общество, обладающее этими чертами – динамическое плюралистическое общество. Такие общества имеют два важных свойства: Рассредоточение власти, влияния, авторитета и контроля, между различными индивидами, группами и организациями. Появления установок и убеждений, подготавливающих почву для развития демократических идей. Полиархическая инфраструктура институтов характеризуется следующими принципами: правление большинства и уважение прав меньшинства, политическое и правовое равенство граждан, легитимизация власти и ее представителей, плюрализм и свобода политической деятельности. Новый вид современной демократии описал Г. О’Доннел в своей статье «Делегативная демократия» (1991) – делегативная (полномочная) демократия. По мнению исследователя
становление демократии не связано с характеристиками предшествующего авторитарного правления, а зависит от исторических фактов и степени сложности социально-экономических проблем, наследуемых демократическим правительством. Делегативная демократия не является пре Представительной и институализированной, но, несмотря на это, она может быть устойчива. Когда демократическое правительство приходит к власти появляется возможность институализировать демократический режим. Но эта возможность может быть реализована только в том случае если будут созданы демократические институты, которые возможны при наличии широкой коалиции, пользующейся поддержкой влиятельных лидеров. Эти институты способствуют решению социально-экономических проблем. В случае если демократическому правительству не удастся достигнуть успехов в экономике и социальной сфере оно может потерять поддержку общества, что, в конечном счете, приведет к возврату к авторитаризму. Наличие демократических институтов не есть гарантия сохранения демократии, т.к. принципиально чтобы эти институты были центрами принятия решений и гарантировали открытость политического процесса. Только в этом случае возможен переход к представительной демократии. Делегативная демократия основывается на предпосылке, что победа на выборах дает право победителю управлять страной по своему усмотрению в рамках существующих конституционных ограничений. Народ вверяет свою судьбу политическому лидеру и ожидает от него заботы. В таких условиях невозможен плюрализм, он не поддерживается обществом. Если представительная демократия в идеале основана на равенстве независимых кандидатов, способных представлять самих себя, то делегативная демократия – все наоборот. В странах с делегативной демократией существует вертикальная подотчетность – перед избирателями, лидер непосредственно обращается к народу. При этом исполнительная власть не отчитывается перед другими институтами: парламентом, судами, это притупляет ответственность
за политику. Участники политического процесса просчитываю варианты взаимной ответственности за неправомерные действия, принимая во внимание возможности наказания в рамках существующей системы. В отличии от авторитарного государства не используется насилие для решения спорных вопросов, конфликты просто институализируются. Издержки делегативной демократии заключаются в преобладании исполнительной власти и слабой роли парламента, который не участвует в ответственности за проводимую политику. Это приводит к низкой проработанности социально-экономических программ, а в конечном итоге к падению престижа политических партий и политиков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|