Эволюция подходов к предметному полю политической науки
Термин «политика» происходит от слова полис (polis), буквально означающего «город- государство». Древняя Греция была разделена на множество независимых городов-государств, каждое из которых имело свои органы управления. В свете истории, следовательно, под политикой следует понимать все то, что имеет отношение к делам полиса, буквально — это то, «что касается полиса». Современная форма такого определения — «то, что касается государства». Представления о политике менялись с течением времени. Выделяют следующие этапы становления политики: 1 этап: доминирует «государствоцентристский» подход к пониманию политики. Основной парадигмой выступает теоретическая модель, где государство, возникающее для регулирования и оптимальной организации жизни людей, предстает как носитель верховной власти над ними. Для обоснования необходимости существования государства привлекаются либо мифологические и теологические идеи о божественной воле, либо рассуждения о естественном порядке и рациональном характере государственной организации человеческой жизни. Вся политическая жизнь людей как бы вращается вокруг центра верховной, государственной власти. 2 этап: происходит отделение общества и государства. В центре становится взаимодействие гос-ва и общества. Политика понимается как инструмент поддержания согласия и реализации некоего разумного «общественного договора» во взаимоотношениях государства и гражданского общества. Одностороннее подчинение человека установленной свыше государственной воле сменяется как бы взаимными обязательствами партнеров, когда гражданское общество и его сословия получают «естественное право» оказывать давление, а если надо, то и менять
государственный режим, хотя при этом государство все еще стоит на первом месте по сравнению с гражданином, то есть с человеком. 3 этап: приходит «социоцентристский» подход, где на смену монополии единой верховной и суверенной государственной власти приходят идеи плюрализма, процесса взаимного давления различных социальных групп, делящих власть и влияние. Со становлением системы демократических институтов меняется и сама основная парадигма видения мира политики: от «государственного моноцентризма» к «социальному полицентризму», от единого и неделимого суверенитета государя к участию во власти всех основных групп и слоев граждан, формально отдавая приоритет уже обществу и составляющим его людям, по сравнению с государством и его институтами. 4 этап: обретает значимость «наднациональная» политика, что обусловлено обострением глобальных проблем (экологической, угрозой ядерной катастрофы и опасности мирового терроризма, проблем истощения минеральных ресурсов и др.), вызывающих к жизни различные надгосударственные структуры, межправительственные организации (ЕС, ООН) и международные неправительственные объединения. Особую значимость приобретают движения за эмансипацию личности, что выражается в усилении различных институтов самоуправления, подъеме альтернативных движений (консъюмеристы, феминистки) и т. д.
Основные взгляды на политику: - политика как искусство управления: политика охватывает только те процессы, посредством которых правительство, реагируя на давление общества, осуществляет распределение благ и ценностей или, напротив, прибегает к мерам негативного характера, а под ценностями понимаются такие блага, которые приняты обществом и признаны им в качестве обязательных. Политика здесь ближе всего подходит к англоязычному понятию «policy» - совокупности
официальных решений, которыми орган власти предписывает обществу ту или иную программу или направление деятельности. В таком понимании политика и совершается лишь в кабинетах, законодательных палатах, правительственных ведомствах, а вершат ее очень малые и особые группы людей — политики, чиновники, лоббисты. - политика как публичный процесс: различие между «политическим» и «неполитическим» совпадает с различием между публичной (общественной) и частной сферами жизни. Политику в данной традиции понимают как деятельность государства и других публичных структур. Эта традиция была продолжена Ханной Арендт, которая в работе «Условия человеческого существования» (1958) писала о том, что политика является наиболее важной формой человеческой деятельности, потому что здесь мы имеем дело с отношениями свободных и равных граждан, — она является чем-то таким, что утверждает уникальность каждого человека и дает ему смысл жизни. - политика как компромисс и консенсус: политика рассматривается как способ разрешения конфликтов через компромисс, переговоры, любые иные меры согласительного характера — через все то, что противостоит применению силы или голой власти. Именно эту концепцию имеют в виду, когда говорят, что «политика есть искусство возможного». Политика предстает как цивилизованная и цивилизующая сила, побуждающая граждан к политическому участию. Один из ведущих сторонников этой традиции в наше время – Бернард Крик – в работе «В защиту политики» определяет политику как «такое решение проблемы, при котором выбор осуществляется скорее в пользу согласия и примирения, нежели насилия и принуждения». - политика как власть: политике не отводится какой-либо конкретной сферы, она присутствует во всех областях общественной деятельности. Мы видим ее во всех общественных отношениях, будь то семья, малая группа, компания друзей или нация и глобальное сообщество. Политикой является все то, что связано с производством, распределением и использованием ресурсов для жизнеобеспечения общества, речь же по большей части идет о власти — способности «получить свое» теми или иными, подчас вообще любыми, средствами. В общественной жизни эта традиция
усматривает прежде всего несовпадение и извечный конфликт интересов, но главное — дефицитность ресурсов, проистекающую из того, что человеческие желания и потребности безграничны, а возможности их удовлетворения всегда ограничены. Политика поэтому понимается как соперничество за ограниченные ресурсы, а власть — как главный инструмент в этом соперничестве. Существует несколько взглядов на природу политики: - теологический (источник политики – Божественная воля) - антропологический (источник политики – человеческая природа) - биологический (источник политик – человек – это животное, он обладает агрессивным началом) - психологический (источник политики – психологические свойства человека) - социальный (источник политики имеет общественное происхождение) Субъект политики – тот, кто принимает участие в процессе принятии решений; активно участвующий гражданин. Субъекты могут делиться на группы: социальные, институциональные, функциональные. Объект политики – тот, на кого направлена политика; человек всегда является объектом политики. Функции политики: - выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества; - рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны; - распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом; - управления и руководства общественными процессами; - интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы; - социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества; - обеспечения коммуникации. Концептуальные подходы. - Концепция М. Вебера («Политика как профессия и призвание», 1918) Определяет политику как область общественных отношений по поводу власти. Политика является особым видом человеческой деятельности, представляя собой, с одной стороны,
предприятие, аппарат легитимного господства, а с другой, специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь. Все общество и люди делятся в зависимости от своего места в этом общесоциальном «предприятии» на: 1) «политиков по случаю» (например, все мы, как рядовые избиратели, в нем участвуем); 2) «политиков по совместительству» (партийные активисты, для которых политика еще не составляет главной области деятельности) и 3) «профессиональных политиков» (государственных деятелей и чиновников, освобожденных партийных функционеров и т. д.). Таким образом, по М. Веберу, политика как сфера общественной жизни формируется лишь с возникновением государственно- административного аппарата как «штаба политического предприятия» всего общества, а также с обособлением управленческой деятельности в особую профессию людей, связанную с контролем и распределением власти. - Концепция К. Шмитта («Понятие политического», 1927) Представляет политику как особый тип дихотомического социального отношения «врага- друга». Критерий политического – это выделение противоположного, противоположность приобретает политический смысл в независимости от изначального предназначения. Выделяет всех людей на два класса: друг и враг. В работе он рассматривает различные сферы человеческой жизни, но отдает безусловное господство политической сфере. Народ существует тогда, когда он образует независимую политическую общность, и если он противопоставляет себя другим политическим общностям. «Политическое может извлекать свою силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей; политическое не означает никакой собственной предметной области, но только степень интенсивности, ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными (в этническом или в культурном смысле), хозяйственными или же мотивами иного рода и, в разные периоды они влекут за собой разные соединения и разъединения». - Концепция Р. Дарендорфа («Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», 1959; «Конфликт и свобода», 1971) Формулирует мысль о том, что человек от природы антагонистичен. Антагонизм проистекает из-за экзистенциональной неопределенности политический отношений. Политика существует везде, у нее нет собственной субстанции, она естественная среда человеческого обитания. Сущность политики надо искать в природе человека. Политика как специфическая сфера господства и социального конфликта. Социальный конфликт - это конфликт между ресурсами и
притязания. Люди – носители политических ролей, каждой позиции принадлежит социальная роль, каждая роль носит принудительный характер, в этой системе существуют поощрения и наказания. Политическое господство - это те, кто обладает правами устанавливать санкциями и применять их, и угнетаемые - те, кто не имеет этого влияния. - Концепция Т. Парсонса Рассматривает общество как глобальную систему, совокупность социальных действий всех людей, элементы которой обладают специфическими функциями и статусами. Общественная система состоит из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию: 1) экономика- адаптации к внешней среде; 2) политика - целедостижения; 3) право - интеграции и 4) культура – «латентного» поддержания стереотипов и образцов. Политическая подсистема, таким образом, благодаря своей опоре на власть связана со способностью обеспечивать организацию людей для эффективного коллективного действия с тем, чтобы достигать общих целей. Власть в политике для Т. Парсонса представляет такое же средство обмена и мобилизующий стимул, каким в экономике являются деньги. - Бихевиористский концептуальный подход По мнению классиков бихевиорализма (Ч. Мерриэм, Г. Лассуэлл, Дж. Кэтлин и др.) политика складывается из совокупности политических действий и взаимодействий отдельных индивидов, то есть из суммы векторов индивидуального политического поведения. Индивиды вступают между собой в отношения власти, их индивидуальные установки составляют основу целостной динамики политической жизни, которая поэтому становится совокупным движением «политических атомов», соединяющихся и разъединяющихся, сталкивающихся и борющихся и т. д. Политическая сфера понимается как совокупная политическая активность индивидов, формирующаяся из отдельных действий и взаимодействий. - Коммуникативный концептуальный подход К числу авторов, разрабатывавших еще в 50-60-е гг. взгляд на политику как систему коммуникаций и информационных потоков, можно отнести X. Арендт и К. Дойча. Теоретические построения, рассматривающие политическую сферу как мир коммуникаций и коммуникативных действий, связаны с разработками Ю. Хабермаса. Он отмечает, что политика отражается в системе коммуникативных действий, которые выступают в качестве цепочки опосредований, например, во взаимоотношениях между капитализмом и демократией, когда частная и публичная сферы общества сообщаются через такие механизмы этих каналов опосредования, как деньги и власть. - Концепция Р. Дербе («Писец», 1980) Выстраивает концепцию политики, продолжая коммуникативную модель. Политика это треугольник: государство, СМИ, интеллигенция. Природа любого из трех не может измениться, не переменив два других. Основной элемент политики – интеллигенция; как носитель информации, она выполняют роль государственных писцов. Их задача налаживать отношения, интеллигент как посредник, связывающий людей в обществе. Является умственной деятельностью. - Марксистская концепция Марксизм говорит о политике применительно к двум уровням общества — «надстройке» и «базису». К. Маркс первоначально связывал политику с аппаратом государства: так, в «Коммунистическом манифесте», 1848) он пишет о политической власти как «об организованной власти одного класса для подавления другого». Позже, развивая свою теорию, он отнес политические отношения вместе с правовыми и культурными к «надстройке», возвышающейся над экономическим «базисом» — подлинной основой общества. По Марксу, экономический «базис» и «надстройка» связаны: «надстройка» вырастает из «базиса» и отражает его. Сущность неолиберализма Л. может пониматься как историко-философская доктрина, классовое организованное движение или пол. идеология. Впервые либеральная партия появляется в Испании в 1811 г. (Августин Аргуэльес). Идеология л. оформляется в новоевропейской традиции под воздействием гуманистической традиции, Реформации и складывания буржуазно-рыночных отношений и рационалистической философии Просвещения, получив развитие в буржуазных революциях (Славная революция 1688- го; Американская революция 1775-го; Французская революция 1789-го). Истоками л. стали трактаты Гоббса, Локка, Монтескье, Юма и Руссо, в которых формулировались идеи общественного договора, народного суверенитета, естественных прав человека и разделения властей. Ранний л. противостоял абсолютизму и клерикализму, выдвигая идеи конституционного правления и правового равенства, свободы торговли, что обуславливалось промышленной революцией конца XVIII – XIX вв. Наиболее полное выражение классический л. получил в трудах американских конституционалистов, А. Смита, И. Канта, И. Бентама (и другие утилитаристы), Дж. Милля, Б. Констана, А. де Токвиля и т. д. Все они отстаивали экономическую и политическую свободу и минимальное вмешательство государства в жизнедеятельность индивида и общ. отношения. В сфере политики л. основывается на признании прав человека, разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, свободы выбора видов деятельности индивидом, свободы конкуренции. Все эти идеи составляют содержание концепции правового государства. В экономической области основатели л. требовали отмены регламентации и ограничений со стороны гос. власти, простора для частной инициативы, максимально благоприятных условий для развертывания частного предпринимательства. Среди фундаментальных элементов л. традиционно выделяют индивидуализм (уникальность и самоценность личности как неделимого целого и ее моральное достоинство обуславливают необходимость развития такого общества, где каждый может реализовать свои потенции); свободу личности и изначальное равенство всех людей; автономию индивидуальной воли (И. Кант); существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность и счастье); договорной характер отношений между государством и индивидом; верховенство закона как инструмента социального контроля; ограничение объема и сфер деятельности государства; идея негативной свободы – защита от государственного вмешательства и принуждения; терпимость. Эти идеи в XX в. в неизменном виде отстаивали представители либертарианства/либертализма (Л. Мизес, «Либерализм», 1927; Ф. Хайек, «Дорога к рабству», 1944), считавшие, что любое экономическое планирование в противовес конкуренции приводит к установлению пол. диктатуры. Они отстаивали свободу личности, рыночные отношения и минимальное государство (в дальнейшем эти идеи нашли свое развитие у Р. Нозика в труде «Анархия, государство и утопия», 1974). В России л. исторически был популярен в среде интеллигенции, развиваясь под влиянием западной философии. Ряд либеральных идей был зафиксирован в программных документах декабристских обществ. Резкое различие форм л. зафиксировал Б. Н. Чичерин в работе «Различные виды л.» (1862), где он выделил уличный, оппозиционный и охранительный л., отличающиеся степенью радикализма и приятия правительства. Ярко проявились либеральные традиции в революциях 1905-го и февраля 1917-го. Ключевым вопросом для л. является следующая проблема: каким способом следует вычитать принуждение по отношению к индивиду из его свободы? Эволюция трактовок этого обусловила историческое развитие л. Противоречие между невмешательством и допустимостью гос. поддержки индивида привело к образованию различных течений, стремившихся сочетать ценности л. с другими идеологиями (консерватизмом, социализмом). Почву для такого синтеза давала утилитаристская философия, за приверженность которой л. часто обвиняли в беспринципности. Одной из форм приспособления традиций л. к современным экономическим и политическим условиям стал неолиберализм (близко к социальному л. или либерал-реформизму), возникший в конце XIX в. и получивший развитие в ходе Великой Депрессии (политика кейнсианства). Провозглашая примат согласия и справедливости в общественном устройстве, неол. ориентировался на социальный реформизм (стремление согласовать равенство и свободу); делал акцент на этике и специфическом соц. благе, идея пол. свободы как защитника индивида от обстоятельств, которым он бессилен противостоять. Кроме того, подчеркивалась мировоззренческая нейтральность либеральной политики. Одним из выражений доктрины неолиберализма стали труды Дж. Роулза («Теория справедливости», 1971; «Пол. либерализм», 1993). Он считал, что государству следует поддерживать справедливую структуру общества, не навязывая индивидам некий предпочтительный образ жизни. Распределение доходов и богатств должно способствовать получению преимуществ всеми членами общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|