Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии политических изменений и развития в стабильных и переходных политических системах




Процесс функционирования политической системы имеет циклический характер. Каждый цикл включает следующие фазы и подпроцессы: артикуляцию и агрегацию общественных интересов, формирование персонального состава органов власти в процессе выборов, выбор политических курсов, обновление политических элит; процесс принятия политических решений, реализации государственной политики, воздействия на общество в ходе реализации политики государства; получение результатов деятельности государства и их оценку обществом.

Каждый новый цикл функционирования политической системы демократического типа начинается процессом на «входе» в политическую систему, который своё реальное и наиболее концентрированное проявление получает в процессе функционирования института выборов. Хронологические границы циклов функционирования политической системы — политико-властных процессов — задаются выборами в высшие органы государственной власти.

Изменения в составе политической элиты и правящей группы, в политическом курсе правительства, в состоянии, позициях и влиятельности государственных и общественных акторов политики, произошедшие в результате выборов, а также изменения в системе политических институтов и норм и в политическом режиме как результат государственной политики правящей группы, получившей власть в результате выборов, в своей совокупности характеризуют роль выборов как фактора политико-властного процесса.

Показателем влияния выборов на политико-властные процессы может выступить критерий выполнения электоральным процессом своих системных функций — обеспечения динамизма, адаптации, стабилизации, интеграции, коммуникации и легитимации власти. Показателем роли выборов как фактора политико-властных процессов могут выступать изменения во власти или их отсутствие в результате выборов. То есть то, в какой мере и в каком направлении выборы повлияли на существующее положение вещей в правящей элите, в политическом режиме и в государственной политике.

Так, в стабильных демократиях выборы выполняют свои политико-системные функции комплексно, сбалансированно и взаимосвязанно. Например, устойчивость демократической политической системы обеспечивается через её гибкость, адаптивность к требованиям общества, канализацию и институционализацию конфликтов. Стабильность демократической политической системы во многом обеспечивается за счёт существенной роли выборов в политико-властном процессе.

Результат выборов в стабильных демократиях — это всегда обновление политики, как в том случае, когда к власти приходит оппозиция, так и в том случае, если правящая партия продлевает свой мандат правления на выборах. И в том, и в другом случае выборы способствуют корректировке политического курса правящей элиты, получению политической системой импульсов для развития общества и государства на новом этапе и в новых условиях.

В транзитных обществах выборы выполняют свои системные функции в разной степени: какие-то в большей, какие-то в меньшей. Кроме того, определённую специфику имеет характер выполнения выборами отдельных функций. Например, стабилизация переходной политической системы обеспечивается не столько за счёт её открытости к общественным требованиям, адаптивности и способности канализировать конфликты, сколько за счёт сдерживания политической активности общества, определённой закрытости политической системы ввиду слабости институтов гражданского политического участия, а также ослабления представительной власти в пользу исполнительной. При этом важнейшим механизмом стабилизации политической системы является снижение роли выборов как фактора политико-властных процессов.

В переходной политической системе зачастую главной и практически единственной функцией выборов становится функция легитимации властной элиты, функция сохранения правящей элиты у кормила власти. В транзитных обществах выборы далеко не всегда свободные, справедливые и честные из-за наличия административного и информационного давления на избирателей, кандидатов и партии; неравенства ресурсов претендентов на выборные должности и партий благодаря действиям государства в пользу отдельных участников избирательного процесса; неподкреплённости принципа равенства возможностей кандидатов и партий институциональными механизмами, гарантиями и реальной практикой функционирования судебной системы, средств массовой информации и избирательных комиссий.

Выборы в переходных обществах формально соревновательные, но в реальности эта соревновательность, как правило, является фикцией, поскольку кандидаты и партии, способные составить реальную конкуренцию властным выдвиженцам, не допускаются к выборам под различными предлогами, а в качестве альтернативы избирателям предлагаются кандидаты и партии, реальной альтернативы не представляющие.

На наш взгляд, одним из критериев определения роли выборов в переходном обществе выступает то, в какой мере они обеспечивают реальную политическую, социальную, экономическую и культурную динамику транзитных обществ. Кроме того, в переходных политических системах, в которых на уровне конституций закреплены демократические принципы государственности, а народ признаётся единственным источником власти, выборы остаются главным легитимным механизмом волеизъявления народа по поводу персонального состава правящей элиты и её государственного курса. В связи с этим важным критерием роли выборов в переходной по своему характеру политической системе выступает то, в какой степени выборы обеспечивают реализацию народной воли по поводу персонального состава правящей элиты и в вопросе выбора политического курса.

В соответствии с выделенными нами общими и специфическими критериями роль выборов как фактора политико-властных процессов в переходных обществах может быть: существенной, низкой, несущественной и ограниченной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...