Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании Научно-методического совета




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

Факультет _______________ Экономический ____________________________

 

Кафедра________ Государственное и муниципальное управление _________

УТВЕРЖДАЮ

Зам. председателя

Научно-методического совета,

проректор, д.с.н., профессор

_________________________Ананьева Т.Н.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Дисциплина _ ОПД.В.01а «Цены и тарифная политика» _________________________

для специальности 080504.65 _ Государственное и муниципальное управление ___________

 

Разработчик(и):

Доцент Т.П. Литвинова

Доцент, к.э.н. Е.В. Литвинова

Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры

_ Государственное и муниципальное управление

протокол №___ от «__»_______. 2011_ г.

Зав. кафедрой

д.э.н., профессор В.Ю. Морозов

Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании научно-методической секции

Экономического факультета _

протокол №___ от «__»_______. 2011_ г.

Председатель научно-методической секции

к.э.н., доцент О.В. Каурова

 

Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании Научно-методического совета

протокол №___ от «__»_______. 2011_ г.

Отдел мониторинга методического обеспечения образовательного процесса:

к.с.н. Маковская И.В.

 

 

Москва, 201 1 г.

Оглавление

Введение. 4

Раздел 1. Теоретические основы и методология ценообразования. 5

Тема 1. Понятие, сущность цен. Методология ценообразования. 5

1. Понятие и сущность цены.. 5

2. Функции цен. 8

3. Методология ценообразования. 12

Тема 2. Система и виды цен. Уровень и динамика цен. 13

1. Понятие системы цен. Взаимосвязь и взаимозависимость цен. 13

2. Классификация цен в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. 14

3. Классификация цен в зависимости от условий поставки и продажи. 21

4. Классификация цен по способу установления, фиксации. 23

5. Классификация цен в зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке. 25

6. Уровень цен и динамика цен. 26

Тема 3. Состав и структура цены. Основные элементы цены.. 29

1. Состав и структура цены.. 29

2. Себестоимость в структуре цены.. 30

3. Прибыль в составе цены.. 33

4. Наценки (скидки) посредников в цене товара. 34

5. Прямые и косвенные налоги в составе цены.. 35

Тема 4. Взаимосвязь цен с экономическими категориями. 37

1. Взаимосвязь цен и финансов. 37

2. Валютный курс и цены.. 38

3. Цены и кредитные отношения. 40

4. Налогообложение и цены.. 41

5. Инфляция и цены.. 42

Тема 5. Формирование цен в условиях рынка. Основные факторы, влияющие на уровень и динамику цен 44

1. Понятие и определение рыночного спроса. 45

2. Понятие и определение рыночного предложения. 47

3. Равновесная (рыночная) цена. 48

4. Ценовая эластичность спроса и предложения. 50

5. Основные факторы, влияющие на уровень и динамику цен. 53

Тема 6. Особенности ценообразования на различных типах рынка. 53

1. Определение типа рынка. Характерные черты основных моделей рынка. 54

2. Особенности ценообразования на рынке свободной (чистой или совершенней) конкуренции 56

3. Особенности ценообразования на рынке монополистической конкуренции. 58

4. Особенности ценообразования на рынке олигополистической конкуренции. 59

5. Особенности ценообразования на рынке чистой монополии. 61

Раздел 2 Ценовая политика и стратегия ценообразования государства и предприятия (фирмы). 62

Тема 7. Ценовая политика и стратегия ценообразования государства. 62

2. Понятие и цели ценовой политики государства. 63

2. Цели и направления государственного регулирования цен. 64

3. Административное регулирование ценообразования. 65

4. Экономическое регулирование ценообразования. 67

5. Государственный контроль над ценами и тарифами. 68

Тема 8. Ценовая политика предприятия (фирмы) 71

1. Сущность и основные цели ценовой политики предприятия (фирмы) 71

2. Ценовые стратегии предприятия (фирмы) 74

3. Этапы разработки ценовой стратегии. 77

Тема 9. Этапы процесса ценообразования. Методы ценообразования. 79

1. Этапы процесса ценообразования. 80

2. Выбор цели ценообразования. 80

3. Определение спроса и анализ издержек. 82

4. Анализ цен конкурентов. 84

5. Выбор метода ценообразования. 85

6. Затратные методы ценообразования. 85

Тема 9. Этапы процесса ценообразования. Методы ценообразования (продолжение) 89

1. Параметрические методы ценообразования. 89

2. Методы ценообразования, применяемые фирмой на рынке. 92

3. Установление цен на новый товар. 92

4. Ценообразование в рамках товарной номенклатуры.. 95

5. Установление цен по географическому принципу. 96

6. Установление цен со скидками и зачетами. 97

Тема 9. Этапы процесса ценообразования. Методы ценообразования (продолжение) 98

1. Установление цен, стимулирующих сбыт. 98

2. Установление дискриминационных цен. 99

3. Инициативное изменение цен. 100

4. Реакции потребителей на изменение цен. 102

5. Скидки с цен. 103

Раздел 3. Тарифное ценообразование. 107

Тема 10. Установление тарифов на электрическую и тепловую энергию.. 107

1. Тарифное ценообразование на работы и услуги естественных монополий. 107

2. Особенности установления тарифов на электроэнергию.. 108

3. Расчет оплаты электроэнергии по двухставочному тарифу. 110

4. Ценовая дискриминация в энергетике. 111

5. Распределение затрат между тепловой и электрической энергией. 113

Тема 11. Тарифы и тарифная политика в ЖКХ.. 114

1. Порядок установления и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги 114

2. Плата за наем, содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги. 117

3. Новые направления в системе оплаты жилья и коммунальных услуг. 120

Тема 12. Тарифы на услуги транспорта и связи. 123

1. Понятие и особенности формирования тарифов на транспортные услуги. 123

2. Тарифы на железнодорожные перевозки. 125

3. Тарифы водного транспорта. 126

4. Тарифы автомобильного транспорта. 128

5. Тарифы на услуги связи. 129

Тема 13. Ценообразование на услуги здравоохранения и образования. 131

1. Государственная политика финансирования услуг здравоохранения. 131

2. Методика расчета стоимости медицинских услуг. 133

3. Государственная политика финансирования образовательных услуг. 136

4. Порядок расчета норматива расходов на реализацию государственного стандарта общего образования (основных образовательных программ) 136

5. Формирование цен на платные образовательные услуги. 139

Тема 14. Таможенные пошлины и тарифы.. 140

1. Таможенная политика России. 140

2. Виды таможенных пошлин и тарифов. 143

3. Порядок исчисления таможенных пошлин. 144

Основные термины и определения. 149

Литература. 154

Введение

Цена является одним из основных звеньев рыночной экономики и представляет собой не только гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, но и важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров (продукции), при этом она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики страны.

В конспекте лекций в доступной форме представлен теоретический материал в соответствии с программой дисциплины «Цены и тарифная политика» для студентов специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения

Цель настоящего конспекта лекций: ознакомить студентов с объективной сущностью цены, ее функциями, системой и видами цен. В конспекте лекций освещаются особенности ценообразования на различных типах (моделях) рынков, раскрываются методология, принципы и факторы ценообразования, наиболее эффективные методы проводимой ценовой и тарифной политики государства и предприятия (фирмы), стратегия ценообразования, механизм установления окончательной цены. Представляются важные формы индексной оценки динамики цен Особое внимание уделено тарифам и тарифной политике в отдельных отраслях экономики.

В заключительной части конспекта представлен словарь основных терминов и понятий, применяемых в национальном и международном ценообразовании.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...