Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Теоретические основы и методология ценообразования.




Тема 1. Понятие, сущность цен. Методология ценообразования.

1. Понятие и сущность цены

2. Функции цен

3. Методология ценообразования

 

Понятие и сущность цены

Цена - сложная экономическая категория. В ней сфокусированы практически все экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений.

Ценообразование - наука, изучающая процессы формирования, закономерности движения и использования цен. Предмет науки – теория цен и практика их установления. Модель цены – форма выражения структуры цены, отражающая наиболее существенные особенности конкретных экономических условий.

Большое значение имеет проблема вскрытия природы, сущности цены, ее теоретических основ.

Теория трудовой стоимости (А. Смит, Д.Рикардо, К. Маркс) определяет сущность цены как денежную форму стоимости товара, создаваемой общественно необходимым рабочим временем. По данной теории стоимость товара представляет овеществленный в нем труд товаропроизводителей, а сама стоимость определяется количеством труда, необходимого для его производства. К. Маркс ввел понятие «общественно- необходимые затраты труда (ОНЗТ)», которое он полагал как основной стержень ценообразования, подразумевая под ним затраты, необходимые для изготовления какой-либо потребительной стоимости при общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Производство формирует предложение товаров, рынок, рыночный спрос при такой постановке не играет главную роль. В первом томе «Капитала» К. Маркс рассматривает категории, связанные с ценой в форме абстрактных понятий, позволяющих раскрыть только исходный этап исследования труда и товара. При таком подходе каждый товар имеет значение лишь как средний экземпляр-представитель всей товарной массы, товар «Х», абстрактный товар, цена которого есть денежная форма овеществленного в нем труда.

Но выводы абстрактного мышления нельзя применять к конкретным явлениям. Однофакторная модель цены Маркса - «цена есть денежное выражение стоимости», используемая в ценообразовании социализма, привела к ярко выраженному отрицательному результату, названному «затратным синдромом».

Другим известным подходом в рассматриваемой области является маржинальная теория цены и ценообразования (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас, Е.Бем-Баверк) - Основой методологического аппарата этой теории служит категория полезности, которая определяется как мера предпочтения, отдаваемая потребителем конкретному товару из предлагаемого товарного набора. Базой цены при таком подходе являются не затраты труда на производство товара, а его предельная полезность для покупателя. Размеры такой полезности определяются дополнительным выпуском данного товара в результате увеличения спроса на него.

Кардиналистская концепция, развитая в 70 х годах девятнадцатого столетия У.Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом, предполагает возможность непосредственного измерения полезности путем подсчета субъективных оценок потребителей на товарном рынке, которые при принятии решения о покупке полагаются в основном на анализ собственных психологических ощущений.

В ординалистской концепции, развитой в основном в 1906-1936 годах ХХ го столетия Ф.Эджуортом, В. Парето и др., обосновывается относительное измерение полезности по принципу порядковых шкал с использованием аппарата кривых безразличия. Принцип порядковых шкал означает ранжирование величины полезности в зависимости от положения товаров на условной шкале полезности. Кривые безразличия, введенные Ф. Эджуортом, представляют собой графическую интерпретацию равноценности потребительского выбора между двумя предлагаемыми на рынке товарами, регистрируемую на всем протяжении кривой.

Более поздние исследования выявили непреодолимые трудности в применении ординалистской концепции. При ближнем рассмотрении аппарат кривых безразличия оказывается сугубо абстрактным аналитическим средством, не поддающимся количественной проверке. Невысокое прикладное значение ординалистской концепции ценообразования определяется даже не столько не реалистичностью исходных данных, например, о непрерывности кривых безразличия и полной осведомленности покупателя о состояния дел на рынке, сколько оперированием в основном физическими, а не стоимостными категориями.

С практической точки зрения выгодно отличается концепция выявления предпочтений, выдвинутая в 1948году американским экономистом П. Самуэльсоном. Главным в этой концепции является индивидуальный выбор потребителя, реализуемый посредством наблюдения за процессом продаж. Потребитель в рамках своего бюджета предпочитает конкретный товарный набор из предлагаемых рынком товаров при одинаковых соотношениях цен. Самуэльсон предложил индексную функцию полезности всей массы товарных наборов, определение количественной величины полезности одних товарных наборов по сравнению с другими. Практически все разработки теории предельной полезности отличаются высоким уровнем абстрактности, существенно затрудняющим получение прикладных результатов. Главная особенность теории с точки зрения ценообразования заключается в том, что процесс формирования стоимости и цены переносится из сферы производства в сферу обращения.

Появления неоклассического направления в ценообразовании связано с разработками маржинальной теории цены английским экономистом А. Маршаллом в 90 х годах ХХ го столетия и его последователей Дж. Робинсона. Э. Чемберлена, А. Пигу и др. В ней синтезируются рассматривавшиеся до этого обособленно предложение и спрос. Основная идея Маршалла состояла в обосновании необходимости переноса центра тяжести исследований западных экономистов с дискуссий и абстрактных построений по проблемам стоимости к анализу закономерностей формирования и взаимодействия рыночных категорий спроса и предложения и создания на этой основе, параллельно с теорией стоимости, развернутой теории цены.

Стоимость обнаруживается и измеряется только в процессе обмена, в котором товары через посредство денег приравниваются друг к другу и приобретают форму цены. Цена не может быть независимой от соотношения спроса и предложения, денежного обращения, монополизации рынка и т.д.

Иначе говоря, в основе цены конкретного товара лежит диалектическое единство стоимости (затрат труда) и потребительной стоимости (результатов труда) - это два главных ценообразующих фактора, создающих базу цены. На эту цену влияют и другие факторы, создающие дополнительные отклонения цены от своей базы.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляется в двойственной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

- индикатор, отражающий политику и коньюктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, финансовую ситуацию и т. д.);

- маркетинговый регулятор рынка (с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, оборачиваемость товарных запасов и т. д.).

Функции цен

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены.

1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги, исходя из затрат труда.

2. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:

• научно-технический прогресс;

• экономию затрат ресурсов;

• изменение качества продукции;

• изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене. Большое значение имеет стимулирование ценами научно-технического прогресса. Это выражается в разработке и внедрении новой передовой техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.

Стимулирование оптимальной структуры производства и потребления совершается путем применения ценовых мероприятий. Рационализация структуры производственного потребления осуществляется путем формирования соответствующего уровня и соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции, путем установления одинакового или различного уровня цен в расчете на единицу полезного эффекта и др.

Стимулирование оптимальной структуры личного потребления населения осуществляется за счет дифференциации ставок косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж и др.), а также путем использования различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости изделий, системы договорных цен и т.д.

3. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:

• отраслями экономики;

• различными формами собственности;

• регионами страны;

• фондом накопления и фондом потребления;

• различными социальными группами населения.

Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения.

Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды.

С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителем и потребителем, между отдельными категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении цены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличенные доходы.

4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/сокращением производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим методами одновременно.

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.

Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимости согласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос. Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной функциями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...