Цели: 1. Закреплять умение делать письменные и устные вычисления в соответствии с изученными во 2-м классе алгоритмами сложения и вычитания двузначных чисел, а также осуществлять проверку вычислений на основе знаний о сложении и вычитании как взаимно-обратных действиях.
2. Закреплять умение решать простые и составные задачи на сложение и вычитание, изученные во 2-м классе.
3. Закреплять представления о десятичной системе счисления и десятичной системе мер.
4. Закреплять умение производить вычисления с именованными числами.
5. Закреплять представления о натуральном ряде чисел в пределах 100, развивать умения представлять двузначные числа в виде разрядных слагаемых, сравнивать числа в пределах 100.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I. Актуализация знаний.
1. Организационный момент.
П 1 4 5
2. Проверка домашнего задания.
Обязательно проверяем или выполняем (если не давали на дом)задания № 7 и № 8 на с. 5.
Цель работы: учить детей строить цепочки умозаключений,
выраженных во внешней речи.
а)Задание № 8.
– Расскажите, как вы рассуждали при построении графа либо таблицы истинности-ложности.
(В миске не сметана и не молоко, значит, в миске простокваша. Теперь можно узнать, что налито в кувшин…)
б)Задание № 9.
Цель работы: актуализация знаний о:
– истинных и ложных высказываниях;– признаках (свойствах) прямоугольника;– родовидовом соподчинении понятий «прямоугольник» и «квадрат»;– пропедевтика понятия «прямоугольный треугольник».
Н 1 3
3. Работа с числовым отрезком.
Задание: построить на доске числовой отрезок от 55 до 62,
присчитывая по 1.
– Что можно сделать с этими числами? Какое задание для них
придумать?
Проверка и оценка результата.
4. Задание № 1 на с. 6 (парно-групповая работа).
– Прочитайте и объясните задание. Проверьте результаты.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;
6. преобразовывать информ. из одной формы в другую:
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно форму-лировать цели урока после
предварительного обсуждения;
2. совместно с учителем обнаруживать и формули-ровать учебную проблему;
II. Формулирова-ние темы и целей урока.
Н 1 3 5 1
– Окиньте взглядом разворот учебника.
– Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?
(Решать примеры, задачи, которые уже решали раньше, и
проверять свои решения.)
3. составлять план решения отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
III. Повторение и
закрепление изученного.
Н 1 2 3 1
1. Задания № 2–4.
а)Задание № 2. (2–3 уравнения в парах по вариантам для совместного обсуждения и правильности вычислений.
Проверка у доски по алгоритму поиска неизвестных компонент и точности вычислений.
б)Задание № 3.
–Напомните алгоритм выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, где есть только два арифметических
действия: сложение и вычитание.
Проверка у доски.
в)Задание № 4. (Парно-групповая работа.)
– Давайте вместе определим последовательность работы с заданием.
– Прочитайте высказывания.
– Разбейте их на 2 группы: истинные и ложные.
– Замените ложные высказывания истинными.
Проверка фронтальная или индивидуальная.
– Назовите только истинные высказывания.
– Назовите ложные высказывания.
– На какие высказывания их заменили?
2. Задания № 5, 6, 8, 9.
а)Задание № 5а.
– Вспомните последовательность вычисления значения выражений с именованными числами.
– Всегда ли нужен перевод из одних единиц измерения в другие?
– Обратите внимание на выражение 5в. Что выполнить вначале? (Сначала действия.)
П 2 6 2 1
б)Задание № 6. (Парно-групповая работа.)
Цель работы:
–вспомнить, что бывают задачис несколькими вариантами условия и, следовательно, с несколькими вариантами решения;– вспомнить, что такая задача считается решённой только тогда, когда в решении отражены все возможные варианты;– развивать комбинаторное и пространственное мышление.(Это задача с альтернативным условием. Она имеет два варианта условия, которые разъясняются при выполнении рисунков.)
– Прочитайте задачу. Как вы думаете, почему мнения родителей дяди Фёдора такие разные?
– Всё ли чётко указано в условии? Обсудите это в парах.
– Как представила это мама? А как папа?
– Давайте покажем с помощью рисунков разные варианты условия этой задачи.
– Встречались ли нам задачи, в которых имелось несколько вариантов условия?
– Значит, решение может быть только одно или тоже несколько?
– Объясните, как родители получили такие результаты.
в) Задание № 9.
Цель работы:
– вспомнить, как решаются с помощью направленного графа логические задачи.
План работы:
1. Прочитайте текст.
2. Сопоставьте его с рисунком.
3. Давайте продолжим рисунок на доске, обсудим каждую строку в задаче и отобразим её на доске в виде стрелки на направленном
графе.
(Ответ: наибольшая лохматость у Бобика.)
5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успеш-ности выполнения своей рабо-ты и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых фор-мах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точ-ку зрения и пытаться её обос-новать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения;
4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить
вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отде-лять новое от известного;
выделять главное; составлять план;
5. договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в сов-местном решении проблемы (задачи);
6. учиться уважительно отно-ситься к позиции другого, пытаться договариваться.
Личностные результаты:
1. придерживаться этических норм общения и сотрудни-чества при совместной работе над учебной задачей;
2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
IV. Итог урока.
– Что понравилось на уроке?
– Чему научились?
V. Возможное
домашнее задание.
Задания № 2, 3, 5, 7, 8(вспомнить алгоритм решения комбинаторной задачи на перестановку трёх предметов без повторения).