Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хадис 8. Посуду, которую облизала собака, следует помыть семь раз.




 

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Посуду, которую облизала собака, следует мыть семь раз, и первый раз – землей». Этот хадис передал Муслим, и в одной из его версий также сказано: «Если собака облизала вашу посуду, то ее следует опорожнить, а затем помыть семь раз». А в версии ат-Тирмизи говорится: «...первый или последний раз – землей».

 

Комментарий:

Этот хадис свидетельствует о том, что слюна и рот собаки является нечистыми, из чего следует, что тело собаки также является нечистым. Если же собачья слюна попала на посуду, то ее надлежит помыть семь раз, причем первый раз – песком. Это мнение является наиболее достоверным, потому что опирается на версии аль-Бухари и Муслима. Что же касается версии ат-Тирмизи, то она не свидетельствует о том, что мыть песком можно либо в первый, либо в последний раз, потому что наличие двух вариантов указывает на сомнения у одного из рассказчиков. Существует мнение, что такую посуду желательно мыть семь раз водой и один раз – песком. Также существует мнение, что такую посуду следует мыть всего три раза. Однако эти два мнения не опираются на убедительные доказательства. Следует отметить, что простое попадание нечистот не может быть основанием для того, чтобы мыть посуду семь раз. Это значит, что обсуждаемое нами предписание ниспослано по другой причине. Современные медики связывают столь тщательное мытье посуды, которую облизала собака, с тем, что в кишечнике собаки обитает ленточный червь, длина которого достигает всего 4 мм. При дефекации яйца этого червя выделяются из кишечника собаки и прикрепляются к шерсти вокруг анального отверстия. Когда собака облизывает шерсть, эти яйца попадают ей в рот и смешиваются со слюной. Если человек употребляет пищу из посуды, которую облизала собака, то яйца этого червя попадают ему в желудок, где развиваются и превращаются в личинки, которые пронзают стенку желудка и попадают в кровяное русло. С током крови личинки попадают во внутренние органы и вызывают различные заболевания головного мозга, сердца, легких и других органов. Обнаружить эти яйца медикам удалось только благодаря микроскопам, и их существование во многом объясняет причину этого мудрого шариатского предписания. См. комментарии к книге “Ихкам аль-Ахкам”, т. 1, стр. 27.

 

Хадис 9. Кошки не являются нечистыми, и кошачья слюна не оскверняет воду.

 

Передают, что Кабша бинт Ка‘б ибн Малик рассказывала, что однажды к ней вошел Абу Катада, приходившийся ей свекром. Она налила ему воды для совершения омовения, но тут к воде подошла кошка. Она принялась пить воду, и Абу Катада наклонил сосуд для того, чтобы ей было удобно пить. Он заметил, что Кабша смотрит на него и спросил: «Ты удивлена, племянница?» Она ответила: «Да». Тогда он сообщил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о кошках: «Они не являются нечистыми. Они из тех, кто ходит вокруг вас». Хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи и Ибн Хузейма назвали его достоверным.

 

 

Хадис 10. Для удаления следов мочи достаточно налить ведро воды.

Передают со слов Анаса ибн Малика, что некий бедуин начал мочиться в углу мечети и люди принялись криком прогонять его. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, остановил их, а когда бедуин перестал мочиться, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел вылить туда ведро воды. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

 

Комментарий:

Бедуины – это кочевые жители пустынь. В этом хадисе речь идет о бедуине по имени Зу-ль-Хувейсира аль-Йамани, который был очень грубым человеком. Согласно некоторым источникам, этого бедуина звали аль-Му‘кабир ад-Дубби. Когда он начал мочиться в углу мечети, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил сподвижникам мешать ему, потому что это могло причинить вред его мочеиспускательным путям. А наряду с этим он мог запачкать собственную одежду и другие места в мечети. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 14.

Из этого хадиса следует, что очищать землю от нечистот надлежит водой. Богословы ханифитского толка считают, что солнце и ветер также очищают землю от нечистот. Они опираются на прерванный хадис, в котором говорится: «Земля очищается, когда высыхает». Этот хадис передал ‘Абд ар-Раззак со слов Абу Кулабы. Похожий хадис также передал Ибн Абу Шейба со слов Мухаммада ибн ‘Али аль-Бакира. Однако это мнение не подтверждается достоверными хадисами Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому богословы шафиитского и маликитского толка считают, что очищать землю от нечистот надлежит только водой. Если грунт рыхлый, а именно таким был грунт в мединской мечети времен Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, то достаточно просто вылить воду на нечистое место. Существует мнение, что если грунт твердый, то надлежит вначале вскопать землю, а затем вылить воду на нечистое место. Согласно другому мнению, твердый грунт нужно помыть так, как моют твердые предметы. См. “Субуль ас-Салам”, т. 1, стр. 33-34.

 

Хадис 11. Мертвая саранча и мертвая рыба считаются чистыми.

 

Передают со слов Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нам разрешается [употреблять в пищу] два вида мертвых животных и два вида крови: мертвую саранчу и мертвую рыбу, а также кровь печени и селезенки». Этот слабый хадис передали Ахмад и Ибн Маджа.

 

Комментарий:

Приведя этот хадис в главе о воде, автор подчеркнул, что если рыба или саранча умрет в воде, то вода не становится нечистой, независимо от ее объема. Одним из рассказчиков этого хадиса был ‘Абд ар-Рахман ибн Зейд ибн Аслам, хадисы которого имам Ахмад не принимал во внимание. Абу Зур‘а и Абу Хатим справедливо отметили, что этот хадис является прерванным. Аль-Бейхаки сказал, что сыновья Зейда ибн Аслама ‘Абдуллах, ‘Абд ар-Рахман и Усама приписали эти слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Йахйа ибн Ма‘ин считал всех сыновей Зейда ибн Аслама слабыми рассказчиками, хотя имам Ахмад считал, что ‘Абдуллах заслуживает доверия. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 14.

Этот хадис имеет юридическую силу, потому что является высказыванием сподвижника Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Он не противоречит кораническому аяту: «Вам запрещено есть мертвечину, кровь…» (5:3). Мертвечина и кровь, о которых идет речь в хадисе, являются исключением из общего правила, ниспосланного в священном Коране. Поэтому разрешается употреблять в пищу подохшую саранчу и рыбу, а также сырую печень и селезенку. А что касается предания о том, что печень является лакомством сатаны, который рассказывают со слов ‘Али ибн Абу Талиба, то оно вообще отсутствует в авторитетных сводах хадисов. См. “Субуль ас-Салам”, т. 1, стр. 34-35.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...