Хадис 52. Вернись и соверши омовение как следует.
Передают со слов Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел мужчину, на стопе которого остался участок величиной с ноготь, которого не коснулась вода, и сказал: «Вернись и соверши омовение как следует». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи. Комментарий: Из этого хадиса можно сделать несколько выводов. Во-первых, омовение считается недействительным, если вода не коснулась хотя бы маленького участка тела на лице, руках или ногах. В достоверном хадисе сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: «По дороге из Мекки в Медину мы дошли до воды. Люди хотели поскорее совершить послеполуденный намаз и в спешке совершали омовение. Дойдя до них, мы увидели, что некоторые даже не успевали мыть пятки, и тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Горе тем пяткам, которые окажутся в адском пламени!”» Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа. Похожий хадис также передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа со слов Абу Хурейры. А в хадисе, рассказанном Халидом ибн Ма‘даном со слов одного из сподвижников, говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел молящегося, на стопе которого был участок размером с дирхем, которого не коснулась вода. Тогда он повелел ему совершить омовение и намаз заново. Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, причем текст хадиса принадлежит последнему, а имам Ахмад назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей. Во-вторых, обсуждаемый нами хадис касается вопроса о необходимости непрерывного совершения омовения. Мусульманские богословы высказывали различные мнения по этому поводу. Аль-Ауза‘и, Малик и Ахмад считали предписание совершать омовение без перерывов обязательным. Согласно одному из двух сообщений, эту точку зрения также разделял имам аш-Шафи‘и. Эти богословы опирались на хадис Халида ибн Ма‘дана, в котором содержится повеление совершить омовение заново. Они также считали, что омовение является целостным обрядом поклонения и не может быть разделено на части. В то же время Абу Ханифа, аш-Шафи‘и и некоторые потомки Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, утверждали, что совершать омовение без перерывов необязательно. Они обосновывали свою точку зрения тем, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вернись и соверши омовение, как следует».
Он не повелел совершить омовение заново, а лишь повелел помыть небольшой участок тела, который остался сухим. Принимая во внимание доводы обеих сторон, многие богословы считали, что при совершении омовения разрешается отвлекаться до тех пор, пока при нормальной погоде не высохнет последняя помытая часть тела. Оговорка о нормальной погоде связана с тем, что в дождливую погоду можно прервать омовение, но части тела все равно останутся мокрыми, а в жаркую погоду они могут высохнуть даже во время омовения. Это предписание относится к тем, кто отвлекается от омовения для того, чтобы заняться посторонними делами. Чтобы лучше уяснить смысл этих слов, надо обратиться к примерам. Если человек во время омовение принялся разбинтовывать руку, в результате чего его лицо высохло до того, как он помыл руки, то его омовение считается действительным, потому что он был занят делом, непосредственно связанным с омовением. То же самое относится к человеку, который был вынужден отвлечься от омовения для того, чтобы достать воду из колодца и т.п. Если же человек после мытья лица принялся смывать кровь с одежды, а когда начал мыть руки, то увидел, что его лицо уже высохло, то такое омовение является недействительным, потому что очищение одежды не имеет никакого отношение к омовению. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 1, стр. 155-157.
Хадис 53. При купании и омовении нежелательно расходовать много воды. Передают со слов Анаса, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, при омовении расходовал один мудд, а при купании – от одного са‘ до пяти муддов. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Хадис 54. Молитва, которую нужно произносить после ритуального омовения. Передают со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас совершит омовение надлежащим образом, а затем скажет: “Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник”, – то перед ним непременно раскроются восемь райских врат, дабы он мог войти туда через любые из них». Этот хадис передали Муслим и ат-Тирмизи, и в версии последнего говорится: «Если кто-либо из вас совершит омовение надлежащим образом, а затем скажет: “Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник. О Аллах, сделай меня одним из тех, кто кается и очищается”, – то перед ним непременно раскроются восемь райских врат, дабы он мог войти туда через любые из них».
Комментарий: Ат-Тирмизи назвал цепочку рассказчиков хадиса запутанной, однако она усиливается похожим слабым хадисом, переданным аль-Баззаром и ат-Табарани со слов Саубана. Поэтому аль-Албани назвал хадис достоверным. См. “Ирва аль-Галиль”, т. 1, стр. 134-135.
Молитва, которая упоминается в обсуждаемом нами хадисе, имеет глубокий смысл и близка по содержанию со следующим кораническим аятом: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся». (2:222).
Покаяние очищает человеческую душу от грехов, а омовение очищает человека от всего, что мешает ему приблизиться к всевышнему Господу. Поэтому после омовения мусульманину полагается просить Аллаха сделать его одним из тех, кого возлюбил Аллах. Имам ан-Навави писал, что богословы шафиитского толка разрешают произносить эту молитву и после купания. В другом достоверном хадисе, рассказанном со слов Абу Са‘ида аль-Худри, говорится: «Если мусульманин завершил омовение и сказал: “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе! Я свидетельствую, что нет иного божества, кроме Тебя, и прошу Тебя простить меня и принять мое покаяние”, – то эти слова будут записаны на пергаменте и запечатаны печатью, которая не будет поломана вплоть до наступления дня воскресения». Этот хадис передали ан-Насаи и аль-Хаким.
В Священном Коране и пречистой Сунне не упоминается о других молитвах, которые следует произносить во время омовения. Что же касается молитв, которые произносят при мытье отдельных частей тела некоторые мусульмане шафиитского толка, то они являются недостоверными. Имам ан-Навави писал: «Молитвы, произносимые во время омовения, не имеют никакого основания, и ранние богословы даже не упоминали о них». Ибн ас-Саллах говорил, что в достоверных хадисах ничего не говорится о молитвах во время омовения. См. “Субуль ас-Салам”, т. 1, стр. 80-81.
Глава 5. Обтирание кожаных носков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|