11 билет. Эпизоды романа Ф.М.Достоевского «Идиот», не оставившие меня равнодушной (ым).
11 билет. Эпизоды романа Ф. М. Достоевского «Идиот», не оставившие меня равнодушной (ым). Отличительная черта романа — театральность. Роман почти полностью состоит из диалогов, авторский текст представляет собой в основном очень подробные описания персонажей и мест действия.
Эпизод, когда Настасья Филипповна впервые появляется в романе, приходит к Иволгиным. Сначала она — назло хозяевам, осуждающим её, — разыгрывает роль кокотки. Но голос Мышкина, пересекающийся с её внутренним диалогом в другом направлении, заставляет её резко изменить этот тон и почтительно поцеловать руку матери Гани, над которой она только что издевалась. Настасье Филипповне предлагает сто тысяч за отказ выйти замуж за Иволгина. Действие эпизода происходит в петербургской квартире Настасьи Филипповны, где на ее дне рождения собралась небольшая компания: Тоцкий, генерал Епанчин, Фердыщенко, Ганя, Дарья Алексеевна, старичок-учитель и другие. Позже к гостям присоединяется князь Мышкин. Утром этого же дня Ганя дал пощечину князю, пытавшемуся вступиться за сестру Гани Варвару. Ситуация, в которой находятся все герои, очень напряженная. Внешне они пытаются сохранить спокойствие и чинность, принятую в высшем обществе. Внутри же каждого из героев бушует буря. Несколько раз на протяжении предыдущих двух сцен Настасья Филипповна предупреждает, что сегодня произойдет “развязка”.
Развязка – главное слово эпизода. События начинают развиваться еще в 14 главе, когда Настасья Филипповна отказывается выйти замуж за Ганю. В главе пятнадцатой появляется Рогожин: он принес Настасье Филипповне сто тысяч. В ней же князь Мышкин предлагает Барашковой выйти за него замуж, но она отказывается, так как не хочет погубить “этакого-то младенца”.
Вся сцена происходит на высочайшем эмоциональном накале. В эпизоде практически нет слов автора. Лишь реплики героев, которые характеризуются отрывистостью. Это почти выкрики.
После каждого предложения стоит восклицательный знак. Центр притяжения сцены – образ Настасьи Филипповны. Для нее ситуация уже давно зашла в тупик. Отказавшись выйти за князя, она соглашается ехать за деньги с Рогожиным.
Но все ее поведение указывает на то, что такое решение было принято в крайнем отчаянии. Настасья Филипповна устраивает настоящий скандал и раскрывает все карты. Она обвиняет Афанасия Ивановича при всем обществе. Настасья Филипповна берет у Рогожина деньги и бросает их в огонь. Ее условие: если Ганя достанет пачку из огня голыми руками, то заберет все сто тысяч. На самом деле, в этой сцене героиня вызывает на своеобразный поединок не только Ганю, но и все общество. Фердыщенко умоляет позволить зубами выхватить одну лишь тысячу, Лебедев обещает влезть в камин с головой.
Всюду крики, охи, стоны. Никто не остается равнодушным к горящим деньгам. Как только пачка вспыхнула в камине, “все ахнули”. И только Мышкин и Рогожин ведут себя по-другому.
Мышкин “наблюдал грустно и молча”, а Рогожин “весь обратился в один неподвижный взгляд. Он оторваться не мог от Настасьи Филипповны, он упивался, он был на седьмом небе”: “Вот это так королева…вот это так по-нашему…кто из вас, мазурики, такую штуку сделает, а? ” Гаврила Ардалионович “не мог отвести глаз от огня, от затлевшейся пачки”. Но он все-таки удержался от унижения броситься в огонь. От нервного перенапряжения Ганя упал в обморок.
Пачка денег, которую не успел затронуть огонь, по велению Настасьи Филипповны, была отдана ему. Вся сцена сожжения денег символична. По сути, в ней овеществляются все нематериальные ценности: брак, любовь, свобода. Достоевский переводит все человеческие ценности в логику рынка.
Настасья Филипповна на этом рынке является основным товаром: она заперта в треугольнике купли-продажи, который составляют Тоцкий, Епанчин и Ганя. Так как Ганя – самое слабое звено в этой цепи, то Настасья Филипповна выбрала его в качестве жертвы. Другой возможности вырваться из плена ей не представлялось. Хотя было и еще две возможности: князь Мышкин и Рогожин. Второй вовлекал ее все в тот же рынок, но предлагал ей и еще один способ оплаты – свою безумную любовь. Впрочем, отношения с Рогожиным Настасья Филипповна всегда воспринимала только с “рыночной” стороны.
Отказ Настасьи Филипповны от, казалось бы, блестящего брака с богатым Мышкиным – единственный вариант для нравственно чистой героини. Большое значение в данной сцене имеет образ огня. Это огонь очищения и освобождения Настасьи Филипповны. Бросив в огонь деньги и уйдя с Рогожиным просто так, героиня провозгласила свою свободу совершать поступки, которые кому-то могут показаться безумными. Кроме того, это и месть.
12 билет " Смерть Анны Карениной: случайность или закономерность " Почему решилась на самоубийство
Многие литераторы отмечают: к трагическому финалу привело сочетание нескольких факторов. Начнем с того, что Анна была социально изолированна - общество осуждало Каренину за связь с Вронским. Родные и близкие друзья оставили девушку совершенно одну со своими переживаниями, болью из-за разлуки с сыном (что усугубило эмоциональное состояние Анны). Вторым немаловажным фактором является разлад с Алексеем Вронским. Каренина жутко ревновала своего возлюбленного, в то время как Алексей испытывал ярое желание быть свободным, встречаться со своими друзьями и вести праздный образ жизни. Такие противоречия только накаляли отношения молодой пары и делали Анну уязвимой. Взаимоотношения с Вронским серьезно ударяют по самооценке Карениной, ведь окружающие во всем винят только девушку, считая Алексея частью светского общества, и продолжают открывать все двери перед молодым человеком.
Возможен ли другой исход Американский психоаналитик Карл Меннингер описал знаменитую суицидальную триаду: желание убить, желание быть убитым, желание умереть. Несомненно, развязка событий могла бы быть более позитивной. Л. Н. Толстой не мог себе даже представить, как много женщин, являющиеся современницами Анны, смогли добиться развода и повторно выходили замуж. Каренина могла продолжить общение с мужем и постараться “смягчить” его сердце. Могла бы изменить отношение своих подруг, обратившись к ним за помощью и поддержкой в узаконивании своих отношений с Вронским. Модель поведения Анны - одно из воплощений Толстым естественного человека, живущего не по законам света, а по законам совести. По своей натуре она страстный человек, именно поэтому она отдается сначала - любви, а потом - отчаянию. Если бы Анна постаралась обрести новый смысл жизни, то возможно поезд бы не совершал свой маршрут в финальной сцене. Гибель Анны Карениной нельзя назвать случайностью, потому что это был её выбор. Героиня так устала от той жизни, что у неё состоялась после развода с мужем, ревностью, и психическим нездоровьем, что не могла поступить иначе. Скорее, гибель Анны Карениной можно посчитать закономерностью в то время, когда роман был написан.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|