Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5 билет. Мотив игры в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад»




5 билет. Мотив игры в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Драма Лермонтова «Маскарад» (1835 г. ) — отражение пороков и лицемерия светского общества. Само название говорит о трагизме превращения. Темные стороны души выдают как отдельный персонаж, так и определенные лица, при этом скрывая свою сущность за маской благородства, приличия и нравственности.

В «Маскараде» отражено широко распространенное в среде русского дворянства 1830-х годов увлечение карточной игрой. За картами завязывались знакомства, обсуждались партии, определялось продвижение по службе, игра в карты открывала доступ в свет людям даже непричастным к нему. Темы карточной игры и маскарада были широко представлены в русской и иностранной литературе того времени.

Мотивы «игры» и «маскарада», организующие драму, - социальные символы высокого уровня обобщения.

Параллелизм образа: игра — жизнь. Вступают в игру с иллюзиями и надеждами, как начинают жить. Не выдерживают игры, как не выдерживают неумолимого гнета жизни.

Игра — соперничество, но более острое. Оно требует предельных усилий ума и воли, нравственных и моральных жертв. Но этого мало. Сущность игры не в самой интенсивности и остроте соперничества, а в его особом отношении к соперничеству светскому, а значит, к жизни света вообще, к жизни, регламентируемой общественными правилами и традициями. Игра — отступление от условленности этих правил, взамен которых выдвигаются другие, более низкие, Игра — это разрыв установленных связей, естественных и социальных («всё презирать: закон людей, закон природы»). И удача игрока все время под угрозой, она уязвима с точки зрения общепринятых законов и морали («... каждый миг постыдный ждать конец»).
Игроки — общество в обществе, точнее, это обществом отвергнутые люди. Игра — преисподняя света, и поскольку светская борьба в пьесе олицетворена маскарадом, игра — нижний этаж этого маскарада, преисподняя маскарада. И вступление в круг игроков равносильно падению, отпадению.


Карточная игра являлась мерилом «нравственного достоинства человека. „Он приятный игрок“ — такая похвала достаточна, чтобы благоприятно утвердить человека в обществе».

 

 

6 билет. Образ Демона в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»

Демон в поэме изображен существом «крылатым и прекрасным». Демон - не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям- вот, что движет им в непрерывной борьбе божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла. В поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару. Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней «неизъяснимое волнение».

Третий образ. Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродиться, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.
Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за ее душу. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и за попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая, светлый ангел отвергает все грозные требования и притязания Демона на трепещущую душу юной монахини.
И Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире мирового зла.

 

 

7 билет Особенности рассказов Н. В. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Излюбленным жанром Гоголя была повесть. Он создал три цикла повестей, первым из которых стали «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повести данного цикла называют также украинскими повестями, так как в них ярко отразились национальный характер, быт и нравы украинского народа. «Вечера на хуторе близ Диканьки» характеризуются тем, что в них торжествует народное сознание, все серьёзные проблемы решаются с позиций народной морали. Гоголь рисует вольность народной жизни, её праздничный характер, ярмарочный дух, истинное веселье. Отличительными чертами повестей данного цикла являются музыкальность, слияние эпоса и лирики, комического и трагического, народного юмора и героического пафоса, а также фольклоризм и фантастика. Гоголь использует народные предания, легенды. Повести буквально пронизаны фольклорными мотивами. В них наблюдаются “вкрапления” устного народного творчества. Это отрывки из народных песен, пословицы, поговорки, народные приметы. В повестях много мифологических и сказочных персонажей, созданных по законам народной демонологии: образов колдунов, ведьм, оборотней. Вечера на хуторе близ Диканьки» задуманы в виде сказа, то есть все события передаются от лица рассказчика. Пасичник Рудый Панько или дьячок диканьской церкви Фома Григорьевич выступают как реальные лица, рассказывающие услышанные ими истории, которые воспринимаются отнюдь не как сказки, а как реально происходившие события. Гоголю хотелось, чтобы его повести были восприняты как подлинно народные, именно по этой причине он вкладывает все эти невероятные истории в уста рассказчика. Образ рассказчика делает повествование более убедительным, но за образом рассказчика незримо присутствует образ автора.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...