Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административный порядок обжалования действий налоговых органов




В соответствии со ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом к актам налоговых органов, которые могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган, относятся документы любого наименования (решения о проведении налоговой проверки, решения о привлечении либо отказе в привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате налога и т.д.), подписанные начальником (заместителем начальника) налогового органа и касающиеся конкретного налогоплательщика. Документы, подписанные иными работниками налогового органа (инспектором, начальником отдела) могут быть обжалованы в налоговый орган, вынесший данный акт.

Обжалование в вышестоящий налоговый орган имеет ряд преимуществ перед судебным обжалованием:

·простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юриста;

·рассмотрение жалобы заочно, без присутствия лица, подавшего жалобу;.

·быстрое рассмотрение жалобы;

·отсутствие необходимости уплаты пошлины;

·обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему лучше уяснить точку зрения налогового органа, что дает возможность налогоплательщику более тщательно подготовиться к защите своей позиции при обращении в суд.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в письменной форме и в обязательном порядке подписывается налогоплательщиком либо его представителем.

Однако досудебный порядок разрешения налоговых споров имеет ряд определенных преимуществ, таких, как относительно простая процедура обращения, свободная форма изложения жалобы, быстрые сроки рассмотрения жалобы, жалоба не может быть оставлена без движения, основания для возврата жалобы минимальны, за подачу жалобы не уплачивается государственная пошлина.

Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

· жалоба не подписана заявителем,

· представлена ксерокопия жалобы или жалоба направлена по факсу,

· пропущен установленный законом срок подачи жалобы,

· жалоба подана представителем налогоплательщика и не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя,

· имеется вступившее в силу решение суда по вопросам, изложенным в жалобе,

· имеется решение УФНС России по Новгородской области по жалобе того же лица по тому же предмету и основанию.

 

Статьей 139 Налогового кодекса РФ предусмотрена подача двух видов жалоб.

1. Апелляционная жалоба может быть подана только на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст.101 Налогового кодекса РФ.

2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.


В качестве документов, которые могут быть приложены к жалобе, выступают:
— акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);
— акт налоговой проверки;
— первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
— иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

налогоплательщики редко используют право на обжалование в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, а сразу подают иски в суды соответствующей компетенции. досудебный порядок разрешения налоговых споров имеет ряд определенных преимуществ, - простая процедура обращения, свободная форма изложения жалобы, быстрые сроки рассмотрения жалобы, жалоба не может быть оставлена без движения, основания для возврата жалобы минимальны, за подачу жалобы не уплачивается государственная пошлина.
судебной защите преимуществ- четкая определенность всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством, возможность по некоторым видам исков запретить налоговому органу списывать недоимку и пени до решения вопроса по существу; возможность получения исполнительного листа и принудительного исполнения решения суда; относительная объективность рассмотрения спора.
большинство спорных ситуаций могут быть разрешены без судебного вмешательства, что в принципе будет способствовать быстрому рассмотрению возникшего спора и так называемой разгруженности судов (загруженность судов — это проблема, которая до сих пор не решена законодателем, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика). Для решения указанной проблемы необходимо внести в Налоговый кодекс изменения, касающиеся установления в качестве обязательного требования досудебного порядка разрешения возникшего спора..

Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права, подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, и, соответственно, рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.
Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления и рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. Если указанное решение не было обжаловано в апелляционном порядке, оно может быть обжаловано в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.
Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности: вынесенное налоговым органом в отношении организаций, рассматривается вышестоящим налоговым органом; вынесенное должностным лицом налогового органа в отношении физического лица, рассматривается вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа.
Все поступающие в налоговый орган жалобы подлежат обязательной регистрации в день поступления и направляются в юридические подразделения, на которые возложена обязанность по рассмотрению указанных жалоб и подготовке решений по ним.
Жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение. В запросе может содержаться указание на необходимость представления копий документов, необходимых для рассмотрения жалобы. Срок для представления заключения не может превышать пяти рабочих дней с даты получения жалобы на заключение, при этом вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.
В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков юридические (правовые) подразделения запрашивают мнение соответствующих методологических подразделений, направляя запросы с приложением необходимых документов (при их наличии). Заключения методологических подразделений представляются в юридические (правовые) подразделения в пятидневный срок.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В случае если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.
Юридическое (правовое) подразделение готовит рассмотрение жалобы на Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков.
Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков возглавляется руководителем или заместителем руководителя налогового органа, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением.
Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков включает руководство юридического (правового) подразделения, специалистов, принимающих непосредственное участие в подготовке рассмотрения жалобы, и иных специалистов юридических (правовых) подразделений, обладающих знаниями по вопросу рассматриваемой жалобы. В заседании комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков составляется протокол, в котором фиксируется вся процедура обжалования.
По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа (заместителем руководителя, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением) принимается решение.
Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение или вынести новое решение.
Однако имеется и существенный недостаток данного способа обжалования, который заключается в том, что вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо налогового органа предпочитает защищать свои внутренние интересы, а не интересы налогоплательщика. На основе анализа существующей практики можно сделать вывод о неэффективности данного способа обжалования.
По мнению автора, для решения указанной проблемы необходимо принять нормативно-правовой акт либо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ, которые определяли бы процедуру защиты прав налогоплательщиков в административном порядке на уровне закона. На сегодняшний день данная процедура регулируется нормами ведомственного Приказа МНС России от 17 августа 2001 г. «Об утверждении регламента рассмотрения споров в досудебном порядке». Также требуется внесение соответствующих изменений, касающихся состава Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков, а именно в части расширения круга субъектов, входящих в ее состав. Лица, которые могут участвовать в рассмотрении жалобы, должны быть не заинтересованы в исходе дела, не находиться в материальной, служебной и иной зависимости от сторон спора и принимать решение по жалобе, только исходя из норм действующего законодательства, на основе принципов законности и справедливости. Без внесения соответствующих изменений невозможно достичь справедливого баланса в отношениях налогоплательщиков и налоговых органов.
Положения, регулирующие судебный порядок обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, носят отсылочный характер. Если в отношениях по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов в качестве налогоплательщиков участвуют юридические лица или физические лица — индивидуальные предприниматели, то рассмотрение вопросов осуществляется на основании арбитражно-процессуального законодательства, если речь о физических лицах, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя, — то вопросы регулируются на основании норм гражданского процессуального законодательства.
споров.
В заключение хотелось бы отметить, что вопрос о том, какие меры должны применяться, судебные или досудебные, и какие из них являются наиболее эффективным инструментом, не является главным, поскольку каждая из этих мер в конечном итоге должна иметь своей целью защиту прав и законных интересов участников налоговых правоотношений.

Сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом или должностным лицом составляет 30 дней, при этом в течение трех рабочих дней решается вопрос, будет ли принята данная жалоба к рассмотрению. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.

В соответствии со ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

При этом к актам налоговых органов, которые могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган, относятся документы любого наименования (решения о проведении налоговой проверки, решения о привлечении либо отказе в привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате налога и т.д.), подписанные начальником (заместителем начальника) налогового органа и касающиеся конкретного налогоплательщика. Документы, подписанные иными работниками налогового органа (инспектором, начальником отдела) могут быть обжалованы в налоговый орган, вынесший данный акт.

Обжалование в вышестоящий налоговый орган имеет ряд преимуществ перед судебным обжалованием:

· простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юриста;

· рассмотрение жалобы заочно, без присутствия лица, подавшего жалобу;.

· быстрое рассмотрение жалобы;

· отсутствие необходимости уплаты пошлины;

· обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему лучше уяснить точку зрения налогового органа, что дает возможность налогоплательщику более тщательно подготовиться к защите своей позиции при обращении в суд.

· в случае обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в письменной форме и в обязательном порядке подписывается налогоплательщиком либо его представителем.

При этом следует учитывать, что согласно главе 4 Налогового кодекса РФ право на представление интересов налогоплательщика без доверенности имеют только законные представители.

Законными представителями налогоплательщика – организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (например, генеральный директор, руководитель, председатель и т.д.).

Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика – физическое либо юридическое лицо, уполномоченный представлять интересы налогоплательщика на основании надлежаще оформленной доверенности. Порядок оформления доверенности регулируется ст. ст.185-189 Гражданского Кодекса РФ.

Для представления интересов налогоплательщика – физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) доверенность должна быть нотариально удостоверена либо приравниваться к нотариально удостоверенной (п.3 ст.29 НК РФ, ст.185 ГК РФ).

При подписании жалобы уполномоченным представителем налогоплательщика к экземпляру жалобы, направленному в налоговый орган, должна быть приложена доверенность либо ее надлежаще удостоверенная копия.

Указание в жалобе предмета обжалования (действия, бездействие, ненормативный акт) является ее существенным элементом, без которого обращение налогоплательщика не может быть признано жалобой. В жалобе нужно не только указать на несогласие с фактами и выводами налоговиков, но и изложить свое требование. Это может быть требование об отмене решения (полностью или частично), о проведении дополнительной проверки или об изменении решения. Кроме того, в жалобе обязательно нужно указать на процессуальные нарушения, если таковые имели место.

Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:
жалоба не подписана заявителем,
представлена ксерокопия жалобы или жалоба направлена по факсу,
пропущен установленный законом срок подачи жалобы,
жалоба подана представителем налогоплательщика и не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя,
имеется вступившее в силу решение суда по вопросам, изложенным в жалобе,
имеется решение УФНС России по Новгородской области по жалобе того же лица по тому же предмету и основанию.

Статьей 139 Налогового кодекса РФ предусмотрена подача двух видов жалоб.

1. Апелляционная жалоба может быть подана только на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст.101 Налогового кодекса РФ.

Данная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения – в течение 10 дней со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого вынесено соответствующее решение (п.2 ст.101.2 НК РФ).

Апелляционная жалоба подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Решение по апелляционной жалобе выносится вышестоящим налоговым органом.

При подаче апелляционной жалобы процедура взыскания начисленных платежей приостанавливается до рассмотрения апелляционной жалобы по существу вышестоящим налоговым органом.

Законодательством не предусмотрено восстановление пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения.

2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен. Для восстановления срока к жалобе необходимо приложить письменное мотивированное ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

В соответствии с п. 3 ст. 140 Налогового кодекса РФ решение по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения вышестоящим налоговым органом. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на 15 дней.

О принятом по жалобе решении в течение трех дней со дня его принятия в письменной форме сообщается лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает подачи аналогичной жалобы в суд.

Особенности обжалования постановлений Инспекций по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с гл. 30 Кодекса об административных правонарушениях РФ постановление по делу об административном правонарушении также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения либо получения копии постановления.

В соответствии с п.1 ст.30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба на акты (действия (бездействие) должностных лиц Межрайонных ИФНС России по Новгородской области подается в УФНС России по Новгородской области (173002, г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.17 к.1).

Жалоба на акты, действия (бездействие) должностных лиц УФНС России по Новгородской области подается в ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д.23).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...