Слава Тебе, излившему миру великий покой.
Слава Тебе за прощальный луч заходящего солнца. Слава Тебе за отдых благодатного сна. Слава Тебе за Твою близость во мраке, когда далек весь мир. Слава Тебе за умиленные молитвы растроганной души. Слава Тебе за обещанное пробуждение к радости вечного невечернего дня. Слава Тебе, Боже, во веки. (Из Акафиста «Слава Богу за всё») Много краше и обильнее выглядит мир невидимый, который от нас теперь сокрыт. Сокрыт от нас по причинам, о которых и пойдёт речь в этой книге. Наш язык способен назвать сотворившего всё Художника – Бог, Творец, Любовь, Красота, Премудрость и т.д. Для чего же Он создал мир, а затем и человека? Чтоб как то ответить на эти два вопроса, мы станем прибегать к божественным словам Самого Господа Иисуса Христа и к словам его святых угодников, и современным мыслителям. Бог, в которого мы верим, и которому мы верим, – есть Бог Любви. Святые отцы сравнивали божественную Любовь с доверху наполненной чашей. Божественная Любовь не помещается в этой чаше, начинает переливаться через край. Избыток божественной Любви и есть главная причина сотворения нашего мира. «По бесконечной благости и любви Своей Бог желает иметь благодатных причастников славы Своей. Слава даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией, состоит блаженство, жизнь и благобытие твари». (11). «Должно веровать, что Бог будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир, дабы и другие существа прославляя Его, участвовали в Его благодати». Любовь легла в основу мироздания. Библия говорит, что вселенная произошла не в результате какого-то физического закона, но появилась как следствие любви Божией. Любовь не живет для себя, а для других. Она не ищет блага себе, а ищет блага другому. В силу этого духовного закона появление мира видимого было продиктовано бесподобной любовью Божией к Своему единородному Сыну: "Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит" (12).
Как был сотворён человек? Строки из Библии. Глава 2 15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
Глава 3 1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
Кто есть человек? Сотворил Бог человека особенным образом, отличным от того, каким произвел прежде все прочие свои создания. Священное Писание представляет Бога совещавшимся с Самим Собой перед сотворением человека. “Сотворим человека, – произносит непостижимым образом Непостижимое Божество, – по образу Нашему и по подобию: и обладает рыбами морскими и птицами небесными, и зверьми и скотами, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли” (31). “Смотри теперь, – восклицает св. Иоанн Златоуст, – какая перемена в словах. Уже не говорит: “да будет человек (как при сотворении неба и земли говорил: “да будет свет”, “да будет твердь”, “да будут светила”), но что? Сотворим человека по образу нашему и по подобию. Что за новость? Что за особенность? Кто это созидается, что для создания его Создателю понадобился такой совет и рассуждение? Не изумляйся, возлюбленный. Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все бессловесные животные”. По мысли святых Отцов, одно только счел Бог достойным собственных рук – сотворение человека. Это преимущество человек получил ради своей души. Производится он не единократным действием, как произведены были прочие твари, но образуется и созидается постепенно. Сначала Господь образует тело, потом вдыхает в лицо его дыхание жизни. Из самого образа сотворения видно, что достоинство тела человеческого несравненно выше всех прочих тел, а душа несравненно выше всех душ животных, которых произвела из себя земля по повелению Творца. (32). “Происхождение человека превосходнее происхождения всего, – говорит св. Василий Великий, – ибо сказано, что Бог взял персть от земли и создал человека. Он удостаивает созидать наше тело собственной рукой; не Ангел употреблен был для созидания, не земля произвела нас сама собой, как кузнечиков; не служебным силам повелел Он сделать то или другое, но, взяв персть от земли, созидает собственной рукой”.То есть наделил свойствами, которыми обладает Сам: свободой, творчеством, разумом. волей и обладающим словом и мыслью. Только человеку присущи чувства совести и стыда.
Всю Свою безграничную любовь Бог вложил в творение свое, в Свой Образ. О первозданном человеке мы почти ничего не знаем. Очень мало сказано о нём и в Писании. Но есть выражение-«Хотите увидеть Бога, загляните в глаза детей….» Именно где то так же невинными и чистыми выглядели и первозданные Адам и Ева. Сотворённый Человек- это отражение всего мира, всего Космоса. Человек Адам подобно Богу был исполнен любви, излитой на него Богом. А любовь всегда требует того, чтоб делиться собою с кем то, отчего она не уменьшается, но подобно огню умножается. Чем больше отдаётся, тем больше её. За всё время творений Своих Бог только однажды произнёс слово «нехорошо»–«Нехорошо человеку быть одному!» И усыпив человека, берёт от него ребро, наверное которое находилось возле самого сердца Адама, и творит из него прекрасное Свое творение-жену и помощника Адаму. Адам назвал её - Ева. Что значит «Дающая жизнь». «Женщина произошла из ребра мужчины. Не из ноги,чтобы быть униженной. Не из головы, чтобы превосходить. А из боку, чтобы быть бок о бок с ним. И из под руки, чтобы быть защищённой. И от сердца чтобы быть любимой..(33). И они пребывали в Едеме до грехопадения, когда, преступив заповедь, соблазненные лукавым искусителем, были изгнаны из рая. По благому приговору Создателя Ева соделалась спутницей на многотрудном земном пути Адама. а через многоболезненное чадородие свое, - праматерью человеческого рода. Для чего? Для того чтоб человек научался любви и мог делиться любовью, как и Бог делится с ним Своею Любовью. И уже не один владыка и царь на земле, но двое. “Ибо Творец Вселенной, создавая вас, посеял в ваших сердцах семена любви.” (34). Человек был создан совершенным, но однако совершенство было при этом относительным, ибо Адаму предстоял труд добродетели.
Как понимать слово Дух? Дух нелегко анализировать на нашем языке. «..Дух плоти и костей не имеет...» (13). Нет в мире слов,которыми можно было бы выразить Его. Для нас это – просто н и ч т о, потому что Дух не есть что-то такое, что можно потрогать или даже увидеть, это даже не самая наитончайшая материя. Я добавлю. Есть фраза о чём то непростом–«Этого на пальцах не показать». А вот в Православии мы можем Невыразимого Творца показать как раз «на пяти пальцах» и выразить весь основной догмат нашей веры. Писание говорит о том, что невозможно увидеть Бога и остаться живым, а также, что Бог есть Дух и Его никто никогда не видел.... В Библии мы находим много людей, которые общались с Богом, но мы не видим людей, которые бы видели Его лицо. Мы не можем даже на малое творение Его, солнце, смотреть, обжигает глаза. Как же можем смотреть на Сотворившего этот свет? Он не ограничен телом, а значит, Он абсолютно неизмерим и невидим для глаз, способных различать лишь материальный мир. Апостол Павел пишет, что Бог - нетленный, невидимый и единый (15). "Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (17). Бог есть дух, а дух может проявляться в видимой форме: Конечно, все случаи, когда Бог являлся человеку в видимой форме, описанные в Библии, не отражали Его естества, то есть Бога, как Он есть. Только Иисус Христос - воплощение Бога невидимого Познавая Христа - мы познаем Бога, любя Христа - мы любим Бога, потому что Христос есть истинный Бог Он Сам сказал о Себе: Самый полный ответ о Боге нам даёт Церковь, что Бог есть Триединство, привычное нам слово - Троица. Отец, Сын и Дух Святой. Разобраться в этом и выразить нашим языком невозможно. Святые Отцы, исходя из того, что человек является образом Божьим, предлагают аналогию, которую приводит святитель:- Образ Троицы Бога, - писал он, - троица человек... Ум наш – образ Отца; слово наше – образ Сына; дух – образ Святого Духа... Ум без мысли существовать не может, и мысль без ума. Потому-то всякая мысль имеет свой дух».(21). Сказано, что Бог есть Дух. А Дух – это разумное начало Вселенной. Какова сокровенная природа Духа? Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам истину о Боге:
Любовь – это и есть Бог? На вопрос: "Почему Бог любит?" - есть только один правильный ответ: потому, что любовь является Его Божественной Сущностью. Он не может не любить, - любовь в Его Божественной натуре. "БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ". Эти три слова Святого Писания - самые драгоценные, какие когда-либо вышли из уст людей. И это святое слово «ЛЮБОВЬ» эксплуатируют день и ночь все певцы в страстных и пошлых песенках, воспевая 24 часа в сутки животную похоть, на всех каналах радио и ТВ выдавая эту телесную похоть за любовь. В наше время опошляется понятие о Любви. Это слово всегда должно писаться с заглавной буквы, так как это непостижимая Божественная сущность. Это Сам Бог! Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения... даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия. (23). Потому и нельзя говорить о Любви без правильного понимания о Ней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|