Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое зло , откуда оно взялось и где находится?




Откуда возникло зло? Бог сотворил мир чистым, совершенным, свободным от зла. Зло вошло в мир вследствие падения, которое произошло, как говорит слово Божие, сначала в мире бесплотных духов, а затем в роде человеческом и отразилось на всей живой природе.


Из ангельских сил начальник надземного мира, которому Бог поручил хранение земли, не был создан злым по естеству, но был благ и создан для блага и не имел в себе от Создателя ни малейшего следа зла. Но он не вынес озарения и чести, которую даровал ему Создатель, а по свободному произволению обратился от естественного к противоестественному и вознесся против Бога, Творца своего, пожелал восстать против Него и первым, отступив от блага, впал во зло. Творец создал его светом и благом, но он по свободной воле сделался тьмою. Им отторгнуто, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом, они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага к злу.(56).

Мерзкий и достойный смеха грех есть злоба. Прочие грехи или некую корысть, или сладость согрешающему доставляют. Вор крадет, чтобы душу насытить, блудник блудодействует, чтобы плоти угодить; злобный без этого всего злобится. Он грешит и мучится, беззаконнует и терзается, мстит и отмщение терпит. Так злобному самая злоба его есть наказание и бич. Если бы можно было посмотреть в сердце злобного человека, то не иное что явилось бы там, как адское мучение. Потому бывает, что злобные люди темнеют и иссыхают: злоба, как яд, съедает плоть их. …

Если же кто скажет: почему Бог не уничтожил древнего искусства, то (ответим, что) и здесь Он поступил так, заботясь о нас... Если бы лукавый овладевал нами насильно, то этот вопрос имел бы некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а только старается склонить нас (между тем как мы можем и не склоняться), то зачем устранять повод к заслугам и отвергать средство к достижению венцов? Бог для того оставил диавола, чтобы те, которые были им уже побеждены, низложили его самого. (57).

Такое множество злых духов наполняет этот воздух, который разливается между небом и землей и в котором они летают в беспокойстве и непраздно, что Провидение Божие для пользы скрыло и удалило их от взоров человеческих. Иначе от боязни нападения или страха перед личинами, в которые они по своей воле, когда захотят, преобразуются и превращаются, люди поражались бы невыносимым ужасом до изнеможения, будучи не в состоянии видеть их телесными очами, и ежедневно становились бы злее, развращаемые их постоянными примерами и подражанием. Между людьми и нечистыми воздушными властями существовало бы некоторое вредное взаимодействие и гибельный союз. Те преступления, которые совершаются ныне между людьми, скрываются или ограждаются стеной, или расстоянием, или стыдливостью. А если бы люди постоянно видели их, то возбуждались бы к большему безрассудству, неистовству страстей, потому что не было бы промежутка времени, в который видели бы их удерживающимися от этих злодеяний, поскольку ни усталость, ни занятия домашними делами, ни забота о ежедневном пропитании не удерживают их, как иногда заставляют нас даже невольно удерживаться от дурных намерений.(58).
Зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели, происходящее в беспечных вследствие отпадения от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия. (59).

Зло не есть субстанция, но отсутствие добра, что ни в коем случае не отменяет его реальности. Зло не существует как таковое, оно вторично, ибо Бог не сотворил никакого зла. Поскольку вне Бога и вне сотворенного им мира, строго говоря, ничто не может существовать, бесы злы не по своей природе, они таковы лишь вследствие дурного употребления дарованной им свободы. Это справедливо и в отношении любого грешника: зло есть отчужденность от сотворенного мира, который по самой своей природе является добрым. Таким образом, зло по отношению к этому миру, изначально сотворенному добрым, есть не что иное, как паразит, нечто чуждое, инородное.(60).

Вот так зло появилось в гордом светоносном архангеле на Небе и теперь по его воздействию и внушению вполне может находиться внутри сердца человека, лишь только потому, что ты (я) допустили его туда. «Человек имеющий ненависть питает в себе самом диавола.»-сказал святитель Василий Великий. «-Если нам повелено Христом любить врагов, а мы ненавидим и любящих нас, то какому подвергнемся наказанию?»- заключает сятитель Иоанн Златоуст.

Где находился Рай?

Он находился вокруг человека и в человеке.
Когда же Бог сотворил человека по Образу Своему и Подобию, и жену его, то поселил их на землю. Земной рай, или прекрасный сад, в котором Бог поселил Адама и Еву, находился на востоке земли и назывался Эдемом. Посреди сада Бог насадил и два дерева. Одно- древо жизни, второе древо познания добра и зла.
И разрешил пользоваться всеми благами Рая, но вот только не срывать плодов и не есть с древа познания. Для чего Бог это сделал? Для того чтоб человек, будучи подобием Бога Самого мог делать свободно выбор. Быть верным заповеди Бога или нарушить. Отсутствие выбора не дало бы человеку в Раю быть свободным.
По природе своей дерево познания добра и зла не было смертоносным; напротив, оно было добро, как и все другое, что Бог сотворил, только Бог его избрал как средство воспитания послушания человека Богу, его совершенствования. Именно в том и есть человек как бог.

Священное Писание не сообщает нам, сколько времени продолжалась блаженная жизнь первых людей в раю. Но она возбуждала злобную зависть диавола, который, лишившись её сам, с ненавистью смотрел на блаженство других. После падения зависть и жажда зла сделались свойствами его существа. Всякое благо, мир, порядок, невинность, послушание стали ненавистны для него. Поэтому с первого же дня появления человека на земле, дьявол стремился расторгнуть благодатный союз людей с Богом и увлечь человека за собой в вечную погибель.

И вот явился он в раю — в виде змия, который " был хитрее всех зверей полевых" (61). Злой и коварный дух приблизился к жене.

Нет! Диавол не прополз как то под воротами Рая в сад райский, но мог быть в нём по Промыслу Божию.

Дьявол смог внушить Еве мысль в сердце её, что Бог не всегда говорит правду. У неё созрела мысль в её голове, что откушав эти плоды, можно стать самим богами без особого труда.
Обольщённая Ева вдруг видит, что плоды прелестны и вопреки Божию запрету, срывает их, пробует и несёт своему мужу Адаму вкусить их. Плоды скорее всего ничем не отличались от других, разрешенных, быть может даже были и не так сладки и приятны. Но человек поверил отцу всякой лжи- дьяволу и усомнился в словах Бога. Едва ли в этом вопросе может быть личное мнение, потому приведу цитату из главы "Падение первозданных" книги "Слово о человеке" святителя Игнатия (Брянчанинова):
В то время как наши праотцы наслаждались в раю, падший князь небесных сил с многочисленным сонмищем темных ангелов, уже низвергнутый с неба, скитался в поднебесной. По неисповедимым судьбам Божиим ему допущен был вход в рай, как еще не вполне отчаянному злодею. Эту благость Божию, привлекавшую заблудшего к сознанию греха и к раскаянию в нем, сатана употребил для совершения нового преступления, для неисцелимого запечатления себя во вражде к Богу. Диавол, вступив в рай, огласил рай богохульством, переплетенным ложью, и ознаменовал свое присутствие в раю погублением первозданных человеков, как прежде ознаменовал свое присутствие на небе погублением бесчисленного множества ангелов».

И сегодня нас предостерегает Евангелие,

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
(62).

Эти слова апостола Петра показывают, как близко возле каждого из нас находится злой дух - дьявол. Если он искушал даже Самого Господа Иисуса Христа, в Котором не было ничего греховного и нечистого, во время Его сорокадневного поста в пустыне, то оставит ли он какого-либо человека в покое?

Дьявол искушает человека, используя слабости его плоти. Искушение – это соблазн, исходящий от бесов, попытка диавола склонить человека в грех путем навязывания ему нечистых помыслов, возмущения и расстройства его внутреннего мира, разжигания телесных страстей и похотей. Глаза и уши являются теми каналами, через которые люди получают почти всю информацию из внешнего мира. Вот почему именно через эти наши телесные чувства дьявол более всего вводит нас в искушение. Каждый день, каждый час мы видим и слышим многое такое, что может ввести нас в искушение.

Святые Отцы говорят, если не было бы бесов, то не было бы и святых. Поэтому и сами искушения, как часть допускаемых Богом и, следовательно, тоже промыслительных действий, крайне нам необходимы. Только благодаря им мы можем упражняться, мы можем познавать себя и видеть кто мы есть на самом деле.

Как только в нас зародится один помысл, в котором нет любви, знайте, что мы приняли духа злобы. Принимая злую мысль, мы принимаем в свое тело самого врага. Духи невидимы, а мы даем им тело, чтобы были видимы.(63).

Сам дьявол не может творить что то. Ибо он – дух. Потому он похищает души людские завладевая умом. Грешник исполняющий волю дьявола по сути и является рабом греха. Он находится в общении, как бы в духовном «гареме» этого злого духа. Дух же этот проникает в ум, часто используя два открытых канала мозга, это зрение и слух. Не зря говорится, что глаза и уши, это мозг вынесенный наружу. По большому счёту – всевает свои семена в разум, в сознание человека. Оттого в мире так много творится зла. –«Весь мир лежит во зле».(64).

«Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим» (65).

По слову апостола Иоанна Богослова, «весь мир лежит во зле»). Он останется таким до конца времен, когда в последней великой битве будет окончательно побеждено зло.

Сегодня же «Диавол, будучи создание и раб Божий, озлобляет душу человека не столько, сколько хочет, но сколько дозволено будет Богом»- (66).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...