Расчеты эксплуатационных расходов по отдельным статьям номенклатуры расходов железных дорог
Рассматривая поочередно, все основные статьи расходов и устанавливая изменение их величин, можно определить себестоимость перевозок более точно, чем другими способами. Недостатком этого способа является большая счетная работа, требующая много времени. Порядок расчета себестоимости перевозок по отдельным статьям расходов на основе среднедорожных норм следующий: поочередно рассматривают все статьи эксплуатационных расходов, связанных с данными перевозками, а по каждой устанавливают измеритель, по величине которого рассчитывают расходы по перевозкам; определяют величину этих измерителей, приходящихся на рассматриваемые перевозки; делением расходов каждой статьи, взятых из плана или отчета на величину измерителя, получают расходы на единицу этого измерителя (в случае необходимости расходные ставки необходимо скорректировать); умножив, эти расходы на величину измерителя и сложив полученные результаты, получат общую величину расходов; к полученной сумме прибавляют в соответствующем размере общие по своему наименованию основные и накладные расходы. Величина общих для всех отраслей хоз-ва основных расходов может быть определена по установленному проценту к зар.плате,связанной с рассматриваемыми перевозками. Накладные расходы рассчитываются разными способами: % отношение по видам перевозок, от расходов, величина расходов на единицу перевозок.
Группировка расходов в зависимости от измерителей Точность результатов и достоверность выводов расчета и анализа зависит от правильного выбора измерителей. Расходы по каждой расходной статье должны быть связаны с измерителем и зависеть от объема и условий выполняемой работы. Расходы по текущему содержанию вагонов явно зависят от их пробега. В некоторых случаях в результате сложности производственного процесса, расходы зависят от нескольких измерителей работы. (расходы по ремонту верхнего строения пути –от протяженности линии и выполняемой работы и т.д.)
Можно распределять расходы между измерителями по расчету норм расходов материалов или рабочей силы, устанавливаемых для объемов работы (техн.сод.пути,содержанию станц.служащих и т.д.) или на основе анализа сравнительной динамики данной статьи и соответствующих объемов работы. Правильным способом анализа явл.установление связи расходов с измерителями работы при максимальном разделении эксплуатационных расходов. При определении зависимости расходов по ремонту лок-вов целесообразно разделить их на затраты по ремонту кузова,машины и ходовых частей,топливного оборудования и т.д. Установление и измерение связи отдельных статей с измерителями работы производится разными способами. Часто связь определяется на основе анализа характера производственной операции,расходы по которой учитываются в рассматриваемой статье. Можно выбрать наиболее соответствующие природе расхода измерители без дополнительных вычислений. Математические расчеты могут быть использованы как вспомагательные,если нельзя выбрать определенный измеритель,или придать сложной зависимости математическую форму. Математические приемы анализа состоят в том, что каждую группу расходов наносят ввиде точек на график,осью абцисс которого является измеритель,осью ординат- соответствующие расходы. Применение математических приемов без экон. анализа связи расходов с измерителями не дает обоснованных данных. Зависимость расходов обычно устанавливают экон.анализом. Производственный процесс жел.дорог состоит из большого числа операций,разнообразных по существу,характеру и значению.Если к каждой операции выбрать соответствующий измеритель,то их система станет громоздкой и сложной.Если система будет узкая,то будут искажены расходы.С одной стороны,необходимы упрощения,направленные на уменьшения кол-ва измерителей, с другой-упрощения не должны быть чрезмерными,чтобы не снизить точность расчетов.
Если сократить временные измерители (ваг-часы, лок-часы,бригадо-часы) то невозможно будет определить влияние на себестоимость технической и участковой скоростей,ср.суточного пробега лок-ва и ваг-на и т.д. а это приведет к искажению ряда решений технико-экономических проблем. Отнесение расходов, связанных с затратой усдовного топлива на измеритель «т-км брутто»,не учитывает или искажает влияние на себестоимость перевозок характера профиля пути,веса поезда,скорости движения поездов,типа и серии лок-ва,типа ваг-нов,его нагрузки и т.д. Система измерителей должна правильно отражать влияние на себестоимость всех факторов,не быть громоздкой. Необходимо правильно установить измерители,отражающие производственную сущность расходов. Выбор измерителей определяется целями,поставленными перед анализом себестоимости. Если необходимо сравнить варианты профиля и трассы,то должны быть расширены энергетические измерители(расход топлива,эл.энергии,механическая работа и т.д.) необходимы измерители отражающие расходы по постоянным устройствам. Пробежные и временные измерители работы подвижного состава должны быть учтены при анализе влияния на расходы основных показателей качества работы жел. дорог. Основная номенклатура измерителей должна быть единой для решения всех типов задач на жел. дорогах. В соответствии с технологическим процессом перевозок на жел.дорогах подразделяют расходы по начальной и конечной оперециям (с грузами и пассажирами) по формированию и движению поездов. Расходы разделяют на группы: По передвижению и простою подвижного состава; Маневровой работе; Обработке грузов и обслуживанию пассажиров на станциях; По содержанию и обслуживанию постоянных устройств И прочие расходы. Измерители выделены в группы: По линейной работе подвижного состава;
Маневровой работе; Обработке грузов и обслуживанию пассажиров на станциях; По содержанию и обслуживанию постоянных устройств.
Система измерителей Измерители делятся на: вагонные,локомотивные,поездные,которые в свою очередь подразделяются на: пробежные,временные,энергетические. Пробежные временные энергетическ Вагонные ваг-км ваг-часы
Локомотивные лок-км лок-часы квт.час эл/эн Бриг-часы кг усл топл Лок-час ман.раб. Поездные т-км брутто
На измеритель «ваг-км пас парка» относят зависящие от движения расходы по осмотру и тех.ремонту пас.вагонов,учитываемые по статье 258,согласно анализа 70% расходов этой статьи можно отнести к зависящим от размеров движения. На измеритель “ ваг-часы пас.парка» относят расходы по ремонту вагонов,которые зависят от времени их работы (деповской ремонт ст 260) и амортизационные отчисления (ст 263,264) На измеритель «ваг-часы пас.парка в движении» относят расходы по обслуживанию вагонов в пас.поездах (ст 165) и расходы по экипировке пас.вагонов (ст 255) На измеритель «электровозо-км в пас.движении» относят: А)расходы по текущему ремонту эл-зов,профилактическому и техническому осмотрам эл-зов (ст 110-115); Б) расходы по смазке (ст 108 материалы); В) расходы по экипировке (ст 38) Из расходов по статьям 38,110-115 берут только часть расходов,которая относится к пассаж.эл-зам,пропорционально лок-км. На этот измеритель относят отчисления на кап.ремонт пас.эл-зов,распределив расходы ст 102 между пасс.и груз.эл-зами и разделив аморт.отчисления.На него относят часть расходов зависящую от движения по содержанию контактной сети (ст 407) и ее амортизацию (ст 424) распределив эти расходы между пас.и гр. Перевозками,между электрической и моторвагонной тягой(с учетом соответствующего эквивалента) На измеритель «тепловозо-км» относят аналогичные расходы,за исключением ст 407 и 424.Расходы по тек.ремонту тепловозов их осмотру (ст 199-204) и экипировке (ст 197) распределив их между пассажр.грузовым движением и маневровой работой. На измеритель “электровозо-часы” или “ тепловозо-часы” в пассажр.движении относят выделенные из расходов по ст 102 и 164 отчисления на возобновление лок-вов в той части,как они относятся к пас.эл-зам и теп-зам.
На измеритель «бригадо-часы лок.бригад» в пас.движении относят расходы по работе пас.эл-зов ст 108 и теп-зов ст 168(по элементу затрат зарплата)Расходы по этим статьям по элементам затрат «электроэнергия «и «топливо» относят соответственно на расход электроэнергии электровозами и условного топлива тепловозами. На измеритель «бригадо-часы поездных бригад» в пас.движении относят расходы по сопровождению пас.поездов (ст 111) и багажных вагонов (ст 42). Кроме того на измерители в соответствующей доле относятся отчисления на соц.нужды,оплату отпусков,стоимость спецодежды и др. Расчет расходных ставок Для расчета расходных ставок зависящие от движения расходы распределяют на измерители. Расходные ставки определяют делением расходов,связанных с определенным измерителем,на величину этого измерителя. Предварительно необходимо выбрать из номенклатуры расходов те расходные статьи (или части их), которые зависят от данного измерителя. Расходные ставки определяют отдельно для пас. и грузового движения, маневровой работы. В зависимости от цели анализа и периода, определение зависимости от движения расходных групп может быть разным. 1.Если целью является анализ влияния на себестоимость и расходы различных факторов и измерителей в пределах одного года, то зависящие от движения расходы, только те,которые явно и полностью связаны с объемом работы и их изменение находит отражение в годовом финансовом отчете дороги. 2.Если анализ себестоимости выходит за рамки одного года,то зависящие расходы - это все расходы,изменяющиеся при изменении размеров движения. Расходы по содержанию,ремонту и обслуживанию верхнего строения пути,по содержанию станционного штата по технической части и ряд других в пределах одного годового периода принимаются постоянными.Но из года в год по мере роста объема перевозок расходы увеличиваются,а значит в какой-то мере зависят от размеров движения. Расходные ставки состоят в основном из производственных расходов. Основные общие расходы для всех хоз-в частично зависят от размеров работы,для разных отраслей процент основных расходов неодинаков. При определении расходных ставок такие расходы начисляют на расходы по зарплате по конкретному для каждого хоз-ва проценту К, полученному от деления зависящих от объема перевозок основных расходов общих для всех хоз-в (оплата отпусков,отчисления на соц нужды,стоимость спецодежды,скидки с ее стоимости,расходы связанные с износом малоценных и быстроизнашивающихся предметов производственного назначения и т.д.) на производственную зарплату.
Примерное значение величин К на одной из дорог Пассажирское хоз-во 15,2 Вагонное хоз-во 17,2 Грузовое «14,9 Хоз-во пути 16,8 Хоз-во движения 15,3 Хоз-во зданий и Электровозное депо 18,5 сооружений 16,8 Моторвагонные депо 22,1 Хоз-во электроснабж 15,5 Тепловозное депо 19,8
Расходная ставка 1 ваг-км Расходную ставку 1 ваг-км вагонов пассажирского вагона определяют: По ст 258 Осмотр и текущий ремонт ваг.пас.парка (70%) 4742 тыс.руб.в т.ч.зарплата 2898 общие расходы 487 пробег 59076000 ваг-км всего расходов (4742+487) тыс.руб. расходная ставка = (4742+487) 1000 59076000=0,089 руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|