Организация и технология работ по диагностике автомобильных дорог
Стр 1 из 13Следующая ⇒ ПРАВИЛА ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ОДН 218.0.006-2002
Дата введения 03.10.2002 г.
Предисловие
1. РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ кафедрой строительства и эксплуатации дорог Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета) и ГП «РОСДОРНИИ».
2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 03.10.2002 г. № ИС-840-р.
3. ВЗАМЕН ВСН 6-90.
Введение
Настоящий документ разработан взамен Правил ВСН 6-90 и предназначен в качестве руководства при выполнении диагностики, оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования и планировании дорожно-ремонтных работ. Правила определяют порядок выполнения работ по диагностике и оценке состояния дорог, раскрывают методологию оценки каждого показателя состояния дороги и формирования банка данных, рассматривают принципы планирования и оценки эффективности дорожно-ремонтных работ по результатам диагностики. Правила разработаны под руководством и при участии д-ра техн. наук, проф. Васильева А.П. (МАДИ-ГТУ) и канд. техн. наук Эрастова А.Я. (ГП «РОСДОРНИИ»), коллективом авторов в составе: д-ра техн. наук, проф. Яковлева Ю.М., канд. техн. наук, доц. Апестина В.К., канд. техн. наук Горячева М.Г., канд. техн. наук, доц. Кузнецова Ю.В., инж. Лугова С.В. (МАДИ-ГТУ), кандидатов техн. наук Чванова В.В., Живописцева И.Ф., Лушникова Н.А., Перкова Ю.Р., Смурова Н.М., Дудакова А.И., Волынского Б.М., Кретова М.А., инженеров Стрижевского A.M., Машкина В.О., Пучкова Е.А., Кульгавиной Н.Ю. (ГП «РОСДОРНИИ»). В документе использованы программные модули, разработанные инж. Ваниной Е.О. и Куликовым С.С.
В настоящий документ включены материалы Правил ВСН 6-90, в разработке которых участвовали: Попов В.А., канд. техн. наук, проф. Коганзон М.С., канд. техн. наук Белов В.Д., Мусатов С.А., Жилин С.Н., Субботин С.П., инж. Нестеренко В.Г. Замечания и предложения направлять по адресу: 125829, ГСП-47, Москва, А-319, Ленинградский проспект, 64, МАДИ (ГТУ), кафедра строительства и эксплуатации дорог.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие «Правила...» определяют цель, задачи и порядок диагностики, метод оценки состояния автомобильных дорог, а также порядок использования результатов оценки для принятия оптимальных управленческих решений на стадии планирования и оценки эффективности дорожно-ремонтных работ. Правила распространяются на федеральные автомобильные дороги и рекомендуются для применения на всех дорогах общего пользования Российской Федерации.
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие стандарты и нормативно-технические документы: 1. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. 2. ГОСТ 30412-96. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий. 3. ГОСТ 30413-96. Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием. 4. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. - М: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. - 112 с. 5. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. - 56 с. 6. СНиП 3.06.07-86. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1981. - 37 с. 7. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах: ВСН 4-81. Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1981. - 42 с. 8. Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. М.: Информавтодор, 2002. - 28 с.
9. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог: ВСН 24-88 / Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1989. - 198 с. 10. Указания по оценке прочности и расчету усиления нежестких дорожных одежд: ВСН 52-89. Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1989. - 70 с.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Диагностика автомобильных дорог - обследование, сбор и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования дорог и дорожных сооружений, наличии дефектов и причин их появления, характеристиках транспортных потоков и другой необходимой для оценки и прогноза состояния дорог и дорожных сооружений в процессе дальнейшей эксплуатации. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния - определение степени соответствия нормативным требованиям фактических потребительских свойств автомобильных дорог, их основных параметров и характеристик. Потребительские свойства дороги - совокупность ее транспортно-эксплуатационных показателей (ТЭП АД), непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей дорог и влияние на окружающую среду. К потребительским свойствам относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения, пропускная способность и уровень загрузки движением; способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешенными для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, а также экологическая безопасность. Технический уровень дороги - степень соответствия нормативным требованиям постоянных (не меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся только при реконструкции и капитальном ремонте) геометрических параметров и характеристик дороги и ее инженерных сооружений. Эксплуатационное состояние - степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания. Транспортно-эксплуатационное состояние дороги (ТЭС АД) - комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния на момент обследования и оценки, обеспечивающих ее потребительские свойства.
Технико-эксплуатационные качества или характеристики дороги (ТЭК АД) - характеристики надежности и работоспособности дороги как инженерного сооружения, к которым относят прочность дорожной одежды, ровность, шероховатость и сцепные качества покрытий, устойчивость земляного полотна и т.д. Качество дороги - степень соответствия всего комплекса показателей технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также уровня содержания нормативным требованиям. Эксплуатационный коэффициент обеспеченности расчетной скорости - отношение фактической максимальной скорости движения одиночного легкового автомобиля, обеспеченной дорогой по условиям безопасности движения или взаимодействия автомобиля с дорогой на каждом участке (Vф.MAX), к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности (VPACч): Коэффициент обеспеченности расчетной скорости - отношение (Vф.MAX) к базовой расчетной скорости (): За базовую расчетную скорость принята скорость = 120 км/ч. Тогда В практических расчетах рекомендуется пользоваться коэффициентом обеспеченности расчетной скорости.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ ПО ДИАГНОСТИКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Общие положения
Виды диагностики и оценки состояния дорог и состав исходной информации 4.1.1. Цель диагностики и оценки состояния автомобильных дорог состоит в получении полной, объективной и достоверной информации о транспортно-эксплуатационном состоянии дорог, условиях их работы и степени соответствия фактических потребительских свойств, параметров и характеристик требованиям движения. 4.1.2. Систематический мониторинг является основой управления состоянием автомобильных дорог и исходной базой для эффективного использования средств и материальных ресурсов, направляемых на реконструкцию, ремонт и содержание дорожной сети.
4.1.3. Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений производится систематически через установленные промежутки времени на протяжении всего срока службы дорог и дорожных сооружений. 4.1.4. Общая оценка качества и состояния автомобильных дорог производится по показателям потребительских свойств, обеспечиваемых фактическим уровнем эксплуатационного содержания, геометрическими параметрами, техническими характеристиками, инженерным оборудованием и обустройством. 4.1.5. Оценку качества и состояния автомобильных дорог производят: • при сдаче дороги в эксплуатацию после строительства с целью определения начального фактического транспортно-эксплуатационного состояния и сопоставления с нормативными требованиями; • периодически в процессе эксплуатации для контроля за динамикой изменения состояния дороги, прогнозирования этого изменения и планирования работ по ремонту и содержанию; • при разработке плана мероприятий или проекта реконструкции, капитального ремонта или ремонта для определения ожидаемого транспортно-эксплуатационного состояния, сопоставления его с нормативными требованиями и оценки эффективности намеченных работ; • после выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту на участках выполнения этих работ с целью определения фактического изменения транспортно-эксплуатационного состояния дорог. 4.1.6. По результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации выявляют участки дорог, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию и, руководствуясь «Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня. 4.1.7. Результаты диагностики и оценки дорог являются предпроектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог. В отдельных случаях, предусмотренных «Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», допускается взамен проекта разработка сметной документации на ремонт и содержание дорог на основании результатов диагностики и оценки их состояния. 4.1.8. Полученная на основе диагностики и оценки состояния дорог информация служит для формирования и систематического обновления автоматизированного банка дорожных данных (АБДД) как на федеральном, так и на территориальном уровнях.
4.1.9. Работы по диагностике и оценке состояния дорог должны выполнять специализированные организации, оснащенные соответствующими передвижными лабораториями, приборами и оборудованием. 4.1.10. По объему выполнения работ диагностику и оценку состояния дорог подразделяют на первичную и повторную. При первичной диагностике, как правило, измеряют и оценивают весь комплекс установленных параметров и характеристик состояния дороги, а также транспортного потока, а при повторной диагностике - только переменные, к которым относятся прочность дорожной одежды, продольная и поперечная ровность (глубина колеи), шероховатость и сцепные качества покрытия, характеристики транспортного потока и др. Кроме того, при повторной диагностике измеряют и оценивают те постоянные параметры и характеристики, которые были изменены в процессе ремонта или реконструкции. В необходимых случаях могут быть измерены и оценены отдельные группы или сочетания постоянных и переменных параметров и характеристик. Конкретные виды и объемы работ по диагностике и оценке состояния дорог устанавливают, руководствуясь «Временными нормативами объемов работ и периодичности диагностики и обследования, автомобильных дорог и мостов», утвержденными Федеральным дорожным департаментом 22 декабря 1993 г. (Прил. 1). 4.1.11. Детальную диагностику и оценку состояния мостовых сооружений осуществляют в соответствии с «Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог» ВСН 24-88, «Инструкцией по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах» ВСН 4-81 и СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний». В настоящих «Правилах...» предусмотрен порядок сбора информации о мостах и других искусственных сооружениях только в объеме, необходимом для оценки их влияния на движение автомобилей и пропуск транспортного потока. 4.1.12. Для оценки состояния дорог и дорожных сооружений необходимы сбор и анализ значительного объема основной исходной информации по следующим показателям, параметрам и характеристикам. 4.1.12.1. Общие данные о дороге: - номер и титул дороги, район ее расположения; - категория дороги, протяженность; - дорожно-климатическая зона; - орган управления и обслуживающая организация; - оценка уровня содержания дороги за последние 12 месяцев. 4.1.12.2. Геометрические параметры и характеристики: - ширина проезжей части, основной укрепленной поверхности дороги и укрепительных полос; - ширина обочин, в т.ч. укрепленных; тип и состояние укрепления обочин; - продольные уклоны; - поперечные уклоны проезжей части и обочин; - радиусы кривых в плане и уклон виража; - высота насыпи, глубина выемки и уклоны их откосов; состояние земляного полотна; - расстояние видимости поверхности дороги в плане и профиле. 4.1.12.3. Характеристики дорожной одежды и покрытия: - конструкция дорожной одежды и тип покрытия; - прочность и состояние дорожной одежды и покрытия (наличие, вид, расположение и характеристика дефектов); - продольная ровность покрытия; - поперечная ровность покрытия (колейность); - шероховатость и коэффициент сцепления колеса с покрытием. 4.1.12.4. Искусственные сооружения: - местоположение, тип, протяженность и габариты мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей; - грузоподъемность мостов, путепроводов и эстакад; - наличие и высота бордюров; - тип и состояние мостового полотна; - наличие, материал, тип, размеры и состояние труб. 4.1.12.5. Обустройство и оборудование дорог: - километровые знаки и сигнальные столбики; - дорожные знаки, их дислокация, состояние и соответствие нормам и правилам размещения; - разметка дороги, ее состояние и соответствие нормам и правилам нанесения; - ограждения, их конструкция, место расположения, протяженность, состояние, соответствие нормам и правилам установки; - освещение; - примыкания, пересечения с автомобильными и железными дорогами, их тип, местоположение, соответствие нормам проектирования; - автобусные остановки и павильоны, площадки отдыха, площадки для остановки и стоянки автомобилей, их основные параметры и их соответствие нормативным требованиям; - дополнительные полосы проезжей части и переходно-скоростные полосы, их основные параметры. 4.1.12.6. Характеристики движения по дороге: - интенсивность движения на характерных перегонах и динамика ее изменения за последние 3-5 лет; - состав транспортного потока и динамика его изменения с выделением доли легковых и грузовых автомобилей различной грузоподъемности, автобусов, других транспортных средств; - данные о дорожно-транспортных происшествиях за последние 3-5 лет с привязкой к километражу и выделением количества происшествий по дорожным условиям. 4.1.13. Кроме основной исходной информации для различных управленческих задач и формирования общей автоматизированной базы дорожных данных (АБДД) в процессе диагностики может собираться дополнительная информация, в частности: 4.1.13.1. Общая информация: - балансовая стоимость и износ дороги и дорожных сооружений; - местоположение, сроки, объемы и виды ремонта дороги за время эксплуатации; - ширина полосы отвода и площадь занимаемых земель; - система водоотвода и ее состояние; - коммуникации в полосе отвода; - вызывная и технологическая связь; - другая информация. 4.1.13.2. Защитные сооружения: - снегозащитные, ветрозащитные, шумозащитные и декоративные лесонасаждения и лесополосы; - снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин, отвалов, оползней и др. 4.1.13.3. Объекты обслуживания движения и дорожной службы: - АЭС, СТО, мотели, кемпинги, гостиницы, пункты питания, пункты медицинской помощи, пункты ДПС, автовокзалы, съезды и въезды к этим объектам; - здания и сооружения дорожной службы, базы противогололедных материалов, пескобазы, места дислокации дорожных машин и др. 4.1.13.4. Населенные пункты и характеристика прилегающей территории: - жилая застройка; - наличие населенных пунктов, через которые проходит дорога, с разделением их по числу жителей (более 50 тыс. или менее 50 тыс.); - наличие особых правил дорожного движения в населенных пунктах; - наличие населенных пунктов (с числом жителей более 50 тыс.), находящихся в стороне от дороги (до 20 км), с указанием расстояния до них от дороги. 4.1.13.5. Пересечения и примыкания: - пересечение в одном уровне крестообразное; - пересечение в одном уровне кольцевого типа; - примыкание в одном уровне «Т»-образного типа; - пересечение или примыкание с регулируемым или нерегулируемым движением; - категория пересекаемой дороги; - ширина проезжей части пересекаемой дороги и тип покрытия; - угол пересечения; - наличие и тип направляющих островков; - пересечение с трамвайной линией; - перекрестки в городах и населенных пунктах; - направление (населенный пункт, ДРСУ, поле, лес и т.д.) и расстояние до объекта; - съезды и выезды к АЗС, СТО, пунктам питания, площадкам отдыха, гостиницам и т.д.; - количество путей для железнодорожного переезда; - наличие шлагбаума для железнодорожного переезда. 4.1.13.6. Ширина проезжей части: - ширина основных полос движения; - ширина дополнительной полосы на подъем; - уширение на кривой малого радиуса; - ширина переходно-скоростной полосы (полоса разгона и торможения) в зоне примыканий и пересечений, в зоне автобусных остановок и т.д. с указанием местоположения начала и конца полос. 4.1.13.7. Дорожные сооружения и элементы обустройства, влияющие на безопасность движения: - подземные и надземные пешеходные переходы; - тип освещения с указанием начала и окончания местоположения; - расположение опор путепроводов на проезжей части; - подпорные стенки путепроводов или тоннелей, расположенные на обочине; - препятствия для движения с указанием их местоположения; - светофорное регулирование с указанием расположения светофоров; - пункты автоматизированного учета интенсивности движения; - дорожные метеорологические станции. 4.1.13.8. Местоположение: - телефона; - источника питьевой воды и мойки автомобилей вне площадок отдыха; - таможни (контрольного пункта); - пункта весового контроля; - поста ГИБДД; - разрывов для разворота автомобилей. 4.1.15. Конкретный объем дополнительно собираемой информации определяется договором (контрактом) на выполнение работ по диагностике и оценке состояния дорог.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|