Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Реализация данной задачи связана с формированием умения оценивать собственную познавательную и практическую деятельность на уроках, осознавать причины удач и неудач, умения восполнять недостающие знания, что предусмотрено заданиями и рекомендациями рубрики «Проверим себя» в конце каждой темы. Памятка «Оценка выполненной работы», которая дана в приложении (с. 120), содержит вопросы, которые позволяют не только дать внешнюю оценку работе, но и обсудить удачные и неудачные решения в выборе материалов, технологий, конструктивных особенностей. Кроме того, каждый урок предусматривает подведение общего итога и ответа на вопрос «Что нового вы узнали на уроке?». Данный вопрос вытекает из тем уроков, представленных в 1 и 2 классах в вопросительной форме, а в 3 классе — они отражают конструкторские, технологические, материаловедческие и общекультурные проблемы, позволяющие в конце уроков также задавать тот же вопрос: «Что нового вы узнали на уроке?». Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. В курсе технологии предусмотрено знакомство, использование и работа с опорой на следующие знаково-символические средства: условные значки, чертежи, схемы. Условные обозначения даны на с. 4 и на полях страниц учебника. Кроме того, знаково-символическими являются и технологические карты, которые с помощью схематических рисунков дают информацию о порядке изготовления изделий. Страницы учебника также насыщены схемами-рисунками, например с. 34, 35, 40, 42, 46 и др. К схемам решения учебных и практических задач можно отнести и алгоритмы действий, данные в памятках во 2—4 классах (см. приложения в конце учебника).
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. Речевые средства активно используются во всех классах во время обсуждения учащимися предлагаемых заданий и вопросов, во время работы в группах, при выполнении проектов. Успешное знакомство с ИКТ (теоретическое и практическое) обеспечено содержанием разделов в учебнике 3 класса — «Информационная мастерская». Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Учебник имеет в конце технологический словарь. В рубрике «Совет!» ученикам предлагается поискать дополнительную информацию в книгах, журналах, энциклопедиях, Интернете, например с. 19, 29, 39, 86 и др. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Для решения поставленной задачи в содержание курса включены познавательные тексты и статьи по темам с соответствующими вопросами и заданиями. Беседа по вопросам помогает учителю проверить понимание текста. Обсуждение и рассуждения развивают логическую связную речь учеников. Кроме того, в учебниках есть задания, в которых ученикам предлагается найти дополнительную информацию в различных источниках и подготовить короткие сообщения на заданную тему. Такие задания также направлены на развитие умения составлять тексты и представлять их в устной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям обеспечено достаточным количеством, включенных в учебник, вопросов об используемых материалах, конструктивных особенностях и технологии изготовления предлагаемых образцов изделий (см. в учебнике перед иллюстрациями, практическими заданиями, а также памятки по анализу изделий). Умение классифицировать формируется с помощью вопросов и заданий, включенных в учебник, например с. 55, 69, 72—73 и др. Обучение установлению аналогий и отнесения к известным понятиям кроме момента урока по анализу образца осуществляется при исследовании новых материалов (их свойств). Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Содержание курса, построенное, главным образом, в форме вопросов предметного и проблемного характера, обеспечивает организацию на всех уроках диалогового общения, овладение учащимися умением слушать собеседника и вести диалог; возможность существования и обсуждения различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Такие виды заданий заложены в содержание учебников, начиная с 1 класса, а соответствующая деятельность начинается с обучения умению слышать ответы и рассуждения одноклассников, высказывать свои суждения, обосновывать своё мнение с помощью учителя. К 4 классу эти умения доводятся до уровня сформированных коммуникативных УУД, которые совершенствуются в процессе групповых проектных работ. О пределение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Данный результат достигается в процессе групповой работы, в ходе выполнения проектных работ (рубрика «Наши проекты»). Подготовка к проектной деятельности осуществляется через накопление предметных знаний и умений, а также развитие творческого мышления (вышеописанная система вопросов и заданий проблемного характера для индивидуальных занятий и в групповых работах). В 3 классе — систематическое обучение умению работать в группах — проектные задания. О владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Реализация данной задачи обеспечивается тем, что содержание курса выстроено таким образом, что освоение предметных знаний строится на основе сравнительного изучения базовых конструкторско-технологических понятий путем переноса известного в новые ситуации. Например, свойства ткани изучаются в сравнении с изученными прежде свойствами бумаги. Свойства пластика — в сравнении со свойствами ткани и бумаги. Также изучаются способы соединения разных материалов и т.д. Система вопросов и заданий построена таким образом, что при проведении практических исследований, пробных упражнений, при выполнении практических работ, с последующим сравнением, как самих процессов, так и их результатов, позволяет показать учащимся существенные связи и отношения между объектами и процессами, их сходства и различия. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Материальная среда — самая природосообразная и познавательная для младших школьников в силу их возрастных особенностей познания окружающей действительности. Поэтому умение работать в ней заключатся в формировании у школьников способностей наблюдать, исследовать материальные объекты, анализировать, изучать отдельные стороны, законы и закономерности создания этой среды (технологический процесс), практическое овладение способами созидания (конструкторско-технологическими умениями) (см. пункты выше). Учебник насыщен иллюстрациями, схемами, текстами, которые существенно дополняют возможности реальной материальной среды и обеспечивают полноценное и качественное усвоение материала. Анализ наблюдаемых изображений (см. вопросы рубрики «Обсудим вместе»), работа по технологическим картам, обеспечивают формирование умения создания реальных объектов материальной среды, доступных по сложности и полезных по назначению.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования содержание учебника направлено на достижение следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы: Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственномзначении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важностиправильного выбора профессии. Данная задача решается через проведение бесед по иллюстрациям и вопросам учебника соответствующих тем — с. 6—10, 17—19, 37—39, 63—65, 90, 96, 103—105, 108, 109. На решение данной задачи также направлены задания по поиску дополнительной информации в книгах, журналах, энциклопедиях, Интернете (о таких заданиях было изложено выше). У своение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. Данная задача решается через знакомство с профессиями людей и продуктами их труда (см. выше), через наблюдение и обсуждение конструктивных, технологических и художественных особенностей строений, изделий декоративно-прикладного искусства, знакомство с техникой и технологиями — с. 10—15, 18—23, 28—29, 38—39, 50, 54—55, 64—65, и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|