Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика методического аппарата учебника




Возможности методического аппарата учебника «Технология. 3 класс» направлены на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В структуру и содержание учебника заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.

Для этого методический аппарат учебника построен с учётом возможности применения в практике учителя широкого спектра современных технологий, методов, форм, приёмов и иных образовательных ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности: (дополнительное использование рабочей тетради):

· ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность (в 3 классе — это доминирование вопросов для диалогового общения (рубрика «Обсудим вместе»), заданий опытно-исследовательского характера, неполное изображение этапов изготовления изделий, требующее предварительного подробного анализа практического задания;

· значительный воспитательный потенциал (воспитание уважительного отношения к труду и людям труда, трудолюбия, заботливого и внимательного отношения к близким и друзьям — сквозная идея курса);

· ориентация на здоровьесбережение младших школьников (это сочетание умственных и практических действий на каждом уроке, выполнение групповых практических заданий в пределах 20 минут, возможность расширения двигательной активности учащихся при выполнении проектных практических заданий);

· возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества (это позволяют реализовать проектные задания, предполагающие распределение общей работы в соответствии с интересами, способностями и возможностями учащихся); реализации педагогики сотрудничества (уважительное отношение к ученикам в ходе бесед, обсуждений, оценки результатов их труда);

· возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной работы (содержание позволяет успешно реализовать все формы обучения, т.к. реализуется через деятельностный, продуктивный методический подход обучения). В 3 классе осуществляется фронтальное обсуждение познавательного материала и общих особенностей конструкции и технологии предлагаемых проектных заданий по памятке, данной в приложении (с. 119), а также обсуждение будущих конкретных изделий в группах; индивидуально выполняется ряд заданий декоративного характера и подарочного назначения;

· проектные задания, творческие и практические работы, учебные диалоги (с 3 класса характер практических работ носит, главным образом, проектный характер; об отличие комплексной творческой работы от индивидуальных и групповых, но конкретных заданий рассказывается во вводной теме (с. 8—9); общий алгоритм работы над проектом дан в приложении (с. 121), специфические ключевые вопросы для обсуждения проектных заданий, даны в каждой теме в практической части; учебные диалоги проводятся на основе вопросов рубрики «Обсудим вместе»);

· преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие (реализуется через методический аппарат учебника — проблемное введение новых знаний через обсуждение по предложенным вопросам, опытные исследования, пробные поисковые упражнения по открытию нового знания и умения, анализ образцов изделий с целью выявления известного и неизвестного);

· практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования универсальных учебных действий (в 3 классе практическая направленность содержания обеспечена реальной практической значимостью выполняемых работ (подарки, игрушки, декоративные изделия для украшения интерьеров и др.), межпредметная связь с изобразительным искусством, математикой и окружающим миром, а также с русским языком — активное речевое развитие через диалоги, обоснование своего мнения, обсуждение по вопросам);

· возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира (реализация образов природы с помощью изучаемых материалов, например природных, бумаги и картона, создание макетов и моделей технических устройств);

· возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий и электронного сопровождения.

Кроме того, в учебнике выстроена специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри учебника, так и за его страницами в поисках дополнительных источников информации.

Указанные возможности методического аппарата экспертируемого учебника способствуют:

· развитию мотивации к учению, интеллектуальной, творческой, проектной деятельности обучающихся (этому способствует отношение сотрудничества учителя и учеников, особенности отбора и построения содержания учебника, обеспечивающие сохранение и поддержание у детей чувства успешности, желания творчески выполнять практические задания на уроках, продолжать собственную творческую работу по внеурочное время);

· реализации системно-деятельностного подхода в обучении (обеспечивается дидактически выстроенной системой последовательного освоения технико-технологических знаний и умений внутри каждого раздела, иллюстрациями и вопросами к ним в познавательной части каждого урока, четкий алгоритм выполнения проектных заданий с опорой на вопросы и памятки (с. 119, 121), самостоятельное планирование, подготовка рабочего места, реальная самостоятельная работа по выполнению проектного задания, коллективное обсуждение результатов работы, итоговое обобщение о том, что нового ученики узнали на уроке;

· формированию навыков самооценки и самоанализа обучающихся (обязательная часть каждого урока — деликатное фронтальное обсуждение результатов работы на уроке, качества изделий и недостатков самими учащимися, итоговое обобщение);

· реализации требований современной информационно-образовательной среды (учебник состоит из основой части и дополнительного информационного материала, позволяющего приучать детей пользованию памятками и дополнительной информацией для поиска нужного ранее освоенного умения и его использования в самостоятельной работе, также имеется возможность использовать иные информационные носители — книги, энциклопедии, Интернет вместе со взрослыми, ОЭР).

Методический аппарат учебника обеспечивает:

· овладение приёмами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему (в 3 классе в учебнике представлено большое количество заданий на поиск дополнительной информации по изучаемой теме, например с. 16, 19, 29, 39, 44, 55 и др.);

· формирование навыков самостоятельной учебной деятельности возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса (это в первую очередь реализуется в процессе проектной деятельности учащихся, которая является основной по форме в 3 классе; этому также способствует методический аппарат учебника — вопросы к иллюстрациям вместо текстов, задания исследовательского характера, пробные упражнения, рубрика «Мастер советует», памятки приложения);

· учёт актуализации жизненного опыта обучающихся (специфика учебного предмета «Технология» в том, что изучение любой информации об окружающей техносфере начинается и опирается в первую очередь на жизненный опыт детей);

· установление межпредметных связей (в 3 классе межпредметная связь с изобразительным искусством, математикой и окружающим миром, а также с русским языком — активное речевое развитие через диалоги, обоснование своего мнения, обсуждение по вопросам, с литературой — чтение познавательных и деловых статей в книгах, энциклопедиях, отбор и оформление необходимой по теме информации);

· возможность применения полученных знаний в практической деятельности (в 3 классе ученики знакомятся с некоторыми видами художественных техник, со способами изготовления подвижных игрушек, способами декора изделий из разных материалов, эти знания и умения могут быть использованы для подготовки подарков близким людям, ровесникам, пожилым, или как наглядное пособие на уроках, например, изготовленные призмы могут использоваться на уроках математики не только в 3 классе, но и старших классах).

· формирование умения использовать научную терминологию (т. к. изучение содержания курса основано на освоении универсальных технико-технологических знаний и умений и смежных понятий, например, по изобразительному искусству и математике. Данные понятия выделены в темах и после их открытия включаются в активный словарь школьников при обсуждении проблем, используются в диалогах, в оценочной деятельности результатов труда. Активному обращению с терминологией и поиску нужных понятий также способствует словарик в конце учебника).

· развитие способности аргументировано высказывать свою точку зрения (данное умение развивается в ходе обсуждения проектных заданий, результатов проведения опытных исследований, выполнения пробных упражнений).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...