Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соответствие содержания учебника возрастным и психологическим особенностям учащихся




Стиль и содержание изложения материала доступны и понятны учащимся данной возрастной группы.

В содержании учебника учтены:

· Уровень личностного развития учащихся данной возрастной группы.

Данное требование реализуется в 3 классе, прежде всего, через обращение к имеющимся знаниям учащихся о культуре своего и других народов, например, с. 18—23, 28—29, 38—39 и др., о профессиях (с. 19, 39, 50, 64, 68 и др.). Умение сотрудничать в общей работе развивается закладываться при выполнении проектных заданий, которые являются доминирующими в курсе 3 класса. Самооценка и поддержание уверенности в себе развивается в процессе выполнения групповых проектных заданий. Сохранение мотивации к предмету технологии обеспечивается системным построением заданий, балансом их сложности и доступности. Выполнение групповых проектных работ позволяет осуществлять взаимопомощь, учит радоваться успехам учащихся, как своей группы, так и других.

· Ведущая деятельность, характерная для учащихся данной возрастной группы.

Содержание учебника и его методический аппарат набавлен на поддержание активной познавательной деятельности учащихся. Она реализуется в процессе опытных исследований, обсуждений, в самостоятельном поиске ответов на выявленные проблемы с опорой на рисунки, вопросы учителя и включенные в приложение памятки по дизайн-анализу изделий, оценке выполненной работы и др. Реализацию потребности исследовать, искать причинно-следственные связи обеспечивает яркий, чёткий иллюстративный ряд учебника, позволяющий проводить учебные наблюдения, сравнения, изучение конструктивных особенностей изображенных изделий, подбирать подходящие материалы. В учебнике предусмотрено достаточное количество заданий на проведение пробных тренировочных упражнений, как способ самостоятельного открытия нового знания и умения (например, с. 25, 26, 33, 34 и т.д.), проблемные вопросы в рубрике «Советы мастера». Минимальное количество текстов для чтения, максимальное число проблемных вопросов позволяет организовывать беседы и диалоги между учителем и учащимися, между самим учащимися, поддерживающие и стимулирующие природную познавательную активность учеников.

· Жизненный опыт обучающихся данной возрастной группы, в том числе опыт жителей городской и сельской местности.

По логике самого учебного предмета технологии естественным образом строится на жизненном опыте детей. В частности, изучение каждой темы, особенно познавательной её части, отталкивается от жизненного опыта учеников, предложений в первую очередь вспомнить и обсудить то, что ученики уже знают по теме урока. На страницах учебника имеются обращения с просьбой рассказать об аналогичных по теме традициях родного края, например, с. 21, 23, 29, 39 и др. Изделия подобраны таким образом, чтобы их могли без материальных проблем изготовить ученики, проживающие в любой местности страны. Кроме этого, в методическом пособии учителю указано о возможности замены изделий при соблюдении определённых дидактических условий.

· Гендерный подход.

Третьеклассники, как мальчики, так и девочки, в силу своих психофизиологических особенностей любознательны во всех видах деятельности. Поэтому в учебнике представлены самые разнообразные практические задания и познавательные материалы декоративно-прикладного и технического характера, позволяющие выполнять их всеми учащимися, а также выявлять учителю интересы и наклонности детей.

 

4. Содержание учебника реализует принцип научности, учитывающий возрастные и психологические особенности учащихся начальной школы, а именно:

· Предоставляет возможность «расширения» информационного поля учащегося (наличие ссылок на внешние ресурсы: пособия, рабочие тетради, книги, журналы, интернет-ресурсы и пр.).

Первый раздел учебника «Информационная мастерская» обучает учеников самостоятельно (без помощи учителя) работать с внутренними познавательными ресурсами компьютера и с ОЭР на внешних носителях. Раздел учебника «Справочник мастера», включающий памятки по выполнению отдельных этапов работы, рисунки-подсказки, текстовый словарик технико-технологических терминов, изучаемых и обсуждаемых в 3 классе, позволяют расширить возможности самостоятельного поиска информации и её использования, а также кругозор, стимулируют интерес к учебному предмету. Учебник дополнен рабочей тетрадью. Её материал позволяет организовать дополнительные занятия, изготавливать изделия дома детям вместе с родителями.

· Способствует формированию интереса к углубленному изучению предмета (рубрики, задания повышенной трудности, дифференциация, задания для проектной деятельности, творческие задания, практические работы и пр.)

Данное требование реализуется в первую очередь наличием в каждой теме познавательной части под рубрикой «Обсудим вместе». Предлагаемые вопросы позволяют выстроить беседу таким образом, чтобы информация была представлена широко во всех аспектах — познавательно, профориентационно, личностно. В большинстве тем в практической части представлено по несколько образцов изделий. В некоторых случаях они заметно различаются по сложности изготовления. Это позволяет дифференцировать задания или сделать учащимся самостоятельный выбор. Кроме того, в учебнике увеличено число технических заданий, стимулирующих и инициирующих познавательную деятельность и техническое творчество, способствует развитию технических интересов и конструкторско-технологического мышления учеников, имеющих соответственные природные способности и интересы.

· Содержит сведения о передовых достижениях современной науки, техники и технологий в соответствующей предметной области, например с.10—15, 39, 54—55, 86—87.

· Знакомит с определёнными теориями, идеями, понятиями, фактами, относящиеся к данной области знаний с учетом ступени обучения и в соответствии с фундаментальным ядром общего образования.

Одна из задач курса — дать ученикам первоначальныеосновы технологического образования. В связи с этим изучение содержания курса строится на основе открытия и освоения учениками универсальных технико-технологических понятий и способов обработки материалов, доступных детям. В связи с этим, в 3 классе дается познавательная информация о компьютере, его составных частях, соответствующая терминология, вводится понятие «творчество» (с. 8), «проект» как творческая работа (с. 6—9), расширяются представления о технологии ручной обработки материалов (открываются как частные способы обработки материалов на основе известных, так и новые — о развёртке — с. 69), технические знания и умения — о подвижных механизмах — с. 108—117 и др. Школьники совершенствуют умение читать сложные чертежи развёрток и выполнять на их основе разметку деталей (с. 68—79), изготавливать изделия на основе доступных художественных техник (с. 90—101).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...