Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические типы философии. 3 занятие.




Часть.

Тема №1.

Философия, ее роль в жизни общества, круг ее проблем.

Цель: Раскрыть содержание предмета философии, ее основные направления.

  1. Предмет философии. Специфика философского знания. Связь философии с другими науками.
  2. Мировоззрение и философия. Исторические типы и формы мировоззрения: миф, религия, философия.
  3. Основной вопрос философии в структуре философского знания. Материализм и идеализм. Основные формы материализма и идеализма.
  4. Общественно – исторический характер философии. Философия в системе культуры. Функции философии.

 

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Каково соотношение философии и мировоззрения?
  2. Какие исторические типы мировоззрения вам известны? В чем их отличие от философии?
  3. Как формулируется основной вопрос философии и в чем состоит его мировоззренческое и методологическое значение?
  4. В чем состоят мировоззренческая и методологическая функции философии?
  5. Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания: экономисту, юристу, психологу, педагогу?

 

Темы рефератов и докладов.

Мифология как исторический тип мировоззрения.

Современные социальные мифы.

Философия и частные науки.

Проблемы научности философского мировоззрения.

 

Литература.

Ермаков К. Старая философия и новые религии.// Мысль.1994.№2.

Налимов В.В. Размышления о путях развития философии. // Вопросы философии.1993.№9.

Соколов В.В. Основной вопрос философии в его историко – философской конкретности и развитии. // Философские науки.1990.№8.

Розин В.М. Методология и философия: осмысление современной ситуации. // Философские науки.1991.№3.

Торосян В.Г. Ценность философии. // Вопросы философии.1993.№9.

Хайдеггер М.Г. Что такое философия? // Вопросы философии.1993.№8.

Гаджиев К.С. Политическая философия: формирование и сущность. // Вопросы философии.1995.№7.

Библер В.С. Что есть философия? Очередное возвращение к исходному вопросу. // Вопросы философии.1995.№1.

Пашнина Д.П. Неопределимость мифа и особенности организации мифопоэтической картины мира. // Вестник МГУ. Сер.7.2001.№5.

Рачков П.А. Конец и бесконечность философии – (концепции, их истоки и историко – смысловое значение). // Вестник МГУ. Сер.7.2001.№5.

Оруджев В.М. Философия прошлого. // Вестник МГУ. Сер.7.2002.№3.

Основным вопросом философии является отношение к миру.

 

 

Тема 2.

Исторические типы философии. 1 занятие.

Цель: Рассмотреть разнообразие философских систем Индии, Китая и Греции в древний период.

  1. Своеобразие становления и развития философии древнего Востока. Человек в философии и культуре древнего Востока:

1.1. Древнеиндийская философия: джайнизм и буддизм.

1.2. Философские школы в древнем Китае.

  1. Древнегреческая философия: космоцентризм. Основные этапы развития античной философии. Объективная диалектика материалистов. Развитие диалектики в учениях объективного идеализма. Философия Платона и Аристотеля.

 

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Как вы понимаете: идеи Логоса у ранних философов древней Греции; Апории Зенона: «Лжец», «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела»; Выражения Гераклита: «В ту же реку вступаем и не вступаем», «Существуем и не существуем»; Афоризм Протагора «Человек есть мера всех вещей»?
  2. В чем заключается рационализм в философии древней Греции?
  3. В чем специфика конфуцианского мировоззрения?

 

Темы рефератов и докладов.

Человек и космос в античной философии.

Концепция «идеального государства» Платона.

Сократ. «Трагедия жизни и смерти».

Социально – этические взгляды Аристотеля.

Первые законы Солона.

Философия и мифология древней Греции.

Человек в философии и культуре древнего Востока.

Даосизм и Дао в Китае.

Классическая веданта и неоведантизм.

Философия природы в Индии.

 

Литература.

Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х тт. М.,1972.

Дао и даосизм в Китае. М.,1982.

Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М.,1987.

Проблема человека в рациональных китайских учениях. М.,1988.

Костюченко В.С. Классическая веданта и ведантизм. М.,1983.

Лысенко В.Г. Философия природы в Индии: атомизм, школы вайшешика. М.,1986.

Семенцев В.С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике. М.,1985.

Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.,1988.

Фролов И.Т. Введение в философию. М.,1990.

История философии в кратком изложении. М.,1991.

Асмус В.Ф. Историко – философские этюды. М.,1984.

Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах. // Вопросы философии. 1995.№5.

Касымжанов А.К., Лукавин Р.К., Харенко Е.Д. Великий мыслитель Востока. М.,1975.

Панфилова Ф.В. Человек в мировоззрении Востока. // Культура и религия. 1991.№5.

Заболотных Э.М. Неклассические составляющие в учениях индийских логиков. // Вестник МГУ. Сер.7.2001.№4.

Переломов Л.С. Конфуций. «Лунь Юй». М.,1998.

Мень А. История религии. М.,1990.

 

 

Тема 2.

Исторические типы философии. 2 занятие.

Цель: Рассмотреть специфику философского знания в период средневековья, в системе Запад-Восток; проанализировать коренной перелом в мировоззрении эпох Возрождения и Нового время, основы научных исследований.

  1. Средневековая философия: теоцентризм. Номиналистическая критика теоцентризма. Специфика средневековой схоластики.
  2. Развитие философских знаний в Арабском средневековье.
  3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Антропоцентризм. Пантеизм – специфическая черта натурфилософии. Религиозная реформация.

 

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. В чем специфика средневековой схоластики?
  2. В чем заключается проблема человека в средневековой философии?
  3. В чем сущность философских законов Фомы Аквинского?
  4. В чем заключается принцип совпадения противоположностей Николая Кузанского?
  5. Назовите основные характеристики гелиоцентризма.
  6. Кому принадлежит изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую». К какому философскому направлению относится этот мыслитель?
  7. Прокомментируйте следующее высказывание Гольбаха: «Именно побуждения вождей делают народы то воинственными, то суеверными, то безрассудными».

 

Темы рефератов и докладов.

Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.

Проблемы души и тела в средневековой философии.

Бэкон и Декарт о методах познания.

Проблема разума и веры Фомы Аквинского. Свобода воли.

Антропоцентризм и проблема личности в философии Возрождения.

Философские воззрения Коперника и Бруно.

Пантеизм как специфическая черта философии эпохи Возрождения.

 

Литература.

Лейбниц Г.В. Монадология. Соч. в 4-х тт. Т.1. М.,1982.

Курс лекций по древней философии. М.,1981.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,1979.

Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.

Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. VII – XII вв. М.,1980.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.,1978.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М.,1969.

Антология мировой философии. В 4-х тт. М.,1969.

Мир философии. В 2-х тт. М.,1991.

Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х томах. М.,1989.

Грюнбаум А.Г. Происхождение против творения в физической космологии. // Вопросы философии. 1995.№2.

Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах. // Вопросы философии. 1995.№5.

Чанышев А.Н. Возрождение и Дж. Бруно. // Вестник МГУ. Сер.7.2002.№1.

 

Тема 2.

Исторические типы философии. 3 занятие.

Цель: Рассмотреть основные философские системы, что нового они внесли в мировую философскую мысль.

  1. Классическая немецкая философия.

1.1. философское учение Гегеля.

1.2. метафизический идеализм И. Канта и субъективный идеализм И. Фихте.

  1. Возникновение и развитие марксистской философии.

2.1. формирование философской позиции К. Маркса и Ф. Энгельса.

2.2. дальнейшее развитие марксизма Г.В. Плехановым и В.И. Лениным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...