Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы рефератов и докладов.




Категория бытия в философии.

Основные формы и диалектика бытия.

Бытие мира – предпосылка его единства.

Бытие человека в мире вещей.

Философские концепции бытия в античной Греции.

Взгляды философов – просветителей Казахстана на проблему бытия.

Материальное единство мира в свете достижений современной науки.

 

Литература.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Собр. Соч. в 9-ти тт. Т. 1,2.

Энгельс Ф. Анти – Дюринг. Собр. Соч. Т.20.

Доброхотов. Категория бытия в классической западно – европейской идеологии. М.,1986.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1977. гл.1. «Бытие как совершенство, красота как бытие».

Кант И. Критика чистого разума. Собр. Соч. в 6-ти т. М.,1964. Т.3.

Гегель Ф. Энциклопедия философских наук. Любое издание.

 

 

Тема 5.

Материя и сознание.

Цель: Рассмотреть философские категории «материя» и «сознание», их взаимсвязь.

  1. Развитие философских представлений о материи.

1.1. движение как способ существования материи;

1.2. пространство и время как формы существования материи.

  1. Сознание – свойство высокоорганизованной материи, высшая форма отражения действительности.

2.1. происхождение и сущность сознания;

2.2. идеальное и материальное сознание и самосознание.

 

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Материальны ли следующие явления: свет, пространство, время, информация, вакуум, тень, угрызение совести?
  2. Эквивалентны ли следующие суждения: все объекты материальны; все объекты состоят из материи?
  3. Из каково понимания материи исходили ученые заявляя в начале XX в. что

материя исчезает?

4. Какие из ниже перечисленных ниже явлений материальны? Аргументируйте

свой ответ.

а)головная боль, б)болезнь, в)мираж, г)галлюцинации, д)сновидения, е)тень

человека, ж)созвездие, з)время.

5. Как вы понимаете выражение: «Движение абсолютно, а покой относителен»?

б. Расположите следующее явления по степени сложности форм движения:

а)замерзание воды, б)оползень, в)вращение земли вокруг солнца, г)рабочее

движение, е)рождение ребенка;

7. Какова роль труда и языка в формировании и развитии сознания?

8. Как соотносится материальное и идеальное в деятельности человека?

9. Эквиваленты ли суждения:

Вся материя отражает.

Вся материя ощущает.

Темы рефератов и докладов

Социальная форма движения материи, ее специфика и сущность.

Проблема субстанции и материи в современной идеалистической философии.

Теория относительности и философия.

Соотношение биологического и социального в происхождении сознания.

Формы движения материи и эволюция отражения.

Место интуиции в структуре сознания.

Думают ли животные?

Современная наука о природе бессознательного.

Философские проблемы модернизации мыслительных процессов в

кибернетических системах. Человек и компьютер.

Литература

1. К.Маркс, Ф.Энгельс. Святое семейство. Собр.соч. 2-е изд. т.2, стр. 143.

2. Ф.Энгельс. Из подготовительных работ к Анти-Дюрингу. Собр.соч. т.20,
стр.631-632.

3. Ф.Энгельс. Диалектика природы. Собр.соч.т.20.

4. В.И.Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. Собр.соч. т. 18.

5. Диалектика в науках, природе и человеке: эволюция материи и ее структурные
уровни. М., 1983.

6. Л.Б.Баженов, Е.К.Морозов, М.С.Слуцкий. Философия естествознания. М.,
1966.

7. И.Л.Розенталь. Элементарные частицы и структура Вселенной. М., 1987.

8. Пространство и время. Киев, 1984.

9. М.Д.Ахундов. Концепция пространство и времени: истоки, эволюция,
перспективы. М., 1982.

10. Дж.Уитроу. Структура и природа времени. М., 1984.

11. А.Д.Черник. Физика времени. М., 1987.

12. Н.П.Дубровский. Что такое человек? М., 1983.

13. Н.П.Дубровский. Проблема идеального. М., 1983, гл.1, 11.

 

 

Тема 6.

Диалектика и ее альтернативы.

Концепция развития. 1 занятие.

Цель: Проанализировать, что составляет сущность диалектики, каково ее значение для философии.

1. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Диалектика и метафизика. Основные исторические формы диалектики.

2. Основные категории диалектики.

3. Принцип диалектики.

4. Концепция детерминизма и ее развитие.

 

Задания для практической работы.

Вопросы.

1. Что такое диалектика? В чем ее противоположность метафизике, эклектике, софистике?

2. Что общего и в чем различие между диалектикой объективной и субъективной?

3. Как связаны между собой принцип единства мира и принцип развития?

4. Можно ли признавать движение материи, в то же время отрицая ее развитие?

5. Укажите соотношене между понятиями «развитие», «прогресс» и «регресс». Может ли развитие быть регрессивным? Всякое ли развитие – это прогресс?

Темы докладов и рефератов.

Системный подход в научном познании.

Диалектика Гегеля и Маркса.

Диалектика возможного и действительного в переходном обществе.

 

Литература.

Маркс К. К практике политической экономии. Предисловие. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13.

Энгельс Ф. Анти – Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х тт. М.,1989.

Абеляр П. Диалектика. // Вопросы философии. 1992.№3.

Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995.№1.

Садовский В.И., Поппер К. Гегелевская диалектика и формальная логика. // Вопросы философии.1995.№1.

Швырев В.С. Как нам относиться к диалектике? // Вопросы философии. 1995.№11.

 

 

Тема 6.

Диалектика и ее альтернативы.

Концепция развития. 1 занятие.

Цель: Рассмотреть законы диалектики, их всеобщность.

1. Закон перехода количественных изменений в качественные в процессе развития категории «количество», «качество», «мера». Понятие «скачок».

2. Закон единства и противоположностей – ядро материалистической диалектики. Противоположность бытия и сознания.

3. Диалектика закона отрицания.

 

Задания для практической работы.

Вопросы.

1. В каком соотношении находятся понятия «качество» и «свойство»?

2. «Существует не качество, а лишь вещи, обладающие качеством».(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.) Как вы понимаете эту мысль Ф. Энгельса? Означает ли она, что вещи первичны по отношению к своим качествам? Вытекает ли из этого, что вещи более реальны, чем их качества?

3. Каково соотношение понятий «взрывной скачок», «постепенный скачок», «эволюция», «революция»?

4. В чем различие между понятиями «противоположность» и «противоречие»?

5. Действует ли закон единства и борьбы противоположностей только в процессах развития или в движении тоже?

6. Почему движение невозможно без отрицания?

7. В каких из ниже перечисленных афористических высказываниях нашел отражение закон отрицания отрицания?

Новое – это хорошо забытое старое.

Перед каждым паровозом бежит тень лошади.

Клин клином вышибается.

Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.

 

Литература.

Энгельс Ф. Анти – Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

Ленин В.И. Философские тетради. ПСС. Т.29.

Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х тт. М.,1989.

Диалектика материалистического мира. М.,1985.

Вернадский В.И. Основные законы диалектики. М.,1981.

Кедров б.М. Беседы о диалектике. М.,1983.

Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии и истории Гегеля. // Вопросы философии. 1995.№1.

 

 

Тема 7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...