Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы рефератов и докладов.




К. Маркс об особенностях «азиатского способа производства».

Особенности формирования и развития базиса и надстройки в современный период.

Сущность цивилизационного подхода в изучении общественных процессов.

 

Литература.

Гегель. Философия права. М.,1984.

Дилеренский Г. Конец истории или смена цивилизации. // Вопросы философии. 1991.№3.

Бекун, Шумован. Что за третьей волной? // Полис. 1991.№5.

Вебер М. Протестантская этика и дух каптализма. М.,1990.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1991.

 

 

Тема 2.

Общество как саморазвивающаяся система.

Занятие: Сущность диалектико – материалистического подхода к обществу и его истории.

Цель: Проанализировать общество с помощью диалектического метода.

  1. Суть диалектико – материалистического подхода к обществу:

1.1. материальное и идеальное в обществе;

1.2. содержание и методологическое значение категорий «общественное бытие» и «общественное сознание» для научного познания истории;

1.3. диалектика «общественного бытия» и «общественного сознания» в развитии общества.

  1. Материальные и идеологические отношения, объективные критерии и их различия. Относительная противоположность материального и идеального в общественной жизни.

 

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Чем общественные законы отличаются от законов природы?
  2. Проиллюстрируйте примерами проявления диалектики стихийности, сознательности и организованности в историческом процессе.
  3. Каковы главные причины различного воздействия общества на природу в современных условиях?

Темы рефератов и докладов.

Причинность и целеполагание в общественной жизни.

Философские основы сути диалектики общественного бытия и общественного сознания.

Специфика общественного бытия в современный период.

 

Литература.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. ПСС.Т.21.

Философия Гегеля и современность. М.,1973.

Глезерман Г. Законы общественного развития. М.,1979.

Дж.Л. Клайн. Гегель и Соловьев. // Вопросы философии. 1996.№10.

Шеррер Ю. Переосмысление прошлого. // Вопросы философии. 1995.№5.

 

 

Тема 3.

Общественное сознание.

Цель: Выявить сущность и значение общественного сознания.

  1. Сознание и высшие формы психологической деятельности – мышление, память, воля, эмоции.
  2. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь.
  3. Структура общественного сознания: обыденное, теоретическое, идеология, общественная психология, массовое сознание.
  4. Монизм и плюрализм в мышлении.

 

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Признаете ли вы, что сознание и мышление являются свойствами не только живой материи?
  2. Может ли машина когда – нибудь стать социальным субъектом?
  3. Существуют ли неопределимые различия между человеком и компьютером?
  4. Может ли мышление осуществляться без эмоций? Если не, тогда сознание мыслящей машины невозможно без моделировния эмоционально – чувственной сферы человека?

Темы рефератов и докладов.

Мышление и кибернетика.

Какой быть идеологии в Казахстане?

Традиции и новации. Диалектика взаимоотношений.

 

Литература.

Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х тт. М.,1989.

Проблема развития психики. М.,1981.

Аженов М., Максименко Н. Какой быть идеологии в Казахстане? // Мысль. 1994.№1.

Кишибеков д. Какой быть идеологии? // Мысль. 1993.№10.

Мырзалин С.К. Социализм похоронили. Что делать дальше? // Мысль. 1993.№5.

 

 

Тема 4.

Проблема человека в философии. Личность и общество.

Занятие.

Цель: Рассмотрение проблемы человека в философии.

  1. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека.
  2. Единство природного и социального в человеке. Основные факторы антропосоциогенеза: орудийная деятельность, язык и т.д.
  3. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека.

 

Задания для практической работы.

Вопросы.

Как вы понимаете определение К. Маркса: «… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»?

Если человек продукт общественных отношений, а его сознание есть нечто иное, как отражение бытия, тогда как объяснить поразительные различия в мировоззрении и поведении близнецов?

Продолжается ли биологическая эволюция человека?

Темы рефератов и докладов.

Философия о смысле жизни человека.

Жизнь после смерти.

Человек на Земле и во Вселенной.

 

Литература.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Собр. Соч. Т.20.

Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х тт. М.,1989.

Жотибаев Н. Человек высшая ценность. // Мысль. 1993.№8.

Франк С.Л. Смысл жизни. // Вопросы философии. 1990.№6.

 

 

Тема 4.

Проблема человека в философии. Личность и общество.

Занятие.

Цель: Рассмотрение человека как личностного субъекта.

  1. Приоритетное значение проблемы личности в философии.
  2. Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
  3. Отчуждение личности. Личность в системе «необходимость и свобода».

 

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. В чем смысл понятия «отчуждение»? каковы причины отчуждения человека в обществе?
  2. «Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы… нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем поклониться». (Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы.) Согласны ли вы объяснить, почему это происходит?
  3. Вы могли бы предложить эффективную систему нравственного воспитания в современных условиях?

Темы рефератов и докладов.

Я и моя свобода: свобода выбора и свободный выбор.

Личность и свобода: социально – нравственный аспект.

 

Литература.

Березин С. Индивидуальная свобода как условие нравственности общества. // Мысль. 1994.№2.

Березин С. Личность и свобода: социально – нравственный аспект. // Мысль. 1993.№4.

 

 

Тема 5.

Социальное прогнозирование.

Цель: Рассмотрение сущности социального прогнозирования, его целесообразность.

  1. Исследование глобальных проблем членами Римского клуба с позиции «нового гуманизма».
  2. Идея конференции общественной жизни в глобальном масштабе.
  3. Концепция Евразийского Союза. Утопия или реальность.

 

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Как вы понимаете лозунг ученых Римского клуба «Мыслить глобально, действовать локально»?

Темы рефератов и докладов.

Переход к «информационному» обществу как перспектива развития стран и народов.

Специфика новой системы японского менеджмента в Японии. По ст. Миллерова М. «Японский прорыв». // Свободная мысль. 1991.№15.

 

Литература.

Бердяев Н.А. Новое средневековье. М.,1992.

Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М.,1993.

Поччен А. Человеческие качества. М.,1985.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...