Задание № 4. Морфологические нормы.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок). Образец: (теплый) какао – теплое какао. (Третий) авеню, (жаркий) сирокко, (новый) школа-интернат, (пожилой) маэстро, (строгий) рефери.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа. Погоны, якут, ботинок, западня, сапер. 3. Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариант. 1. Необходимо устранить все (тормозы – тормоза), мешающие экономическому развитию предприятия. 2. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари – токаря) и (слесари – слесаря) – инструментальщики. 3. Автор создал запоминающиеся литературные (образы – образа) своих современников. 4. У милицейского поста проверяли (пропуски – пропуска).
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, предлоги. 1. Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Необходимо сделать упор (проблема) адаптации системы управления (рыночные преобразования). 3. Его можно назвать (хороший хозяйственник), но можно назвать и (талантливый предприниматель).
2. Замените определительные предложения причастными оборотами. 1. Захар, который был ленив от природы, был ленив еще и по своему лакейскому воспитанию. 2. Бледный свет, который был похож на чуть разбавленную синькой воду, заливал горизонт. 3. Гордость за подругу, которая превращалась в большевика, смягчила тяжелое положение Павла.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Слушатели были покоре(н, нн)ы зач…рова(н, нн)ы повергнуты в раздумья каждому представился самому по себе (в) одиночку пр…мкнуть к тому что веками сл…галось в трагических заблуждениях и оз…рениях разума веч(?)но ищущего себя (во)вне и в (то)же время (в)месте (со)всеми ко(л, лл)ективно воспр…нять Слово уд…сят…ряющее силу пения от сопр…час…ности к нему множ…ства душ….
ВАРИАНТ № 15
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты. Недвижимость, намерение, квартал, донельзя, гладильный. 2. Вставьте, если это нужно, пропущенные буквы. Дико…браз, болагослов…ение, конста…тировать, аге…ство, э…скорт.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Произведите синонимические замены иностранных слов. Фаэтон, регламент, рантье, миткаль, катрен.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию. 1. Первым лидером чемпионата была Россия. 2. До затмения солнца оставался час времени. 3. Выпускники вузов постоянно сталкиваются с проблемой трудоустройства на работу. 3. Составьте словосочетания с паронимами. Главный – заглавный, криминальный – криминогенный, праздный – праздничный, пастырский – пасторский, бережный – бережливый.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. 1. «Ты у меня будешь кататься как кот в масле», – сказал он невесте. 2. Соловья песнями не кормят. 3. Он всегда играл первую дудку.
2. Объясните смысл образных выражений. 1. Рог изобилия. 2. Со щитом или на щите. 3. Сизифов труд.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок). Образец: (теплый) какао – теплое какао. (Новый) шампунь, (богатый) рантье, (солнечный) Капри, (вкусный) сациви, (крошечный) колибри. 2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Ботинок, георгин, рельс, мочало, щупальце. 3. Просклоняйте числительное: 1274. Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Перепишите предложения, раскрывая скобки. 1. Благодаря (проведенное преобразование) предприятие перестало быть убыточным. 2. Вопреки (постановление) перфект административного округа не получил необходимых полномочий. 3. Появляется возможность ориентации модели (рыночная экономика). 4. Еще раз повторяю (своя просьба). 2. Замените определительные предложения причастными оборотами. 1. Улица, которая вела в город, была свободна. 2. За столом рылся в книгах счетовод, который недавно приехал из станицы. 3. Ржавая осока, которая была все еще зеленой и сочной, склонялась к земле.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. (С)начала физкультурники стояли (на)вытяжку перед своим руководителем потом пошли (в) ногу (в) след за ним. Мне (не) (с) руки было охватить ствол но все (таки) я п…пыталась (з, с)делать это надеясь так сползти (в) низ где ожидало меня что(то) неизвес…ное. Здесь должна быть брусника и ее во (что) (бы) (то) (ни) стало нужно р…зыскать. (По)моему надо и…ти дальше (в) глубь леса но мои подружки (в)рас…ыпную разбегаются по поляне и уже сыплют в к…рзинки кр…ваво-красные ягоды. ВАРИАНТ № 16
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты. Директоров, договор, феномен, ходатайствовать, эксперт. 2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН: [ ЧН ] или [ ШН ]? Кузьминична, скворечник, яичница, ничто, друг сердечный. Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Произведите синонимические замены иностранных слов. Нувориш, рейтинг, рэкет, фиаско, стагнация.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию. 1. Патриот своей Родины. 2. Памятный сувенир. 3. Огромная махина. 4. Народный фольклор. 5. Автобиография жизни. 6. Свободная вакансия.
3. Составьте словосочетания с паронимами. Освоить – усвоить, хозяйский – хозяйственный, техничный – технический, представить – предоставить, тактичный – тактический.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. 1. Он перемывал из пустого в порожнее. 2. Никому и никогда он шапку не ломал 3. Бабушка на двоих сказала.
2. Объясните смысл образных выражений. 1. Панический страх. 2. Перейти Рубикон. 3. Свирепый, как Цербер.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок). Образец: (теплый) какао – теплое какао. (Шерстяной) кашне, (мощный) пенальти, (пятый) авеню, (красный) вуаль, (теплый) Сочи.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа. Носки, манжеты, очистки, святыня, полотенце.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения. 1) с 582, 2) о 374, 3) к 8121, 4) в 32.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов. Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности. Очарован (пейзаж), написано (ум), ставить (карта), пародия (классицизм), раненный (дуэль).
2. Замените определительные предложения причастными оборотами. 1. Тополя, которые были покрыты росой, наполняли воздух нежным ароматом. 2. Мой друг, который был подавлен воспоминаниями, отвернулся и замолчал. 3. Грузинка, которая держала кувшин над головой, медленно спускалась к реке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|