Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. С…реневый штиль окружал судно и зап…лнял к…юту. Из(за) вершин гор пр…чудл…вый с…луэт которых мог бы прийти в голову только в…ликому а…стракц…онисту подн…малось со…нце. Оно раск…лило до алого цвета тр…угольник неба вернее туч… между двумя вершинами. А остальное небо было в л…ловой тума(н, нн)ой мгле. Вода возле ж…лтого песка ни…кого берега была бледной едва голубой. Темы практических занятий Тема 1. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Норма и варианты. Нормы орфографические, лексические и грамматические. Контрольные вопросы: 1. Определите понятия «нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи». 2. Что понимается под нормой литературного языка? Что такое варианты норм? Охарактеризуйте виды норм. Выполните задания: Орфоэпические нормы. Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах: Арбуз, алфавит, аристократия, баловать, безудержный, валовой, добыча, договор, дозвониться, завидно, задолго, заиндеветь, закупорить, укупорить, заржаветь, красивее, кухонный, ломоть, мастерски, мельком, мизерный, набело, новорожденный, обеспечение, озлобленный, осведомить, плесневеть, премировать, приговор, призывной (пункт, возраст), призывной (зовущий), принудить, прозорливый, усугубить, ходатайство, черпать, щавель, экспертный. Лексические нормы. Задание 1. Составьте словосочетания со следующими паронимами. Образец: дружный коллектив – дружеский разговор. Удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский – соседний, хозяйский – хозяйственный, обидный – обидчивый, тяготится – тяготеет, бережный – бережливый.
Задание 2. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологическое выражение. Как говорят: 1. О том, кто часто меняет свои решения; 2. О том, кто часто бездельничает; 3. О человеке, который пришел не вовремя, некстати; 4. О кротком, безобидном человеке; 5. О человеке высокого роста; 6.О болтливом человеке; 7. О бесследном исчезновении кого-либо; 8. О положении, когда опасность грозит со всех сторон; 9. О человеке маленького роста; 10. О человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности; 11. О чувстве большой неловкости, стыда; 12. Об очень дальних родственниках; 13. О бесшабашном человеке; 14. О беспорядке, неразберихе, царящих где-либо; 15. О том, кто не знает чего-либо всем известного? Грамматические нормы. Задание 1. Слова в скобках поставьте в форме родительного падежа единственного числа. Учтите возможность вариантов. Образец: много народу (народа) – интересы народа. Килограмм … - запасы … (сахар). Кусок … - производство (сыр). Хотелось поесть … - сорт …(виноград). Не мешало бы выпить … - Расширились плантации … (чай). Нужно было долить … - запах … (бензин). Много …из ничего. –Не выношу такого (шум). Он с … не умрет. – Испытывать чувство … (голод). Прибавьте мне … - Зеленый цвет … (салат). Литература: 1. Орфоэпический словарь русского языка. Под редакцией Р.И. Аванесова. М. Изд-во «Русский язык». 2000. 2. Фразеологический словарь русского языка. Составитель Степанова М.И. С.-Петербург. 2003. Тема 2. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Контрольные вопросы: 1.Охарактеризуйте сферу применения научного стиля, его роль в жизни общества и языка. 2. Что такое терминология? Каковы особенности термина? Выполните задания. Задание 1. Подготовьте аннотацию на первую лекцию курса «Русский язык и культура речи». При написании можете использовать образцы клише:
В книге исследуется (что?); показано (что?); большое место в работе занимает рассмотрение (чего?); в монографии дается характеристика (чего?); исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как; в книге анализируется (что?); главное внимание обращается (на что?); используя (что?); отмечается, что; подчеркивается, что; в книге дается (что?); раскрываются (что?); описывается (что?); особое внимание уделяется вопросам (чего?); в работе нашли отражение разработка проблем (чего?); вопросы (чего?); показывается (творческий) характер (чего?);)устанавливаются критерии (чего?); в книге подробно освещается (что?); характеризуется (что?); рассматривается (что?); в статье на основе анализа (чего?) показано (что?); констатируется, что; говорится о; в заключение кратко разбирается (что?). Литература: [2, с.74]. Тема 3. Языковые формулы официальных документов. Контрольные вопросы: 1.В какой форме (устной или письменной) преимущественно функционирует этот стиль? 2.Перечислите основные подстили официально-делового стиля речи. Выполните задания. Задание 1. Укажите на различие в оформлении двух заявлений. Напишите аналогичное заявление от своего имени. В отдел фотокопий Государственной библиотеки РФ От академика Жереха Н.И., проживающего по адресу: Москва, ул. Волгина, д.6, кв. 13 заявление Прошу сделать мне фотокопию книги Выготского Л.С. «Вопросы теории и истории психологии», т.2. – М., 1982, необходимую для научной работы. Декану исторического факультета Московского государственного Университета им. М.В.Ломоносова проф. Соколову И.С. аспирантки кафедры истории средних веков Драгоевой Н.А. заявление Прошу командировать меня в Санкт-Петербург в библиотеку Академии наук сроком на 10 дней для ознакомления с архивными материалами по теме диссертации. Дата (подпись) Задание 2. Укажите констатирующую и распорядительную части в данном приказе. Отметьте грамматические особенности той и другой части. Приказ №37 15.05.93 Об активизации работы по пропаганде и распространению печатных изданий среди молодежи Во исполнение решения Правительства Москвы от 24.04.93 №4281 «Об активизации работы по пропаганде и распространению среди молодежи печатных изданий, раскрывающих внутреннюю и внешнюю политику российского государства»
ПРИКАЗЫВАЮ: 1). Директорам магазинов городского подчинения организовать выставки, раскрывающие роль молодежи в перестройке, к 01,07.93. 2). Директорам районных книжных объединений утвердить планы пропаганды и распространения книг среди молодежи через народные книжные магазины и отделения Всероссийского общества любителей книги к 15.07.93. 3). Директору магазина т.Зайцевой Л.А. разработать предложения о создании молодежного клуба книголюбов на базе магазинов №185 «Молодая гвардия» до 15.07.93. 4). Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела организации торговли т.Петрова И.В. Генеральный директор (личная подпись) А.В.Горбунов Литература: [2, с.354-370].
7 Содержание и оформление контрольных работ
Контрольная работа включает в себя основные разделы курса «Русский язык и культура речи»: 1.Орфоэпические нормы. 1.1. Нормы произношения 1.2. Нормы ударения (акцентологические) нормы 2. Лексические нормы 2.1. Лексическое значение русских и заимствованных слов 2.2. Виды речевых ошибок 2.2.1. Нарушение лексической сочетаемости 2.2.2. Употребление слова в несвойственном ему значении 2.2.3. Употребление паронимов 2.2.4. Многословие (плеоназм и тавтология) 2.2.5. Лексическая недостаточность 2.2.6. Употребление синонимов и антонимов 3. Употребление фразеологизмов; фразеологическая синонимия и антонимия 4. Грамматические нормы 4.1. Морфологические нормы 4.1.1. Категория рода существительных 4.1.2. Категория числа существительных 4.1.3. Стилистические особенности числительных 4.2. Синтаксические нормы 4.2.1. Нормы управления и согласования 4.2.2. Употребление причастного и деепричастного оборотов 4.2.3. Случаи согласования сказуемого с подлежащим 5. Употребление функциональных стилей. 5.1. Признаки и назначение официально-делового, научного, публицистического, разговорного стилей. Требования к оформлению контрольных работ: контрольные работы выполняются на листах формата А4 по ГОСТ 2.301-68. Текст может быть выполнен рукописно или с помощью средств компьютерной техники. Рукописный текст может быть записан на одной стороне листа формата А4 с высотой прописных букв не более 10 мм. Текст следует размещать, соблюдая размеры полей:
правое –15 мм; левое – 30 мм; верхнее - 15 мм; нижнее – 25 мм. При оформлении текста, заголовков, иллюстраций, таблиц, и приложений следует руководствоваться с требованиями ГОСТ Р 1.5-2002, ГОСТ 2.105-95. Листы контрольной работы нумеруют арабскими цифрами. Номер листа проставляют на нижнем поле листа справа. На титульном листе номер листа не проставляют.
Вопросы для подготовки к зачету 1. Культура речи, основные понятия. 2.Основные качества речи(богатство, чистота, выразительность, ясность, понятность, точность, правильность). 3. Языковая норма, ее роль в становлении языка. 4. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. 5. Устная и письменная речь. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. 6. Функциональные стили современного русского языка. Значение термина «функциональный стиль». 7.Особенности стилей литературного языка (научного, научно- технического, официально-делового, газетно-публицистического, разговорно-обиходного, литературно-художественного). 8. Взаимодействие функциональных стилей. Стилистически окрашенная лексика. 9. Понятия «книжная лексика», «разговорная лексика», «стилистически нейтральная лексика». 10. Научный стиль. Лексические особенности научного стиля речи. 11. Научный стиль. Грамматические особенности. 12. Научный стиль. Синтаксические особенности. 13. Специфика использования элементов различных уровней в научной речи. 14.Речевые нормы научной и учебной сфер деятельности. 15.Официально-деловой стиль. Особенности официально-делового стиля. 16. Язык и стиль письменных документов. 17. Реклама в деловой речи. 18. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. 9 Основная, дополнительная и нормативная литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2000. 2. Русский язык и культура речи. Под ред. Проф. В.И. Максимова. М., 2000. 3. Культура русской речи. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 1998. 4. Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. М., 1998. 5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические нормы. Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1997. 6. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. М., 1998. 7. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1998. 8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи. М., 1997.
9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987. 10. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. М., 1980. 11. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. М., 2000. 12. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М., 2000. 13. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1973. 14. Максимовский М.В. Этикет делового человека. Краснодар, 1996. 15. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1997. 16. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 2000. 17. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов. М., 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|