Психологическое изучение волейбольной команды
Предсоревновательная психологическая подготовка, представленная в предыдущем параграфе, не затрагивает проблем групповой психологии, проблем команды. Вполне очевидно, что реализация этих психолого-педагогических воздействий будет возможной лишь в том случае, если тренер достаточно глубоко ориентируется в таких вопросах, как лидерство, совместимость, взаимоотношения, межличностное взаимодействие и т. д. Таким образом, изучение и понимание тренером характерных психологических особенностей своей команды - это непременное условие, необходимое для планомерной и эффективной ее подготовки. Элементы социальной психологии приобретают все больший и больший вес в теории и практике спорта, в особенности если речь идет о командных видах спорта. Именно поэтому есть необходимость познакомиться с некоторыми методиками, позволяющими выявлять сложные внутренние процессы, протекающие в команде и недоступные для обычного наблюдения. Изучение структуры взаимоотношений в команде методом социометрии. Структура взаимоотношений начинается с того, что между игроками в той или иной форме проявляются предпочтения, межличностные выборы. Например, игрок А стремится к сближению, к развитию эмоциональных контактов с игроками Б и В, если речь идет об игровом взаимодействии. Но он же отдал эмоциональное предпочтение совсем другим членам команды, если имеется в виду какая-то неформальная ситуация, например совместный отдых, развлечение и т. д. Поэтому психологи выделяют как деловые, так и личностные мотивы общения и выбора, а в соответствии с этим - формальную и неформальную структуры группы (команды). В идеальном варианте - неформальная и формальная структуры взаимоотношений в команде в основном совпадают, а игровые амплуа и уровень мастерства отдельных игроков удачно дополняют друг друга. Но так бывает, к сожалению, крайне редко. В любом случае тренеру крайне важно точно и конкретно знать, каковы внутренние процессы, протекающие в команде, которые либо способствуют, либо препятствуют формированию взаимопонимания и сплоченности.
Метод социометрии основан на том, что межличностные выборы можно, оказывается, достаточно четко регистрировать, обсчитывать и в итоге получать даже количественные показатели, информирующие тренера о характерных психологических особенностях той или иной команды. Процедура исследования. Каждый член команды получает регистрационный бланк со списком всех игроков. Против каждой фамилии предлагается соответствующей цифрой обозначить положительную или отрицательную направленность своего межличностного выбора. Предлагается следующая шкала приемлемости: +2 - выбрал бы непременно, обязательно; +1 - скорее всего выбрал бы, 0 - затрудняюсь ответить; -1 - скорее всего не выбрал бы; -2 - не выбрал бы никогда. Против своей фамилии предлагается произвольно поставить любую цифру и листок при этом не подписывать. Первичная обработка результатов состоит в том, что составляется так называемая матрица приемлемости (табл. 1). Таблица 1.
Для примера приведена матрица, составленная по результатам исследования одной из волейбольных команд. Дальнейшая обработка результатов приводит к получению определенных коэффициентов, характеризующих психологию команды.
Коэффициент приемлемости индивидом группы показывает особенности отношения отдельных игроков к команде в целом. An = En / 2*(n-1), где An - искомый коэффициент, En - алгебраическая сумма баллов по горизонтали; n - число членов группы, принявших участие в исследовании. Вычислим данный коэффициент для некоторых игроков. An (7) = (0 + 2 - 2 - 1 + 1 + 0 - 1) / 2*(8-1) = 1/14 = -0,07 An (8) = (- 1 + 2 + 2 + 1 + 2 + 2 + 1) / 2*(8-1) = 9/16 = 0,63 Коэффициент приемлемости индивида группой показывает отношение к отдельному игроку. Aгр = Eгр / 2*(n-1) где Aгр - искомый коэффициент, Eгр - алгебраическая сумма баллов по вертикали. Расценка. Коэффициенты An и Агр можно считать благополучными, если их значения находятся в пределах 0,4 и выше. Отсюда становится ясным, что картина взаимоотношений в обследованной команде крайне неблагоприятна. Из 16 коэффициентов подавляющее большинство далеко от удовлетворительных значений. А некоторая часть выражается в значениях со знаком "минус". Теоретически рассмотренные коэффициенты могут колебаться в пределах от + 1 до -1. Игроки, вошедшие в матрицу под номерами 7 и 8, были взяты не случайно, поскольку их данные, хотя и имеют частный характер, иллюстрируют негативные процессы, протекающие в команде. Например An(7) = -0,07, а Aгр (7) = = 0,70, то есть, в то время как команда к этому игроку относится с очень высокой степенью приемлемости, отношение игрока к команде явно негативное. Противоположная картина у другого игрока: Аn(8) = 0,63, а Aгр (8) = 0. Все это - очень тревожные симптомы, свидетельствующие о значительной дисгармонии, скрытой конфликтности в структуре взаимоотношений. Имея матрицу приемлемости, можно вычислить еще один коэффициент, который (в отличие от предыдущих) носит интегративный характер. Это коэффициент сплоченности. Его формула выглядит так: U = E(+) - E(-) / n(n-1) где U - искомый коэффициент, E(+) - сумма взаимно положительных выборов; E(-) - сумма взаимно отрицательных выборов. Таким образом: U = (14-6)/8*7 = 8/56 = 0,14 Расценка этого коэффициента зависит от числа исследуемой группы: для групп численностью 15-20 чел. -0,5-0,6; 10- 15 чел. -0,6-0,7; 10 и более -0,7 и выше. Коэффициент U = 0,14, полученный в данной команде, свидетельствует о полнейшем отсутствии сплоченности в ней.
Интересно добавить, что тренер, работавший в этой команде, полагал, что взаимоотношения в его команде пусть и не идеальные, но в общем-то благополучные. Лишь специальное исследование позволило выявить весьма негативные стороны психологического климата в команде. Проводя социометрические исследования, нужно твердо помнить, что существуют принципиальные требования, нарушая которые невозможно получить достоверные результаты. 1. Результаты исследования ни в коем случае не должны становиться известными команде, быть предметом обсуждения и т. д. Этой информацией должен располагать только тренер для того, чтобы корректно и с должным тактом использовать ее в процессе воспитательной работы с командой. 2. Процедура исследования должна носить самостоятельный и анонимный характер для членов команды, то есть необходимо создать такие условия во время исследования, чтобы игроки имели возможность зафиксировать в регистрационных бланках именно свой собственный выбор, не испытывая влияния от кого бы то ни было и не опасаясь за последствия. Исследователю при этом нужно определенным образом промаркировать регистрационные бланки каждого члена команды. 3. Исследование весьма полезно периодически повторять, комбинируя и варьируя ситуации выбора. Это даст возможность изучить Динамику психологического климата в команде, а также сопоставить между собой в сравнительном плане формальную и неформальную структуры взаимоотношений. Изучение эффективности игрового взаимодействия методом контролируемого наблюдения (МКН). В практике спортивных игр известно немало различных способов записи игры, которые позволяют в той или иной степени оценить эффективность технико-тактических действий игроков во время матча. Целесообразность их применения не вызывает сомнений. Однако все эти способы отличаются одной слабой стороной: фиксируются при этом только лишь особенности двигательной активности игроков в матче (передвижения, Передачи, удары, блокирование и т. д.).
Современного тренера не может не интересовать психологическая сторона игрового взаимодействия, внутренняя структура игровых коммуникативных связей. Команда, которая претендует на успех, всегда имеет свое лицо, свой стиль игрового взаимодействия. Отход от своего стиля, как правило, связан с ошибками в действиях и защиты и нападения. В таких случаях говорят, что команда потеряла свою игру, что соперники заставили ее это сделать. Тренер во время матча, по мере своих возможностей, пытается управлять действиями команды. При этом МКН позволяет ему оперативно и своевременно фиксировать особенности игрового взаимодействия и тем самым чувствовать пульс игры, вносить определенные коррективы. Количественные и качественные параметры эффективности игрового взаимодействия, определяемые по ходу игры посредством такой схемы, чрезвычайно взаимосвязаны, и их не нужно разделять, обособлять друг от друга. Так, например, подсчитав количество обращений и действий по каждой из четырех категорий в первой партии, тренер получает достаточно ясную картину, показывающую, насколько команда сохраняет или, наоборот, отходит от оптимального для нее (и только для нее) стиля игрового взаимодействия. Это значительно надежнее, нежели оценивать это на глаз, интуитивно. Каких-то общепринятых установленных норм нет и не может быть, поскольку игровой стиль любой более или менее квалифицированной команды неповторим. Практическое применение МКН позволяет тренеру измерить и достаточно точно определить параметры оптимального для своей команды стиля игрового взаимодействия. Для этого достаточно подвергнуть контролируемому наблюдению определенное количество успешных матчей. Цифровые показатели по каждой категории нужно не только подсчитывать в нескольких успешных играх, но и рассчитывать их средние величины. Гораздо важнее определить допустимый диапазон их динамики. Для данного этапа (уровня) технико-тактической подготовки, на котором находится команда, эти данные станут конкретным ориентиром для того, чтобы действия тренера по управлению игрой были в должной мере осмысленны и целесообразны. Интегральная подготовка Игровая и соревновательная деятельность волейболистов - яркий образец системности, связного целого. Взаимосвязаны физические качества, приемы техники, тактические действия; физические качества с техническими приемами и тактическими действиями; приемы техники с тактическими действиями, тактические действия с межличностными отношениями волейболистов. Взаимосвязь сторон подготовки требует специального, целенаправленного воздействия. Значимость этого настолько велика, что в тренировочном процессе волейболистов возникает необходимость выделить специальный раздел подготовки - интегральную (целостную) наряду со всеми другими видами подготовки.
Интегральная подготовка представляет собой системы тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты технической, тактической, физической и всех других видов подготовки в целостной игровой и соревновательной деятельности волейболистов. В достижении спортивного результата в волейболе условно можно выделить три ступени. Первая: уровень физических качеств, который во многом обусловливает эффективность двигательного действия. Вторая: реализация физических способностей через технику конкретных приемов игры. Третья: реализация технических приемов через тактические действия. Целостный характер ступеней и факторов проявляется в том, что чем шире технический арсенал, тем больше возможности реализовать двигательный потенциал. В то же время чем разнообразнее тактика, тем больше случаев для проявления своего технико-физического потенциала. К этому надо добавить, что приемы выполняются многократно в течение одной встречи в условиях коллективных действий, а таких встреч в соревнованиях всегда несколько. Поэтому очень важно добиваться реализации изученного в процессе соревновательного противоборства, где слиты воедино техника и тактика, физические, моральные и волевые качества и т. д. Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку к двусторонним играм и соревнованиям. Под интегральной подготовкой следует понимать целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающими эффективность (результат, выигрыш) игровых действий волейболиста и комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную. В задачи интегральной подготовки входит: осуществление связи между видами подготовки - физической и технической; технической и тактической; морально-волевой с теоретической; волевой и физической с технико-тактической; теоретической и технико-тактической с физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и морально-волевой подготовки в игровых действиях. Ведущими средствами интегральной подготовки служат совмещенные упражнения на стыке двух видов подготовки; упражнения с чередованием различных по характеру движений (подготовительных, подводящих, технических, с переключением заданий); Учебные двусторонние игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и календарные игры с так называемыми установками на игру. Интегральный - неразрывно связанный, цельный. Выделение интегральной подготовки в спортивной тренировке принадлежит Н. Г. Озолину (1970). В дальнейшем это получило развитие в работах Л. П. Матвеева (1976), В. Н. Платонова (1986). В игровых видах спорта концепцию интегральной подготовки ввел Ю. Д. Железняк. Главные методы интегральной подготовки - игровой, соревновательный, методы совмещенных (сопряженных) воздействий. Высшей формой интегральной подготовки являются учебные, контрольные и соревновательные игры по волейболу. Взаимосвязь физической и технической подготовки достигается, во-первых, с развитием физических способностей, необходимых для выполнения конкретного приема игры; во-вторых, с развитием физических способностей в рамках структуры приемов; в-третьих, с развитием специальных физических способностей отдельных приемов в процессе многократного их повторения с интенсивностью, превышающей соревновательную. При этом используют определенные методические приемы и организацию проведения упражнений: чередование упражнений для развития физических качеств; чередование упражнений для развития качеств с упражнениями по технике; соединение качеств и способностей с техническим приемом (например, периферическое зрение и передача сверху двумя руками, быстрота перемещения и блокирование и т. п.). Типовые упражнения здесь следующие:
Единства тактической и технической подготовки достигают через совершенствование технических приемов с помощью многократного выполнения тактических действий повышенной интенсивности. Применяют следующие упражнения:
Переключения при выполнении тактических действий: индивидуальные в рамках групповых, групповые в рамках командных - отдельно в нападении и защите. То же, но при сочетании индивидуальных и групповых тактических действий. Типовые упражнения:
Упражнения усложняют - уменьшают паузы между игровыми фазами, чаще делают переходы (например, после двух-трех действий, не прерывая упражнения), увеличивают число переключений от нападения к защите, одновременно уменьшая продолжительность каждого действия. В этих условиях эффект интеграции всех видов подготовки наибольший. Эти упражнения предваряют игровые задания, игровые фрагменты, учебную двустороннюю игру. Более высокая ступень интегральной подготовки - контрольные игры и календарные соревнования (задания - установки на игру и анализ проведенных игр). Интегральная подготовка оказывает существенное влияние на уверенное применение изученных технических приемов и тактических действий в сложных условиях игры и соревнований. У квалифицированных спортсменов интегральная подготовка занимает основное место в тренировке, особенно в предсоревновательных циклах и соревновательном периоде подготовки. Тренировочные нагрузки Тренировочные нагрузки рассматриваются как важный компонент тренировки, это понятие отражает количественную меру тренировочных воздействий на волейболистов в процессе тренировочных занятий. Выделяют при этом внешнюю, внутреннюю и психологическую стороны нагрузки, составляющих суммарный объем работы, воздействие на организм и психическую сферу спортсмена (Н. Г. Озолин, 1970; Л. П. Матвеев, 1977; Ю. В. Верхошанский, 1985; В. Н. Платонов, 1986). Внешняя (физическая) нагрузка в тренировке волейболистов определяется показателями общего объема в часах (в годовом цикле, средних циклах и микроциклах); соотношения времени на виды подготовки (техническую, тактическую, физическую, интегральную); количество тренировочных занятий; количество тренировочных заданий различной направленности (количество повторений приемов игры и тактических действий, величина и характер отягощений, длина и скорость пробегания дистанций, количество прыжков и т. д.); доли (в процентах) интенсивной работы в общем ее объеме и т. д. Внутренняя (физиологическая) нагрузка в тренировке волейболистов характеризуется реакцией организма на выполненную работу (физиологические, биохимические и другие сдвиги). Определяется показателями ЧСС, систолическим объемом, частотой дыхания, потреблением кислорода, кислородным долгом, скоростью накопления и количеством лактата в крови и др. Психологическая нагрузка в тренировке волейболистов характеризуется волевым и моральным напряжением, эмоциональностью тренировочных заданий, особенно в условиях противоборства с соперником, сенсорной напряженностью и другими сбивающими факторами и переживаниями. Эта нагрузка существенно связана с двумя названными ранее сторонами нагрузки, определяя воздействие на организм волейболиста. Психологическая нагрузка фиксируется в баллах: 1-3 балла - занятие с малой нагрузкой; в 4-5 баллов - занятие со средней нагрузкой; в 6-8 баллов - занятие с большой нагрузкой. Названные стороны нагрузки составляют функциональное целое. Внешними показателями руководствуется тренер при планировании и контроле, внутренние дают возможность определить их соответствие возможностям организма и влияние на развитие тренированности. Увеличение объема, интенсивности, психологической напряженности тренировочной работы в сочетании с различным по характеру и продолжительности отдыхом приводит к усилению сдвигов в Функциональном состоянии различных систем и органов, к возникновению и углублению утомления. Величина сдвигов зависит от уровня подготовленности и спортивной квалификации волейболистов: одна и та же по характеру нагрузка вызывает меньшую реакцию и более быстрое восстановление у мастеров по сравнению с начинающими. Тренировочная нагрузка дает тренировочный эффект, оцениваемый по величине изменения состояния волейболиста. Выделяют: срочный тренировочный эффект - это текущая реакция организма на одно тренировочное задание, упражнение; отставленный тренировочный эффект - это изменение состояния спортсмена после тренировочного занятия, то есть суммарного влияния комплекса тренировочных заданий и упражнений; кумулятивный тренировочный эффект - результат последовательного суммирования организмом всех тренировочных эффектов системы тренировочных занятий. Таким образом, в каждом отдельном тренировочном занятии нагрузка должна обеспечить соответствующий эффект, но должна быть логически связана с тренировочными эффектами предшествующих и последующих занятий (Л. П. Матвеев, 1977; Ю. В. Верхошанский, 1985; Я. М. Коц, 1986). Тренировочные нагрузки имеют определенные характеристики с учетом воздействия на организм спортсменов и достижения тренировочного эффекта применяемых средств. Выделяют следующие характеристики (Н. Г. Озолин, 1970; Л. П. Матвеев, 1977; М. А. Годик, 1982; Ю. В. Верхошанский, 1985; В. Н. Платонов, 1986).
Специфичность тренировочной нагрузки отражает степень сходства, соответствия применяемых в тренировке упражнений с основными параметрами технико-тактических соревновательных действий волейболиста. В этом плане все упражнения можно разделить на основные и вспомогательные. В более широком понимании специфичность находит отражение в адекватности главным соревнованиям. Специфичность связана со сложностью упражнений. Сложность упражнений определяется по степени их приближенности к игровым условиям, а также по условиям, в которых занимающимся приходится выполнять технические приемы и тактические действия (темп, переключения, количество и сложность игровых фраз и т. п.), а также различные упражнения из специальной физической подготовки. По мере увеличения возраста волейболистов и роста их спортивного мастерства сложность упражнений возрастает, увеличивается их доля в тренировочных средствах, применяемых в учебно-тренировочном процессе. Направленность тренировочной нагрузки характеризует силу ее воздействия на организм спортсмена и во многом определяет уровень специальной работоспособности волейболиста. С ростом этого уровня необходимо вводить в тренировку более эффективные средства, изменять характер и продолжительность отдыха, число повторений упражнений, их сложность. Величина нагрузки отражает количественную сторону тренировочных воздействий. Внешняя сторона нагрузки представляет собой количественное выражение выполненной тренировочной работы, внутренняя - степень мобилизации функциональных возможностей организма волейболиста при выполнении тренировочных заданий. Число повторений упражнения при одних и тех же значениях (интенсивности, продолжительности, характера отдыха) во многом определяет величину ответных реакций организма: выполнение подряд нескольких нападающих ударов, блокирования, приема подачи и т. п. Количество занимающихся, выполняющих то или иное упражнение, также во многом влияет на характер нагрузки: групповые упражнения, упражнения в парах, упражнения - два партнера против одного, например, при отработке защитных действий и т. п. Продолжительность упражнений в тренировке волейболистов варьирует в широких пределах - от нескольких секунд до десятков минут. Здесь особенно важно учитывать продолжительность, содержание, насыщенность игровых соревновательных фаз и моделирование этих параметров в тренировке. Продолжительность зависит от тех задач, которые ставятся в тренировочном занятии с использованием этих упражнений. Варьирование продолжительности и скорости выполнения упражнений приводит к их обеспечению разными энергетическими механизмами. Кратковременное выполнение упражнений с большой скоростью способствует повышению анаэробной производительности, продолжительная работа с невысокой скоростью совершенствует аэробные возможности. Интенсивность упражнения отражает силу его воздействия и обусловливает характер физиологических сдвигов в организме волейболистов. Интенсивность является важным фактором, обусловливающим положительный тренировочный эффект. Различные уровни интенсивности мобилизуют те или иные функции энергообеспечения, что в конечном счете дает возможность активно влиять на основные параметры приемов игры и эффективность игровых действий юных волейболистов. Интенсивность нагрузки характеризуется силой отдельных тренирующих воздействий или выполненной в единицу времени работой при серийных воздействиях (скорость в м/с, частота движений, величина отягощений, темп игры и количество выполняемых приемов). Тренировочные воздействия по интенсивности варьируют в широких пределах, в связи с чем выделяют зоны интенсивности для того, чтобы лучше планировать нагрузку и осуществлять контроль (ее оценку). В спортивных играх для этого используется показатель ЧСС. Показатели ЧСС в календарных играх у волейболистов составляют 180-185 уд/мин и доходят до 200 уд/мин (А. В. Беляев, 1983). Кроме этого, интенсивность оценивается в баллах с учетом ЧСС и характера энергообеспечения. На основании данных различных авторов (Л. П. Матвеев, 1977; М. Я. Набатникова, 1982; Д. Харре, М. А. Годик, 1980; А. В. Беляев, 1983, и др.) зоны интенсивности, показатели ЧСС и оценка в баллах представлены в табл. 2. Таблица 2. Шкала интенсивности и оценки в баллах тренировочных нагрузок
Характер отдыха и его продолжительность наряду с интенсивностью во многом определяют величину и характер сдвигов в организме под влиянием упражнений. Одни и те же параметры нагрузки, но при разных интервалах отдыха приводят к разным эффектам тренирующих воздействий. Характер отдыха между выполнением упражнений, между тренировочными занятиями влияет на восстановительные процессы, в итоге - на характер сдвигов, происходящих в организме. В зависимости от задач определяется продолжительность и характер отдыха. Особое значение имеет характер чередования активных и пассивных фаз в структуре соревновательной деятельности волейболистов. Распределение тренировочных нагрузок с учетом их основных характеристик: специфичности, направленности, величины, продолжительности и интенсивности в многолетнем аспекте, в годичном цикле по периодам и этапам, в микроциклах и отдельных тренировочных занятиях - имеет важнейшее значение и во многом определяет эффективность тренировочного процесса. Этот процесс зависит от возраста и квалификации волейболистов, требований периодизации, закономерностей адаптации организма к тренирующим воздействиям. В отношении направленности нагрузки выделяют два варианта распределения (Ю. В. Верхошанский, 1985): рассредоточенный и сосредоточенный. В первом случае средства равномерно распределяются в течение года, во втором - они сосредоточиваются на определенных этапах подготовки. В тренировке спортсменов средней квалификации оба варианта приносят положительный эффект. Спортсменам высокой квалификации больше подходит второй вариант. Тренировочные нагрузки тесно связаны с соревновательными нагрузками. Умелое сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле и многолетней подготовке (четырехлетний олимпийский цикл, этапы подготовки спортивных резервов) во многом определяет эффективность этой подготовки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|